Приказ Департамента АПК и потребительского рынка ЯО от 18.03.2013 N 67 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"



Зарегистрировано в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 20 марта 2013 г. № 04-3131
------------------------------------------------------------------

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 18 марта 2013 г. № 67

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НА СЕЛЕ" НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ

В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 № 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

2. Признать утратившими силу приказы департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области:
- от 06.09.2011 № 135 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2012 - 2014 годы";
- от 16.04.2012 № 83 "О внесении изменений в приказ департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 06.09.2011 № 135".

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента - председателя комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности департамента Шишину В.В.

4. Приказ вступает в силу с момента подписания.

Директор департамента
А.Н.ШИЛОВ





Утверждена
приказом
департамента
агропромышленного комплекса
и потребительского рынка
Ярославской области
от 18.03.2013 № 67

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОДДЕРЖКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НА СЕЛЕ"
НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ

ПАСПОРТ ВЦП


Цель ВЦП обеспечение сельского населения социально значимыми
потребительскими товарами и бытовыми услугами

Срок действия 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов
ВЦП

Куратор ВЦП заместитель Губернатора области Боровицкий Михаил
Васильевич

Ответственный департамент директор департамента Шилов
исполнитель ВЦП агропромышленного Александр Николаевич, тел. 31-47-29;
комплекса и заместитель директора - председатель
потребительского комитета потребительского рынка,
рынка Ярославской пищевой и перерабатывающей
области (далее - промышленности департамента
департамент) Шишина Валентина Валерьяновна,
тел. 32-80-69

Исполнители органы местного
ВЦП самоуправления
муниципальных
образований области

Электронный http://www.yarregion.ru/depts/dapk/Pages/potrebrynok.
адрес размещения aspx
информации о ВЦП
в интернете


Общая потребность в ресурсах


Источники Объем финансирования, тыс. руб.
финансирования
всего в том числе по годам

2013 2014 2015

Областной бюджет 13794 4598 4598 4598

Внебюджетные источники 93000 31000 31000 31000

Справочно:

МБ 1398 466 466 466

Итого по ВЦП 108192 36064 36064 36064


I. Краткое описание сложившейся ситуации

Повышение качества жизни сельского населения, гарантированное обеспечение сельского населения социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами являются неотъемлемой частью государственной политики и приоритетными направлениями социально-экономического развития региона. Одним из основных принципов функционирования потребительского рынка является развитие конкурентной среды, что позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Программно-целевой метод решения проблем обеспечения сельского населения качественными и доступными товарами и бытовыми услугами доказал свою эффективность на региональном уровне. С 2001 года в области реализовывалась областная целевая программа "Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения", с 2010 года - областная целевая программа "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2010 - 2011 годы, с 2012 года - ведомственная целевая программа "Поддержка потребительского рынка на селе".
В рамках реализации мероприятий ВЦП осуществляются меры, направленные на комплексное развитие сферы услуг на селе, расширение социально значимых видов услуг, повышение квалификации специалистов отрасли. В рамках реализации ВЦП более 20 отдаленных сельских населенных пунктов получили возможность комплексного бытового обслуживания, около 400 специалистов повысили свою квалификацию. Кроме того, реализация ВЦП позволила обеспечить сельское население области более чем в 1000 отдаленных труднодоступных сельских населенных пунктах, где нет стационарной сети, товарами первой необходимости.
В течение 2012 года число объектов бытового обслуживания возросло по области на 9 процентов. Среди районов области строительство предприятий бытового обслуживания осуществлялось в Даниловском муниципальном районе - открыто 5 объектов; Рыбинском - 4 объекта; Угличском, Большесельском, Ярославском - по 2 объекта; Гаврилов-Ямском, Некрасовском, Некоузском, Первомайском, Пошехонском - по 1 объекту.
В целом по области продолжается рост обеспеченности торговыми площадями: в большинстве муниципальных районов суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями превышает нормативный стандарт, утвержденный постановлением Правительства области от 31.01.2011 № 39-п "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов". Так, в Ярославском, Брейтовском, Любимском, Первомайском муниципальных районах суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями на 80 процентов превышает нормативный стандарт; Угличском - 61 процент; Мышкинском, Некрасовском - 50 процентов; Ростовском, Тутаевском, Гаврилов-Ямском, Большесельском - 40 процентов; Борисоглебском - 33 процента; Даниловском, Некоузском - 21 процент; Переславском - 14 процентов; Пошехонском - 10 процентов.
Только в Рыбинском муниципальном районе суммарная фактическая обеспеченность на 3 процента ниже норматива.
Фактическая обеспеченность торговыми площадями по продаже продовольственных во всех муниципальных районах превышает нормативный стандарт. Так, в Любимском, Первомайском, Брейтовском, Борисоглебском, Некрасовском муниципальных районах - в 3 раза; Большесельском, Гаврилов-Ямском - 2,7 раз; Мышкинском и Ростовском - 2 раза; Даниловском, Угличском, Ярославском - 1,7 - 1,8 раза; Переславском и Пошехонском - на 30 процентов.
Фактическая обеспеченность торговыми площадями по продаже непродовольственных товаров выше минимального стандарта в 10 муниципальных районах: в Ярославском - на 85 процентов; Угличском - 54 процента; в Тутаевском - 36 процентов; Мышкинском и Первомайском - 24 - 27 процентов; Брейтовском - 16 процентов; Любимском, Переславском, Ростовском и Пошехонском - 103 - 107 процентов.
Однако фактическая обеспеченность торговыми площадями по продаже непродовольственных товаров ниже минимального стандарта в 7 муниципальных районах: в Некоузском муниципальном районе норматив выполнен на 50 процентов; Борисоглебском - 60 процентов; Рыбинском - 70 процентов; Некрасовском и Большесельском - 80 процентов; Брейтовском и Гаврилов-Ямском - 95 процентов.
Социально-экономическая ситуация в сфере потребительского рынка на селе остается сложной. Сложившееся в области размещение объектов торгового обслуживания на селе не полностью отвечает потребностям населения. Остается проблема доставки товаров в населенные пункты, расположенные вдали от крупных населенных пунктов, дорожных магистралей и с небольшим количеством проживающих (в основном пенсионного возраста). Жители таких населенных пунктов лишены возможности пользоваться социально значимыми услугами по месту жительства.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, более половины сельских поселений области на 01 января 2012 года относились к числу малонаселенных пунктов с числом жителей не более 10 человек. В населенных пунктах, где количество жителей не превышает 10 - 20 человек, нет стационарных точек торговли. Обеспечение жителей таких населенных пунктов социально значимыми товарами первой необходимости осуществляется путем выездной торговли. По данным муниципальных образований области, на их территориях насчитывается более 1000 сельских населенных пунктов, доставка товаров в которые затруднена.
В 2012 году темп роста оборота розничной торговли в целом по области составил 107,2 процента к уровню 2011 года (в сопоставимых ценах). Согласно прогнозу социально-экономического развития области в 2013 году темп роста оборота розничной торговли составит 108,7 процента к уровню предыдущего года, в 2014 году - 108,5 процента. В то же время темп роста оборота розничной торговли в сельских районах области значительно ниже.
Наблюдается нарастающая дифференциация муниципальных образований области по уровню развития потребительского рынка, качества реализуемых товаров и услуг, сервисного обслуживания.
Среднедушевой оборот розничной торговли за 9 месяцев 2012 года в среднем по области составил почти 84 тысячи рублей. В муниципальных районах области ниже: в Рыбинском и Борисоглебском - почти в 3 раза ниже среднеобластного значения; Большесельском и Некрасовском - 2,5 раза; Первомайском, Тутаевском, Любимском, Мышкинском - 2 раза; Гаврилов-Ямском, Брейтовском, Даниловском, Некоузском, Пошехонском - на 35 - 45 процентов; Ростовском, Угличском - 30 - 37 процентов.
В среднем по области за 2012 год среднедушевой объем оказанных населению бытовых услуг составил 2000 рублей. Состояние дел в сфере бытового обслуживания населения, особенно на селе, остается нестабильным. Потребителями бытовых услуг на селе в основном являются граждане с низкой платежеспособностью: неработающие пенсионеры и малообеспеченные семьи. Вследствие этого организации сдерживают цены на уровне потребительского спроса, что влечет за собой убытки. Таким образом, на селе сохраняется дефицит предприятий, оказывающих бытовые услуги населению ввиду отсутствия их экономической привлекательности, низкого уровня развития частного предпринимательства на селе. Экономическая ситуация вынуждает организации сферы бытовых услуг закрываться или заниматься другим видом деятельности.
Еще одной проблемой является слабая обеспеченность предприятий потребительского рынка на селе профессиональными кадрами, которая должна решаться путем обучения, повышения квалификации, участия в конкурсах и мастер-классах.
Ожидаемые результаты реализации ВЦП соответствуют приоритетной задаче социально-экономического развития области - повышению уровня и качества жизни населения в части обеспеченности качественными и безопасными социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами.
Реализация ВЦП будет направлена в первую очередь на преодоление слабых сторон обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания, к числу которых относятся:
- недостаточное развитие инфраструктуры предприятий потребительского рынка, особенно в отдаленных сельских населенных пунктах;
- недостаточное обеспечение сельского населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах, торговыми площадями;
- отсутствие в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах стационарных точек торговли;
- дефицит сети предприятий по оказанию бытовых услуг сельскому населению области;
- низкий уровень материально-технической базы и высокая изношенность оборудования в сфере бытового обслуживания;
- отсутствие системы обеспечения качества и безопасности товаров и услуг для сельского населения;
- отсутствие защиты прав потребителей на селе;
- нехватка профессиональных кадров для обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания.
Существенными факторами успеха намеченных изменений в обеспечении доступности потребительского рынка для сельского населения являются:
- наличие политической воли к повышению качества торгового обслуживания сельского населения;
- наличие необходимой ресурсной базы для доставки товаров в отдаленные сельские населенные пункты и расширения рынка бытовых услуг;
- наличие высококвалифицированных кадров, которые будут вовлечены в реализацию мероприятий по развитию и совершенствованию бытового обслуживания населения и торговли в области.
В качестве рисков (угроз) для реализации мероприятий по развитию и совершенствованию потребительского рынка в области можно выделить следующие:
- природно-климатические;
- плохое качество дорог и их содержание, особенно в зимний период, а также отсутствие дорог в ряду населенных пунктов;
- социальные, обусловленные недостаточным количеством подготовленных кадров в отрасли торговли, общественного питания и бытового обслуживания проживающих в сельской местности;
- законодательные, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию торговой деятельности.
Из приведенного выше анализа проблем обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания следует, что стоящие перед областью задачи по повышению качества жизни сельского населения носят комплексный характер и требуют для своего решения согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов области, организаций всех форм собственности и предпринимателей, оказывающих услуги населению.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем с помощью программно-целевого метода приведет к дальнейшему ухудшению условий жизни на селе.
Использование других вариантов решения проблемы не приведет к решению поставленных задач. Обеспечение сельского населения товарами первой необходимости и оказание бытовых услуг сельскому населению в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах осуществляются выездным методом. Доставка товаров и услуг в такие населенные пункты связана со значительными финансовыми затратами. Возникает риск ликвидации этих видов деятельности на селе. Поэтому для обеспечения сельского населения качественными и безопасными товарами и услугами необходима государственная поддержка.

II. Цель ВЦП

Цель ВЦП - обеспечение сельского населения социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами.


Показатели цели

наименование показателя единица базовое планируемое значение
измерения значение
(2012 2013 2014 2015
год) год год год

1 2 3 4 5 6

Доля сельских населенных % 65 65 65 65
пунктов, в которые
организована доставка
социально значимых товаров,
от общего количества
труднодоступных и
малонаселенных сельских
населенных пунктов

Периодичность доставки количество 1 1 1 1
социально значимых товаров и раз в неделю
услуг в сельские населенные (не менее)
пункты


III. Задачи, результаты и мероприятия ВЦП


№ Наименование задачи, Вид Единица Источ- Значение результата, объем
п/п результата и мероприятия бюджет- измерения ник финансирования мероприятий
ного финан-
ассиг- сиро- очередной 1-й год 2-й год
нования вания финансовый планового планового
год периода периода

2013 год 2014 год 2015 год

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Задача 1. Обеспечение территориальной тыс. руб. всего 34654 34654 34654
доступности товаров и услуг для ОБ 4188 4188 4188
сельского населения путем оказания МБ 466 466 466
государственной поддержки ВИ 30000 30000 30000

1.1 Результаты:

1.1.1 Количество сельских населенных единиц 1008 1008 1008
пунктов, в которых организована
доставка товаров и услуг

1.1.2 Численность работающих в сфере тыс. чел. 11,56 11,75 12,0
бытового обслуживания населения
области

1.2 Мероприятия:

1.2.1 Предоставление субсидий бюджетам тыс. руб. всего 23731 23731 23731
муниципальных районов области с целью ОБ 3358 3358 3358
возмещения части затрат организациям МБ 373 373 373
любых форм собственности и ВИ 20000 20000 20000
индивидуальным предпринимателям,
занимающимся доставкой товаров в
отдаленные сельские населенные пункты

1.2.2 Предоставление субсидий бюджетам тыс. руб. всего 19923 19923 19923
муниципальных районов области с целью ОБ 830 830 830
возмещения части затрат организациям МБ 93 93 93
любых форм собственности и ВИ 10000 10000 10000
индивидуальным предпринимателям,
оказывающим социально значимые
бытовые услуги сельскому населению

2 Задача 2. Защита прав сельских тыс. руб. всего - - -
потребителей

2.1 Результат - количество проведенных единиц 12 12 12
семинаров, конференций, "круглых
столов" по вопросам обеспечения
защиты прав потребителей

2.2 Мероприятия:

2.2.1 Информирование и обучение сельского - - -
населения основам защиты прав
потребителей

2.2.2 Организация и проведение семинаров, - - -
конференций, "круглых столов" по
вопросам обеспечения защиты прав
потребителей

2.2.3 Проведение мониторинга качества и - - -
безопасности товаров и услуг на
потребительском рынке муниципальных
районов области

2.2.4 Проведение мониторинга розничных цен - - -
на продукты питания

3 Задача 3. Организация повышения тыс. руб. всего 1410 1410 1410
квалификации кадров для предприятий ОБ 410 410 410
потребительского рынка муниципальных МБ - - -
районов области ВИ 1000 1000 1000

3.1 Результаты:

3.1.1 Число работников потребительского чел. 200 200 200
рынка, прошедших повышение
квалификации

3.1.2 Количество проведенных конкурсов, единиц 3 3 3
фестивалей

3.2 Мероприятия:

3.2.1 Изучение кадровой ситуации и - - -
разработка прогноза потребности в
специалистах потребительского рынка

3.2.2 Повышение квалификации работников тыс. руб. всего 1120 1120 1120
потребительского рынка муниципальных ОБ 120 120 120
районов области ВИ 1000 1000 1000

3.2.3 Проведение ежегодного областного тыс. руб. всего 80 80 80
семинара по развитию потребительского ОБ 80 80 80
рынка на селе с участием
представителей администраций
муниципальных районов области,
индивидуальных предпринимателей и
организаций потребительского рынка

3.2.4 Организация проведения регионального тыс. руб. всего 120 120 120
тура конкурса портных-любителей ОБ 120 120 120

3.2.5 Организация проведения областного тыс. руб. всего 90 90 90
фестиваля "Сохранение традиций ОБ 90 90 90
русской кухни"

Итого по ВЦП тыс. руб. всего 36064 36064 36064

ОБ 4598 4598 4598

МБ 466 466 466

ВИ 31000 31000 31000


IV. Механизм реализации и управления ВЦП

ВЦП реализуется через систему ежегодного уточнения программных показателей и оценку промежуточных и итоговых результатов выполнения мероприятий по поддержке потребительского рынка муниципальных районов области.
Департамент обеспечивает реализацию ВЦП и ее финансирование, осуществляет координацию деятельности ее участников, оценку эффективности и результативности ВЦП, формирует отчет о реализации ВЦП. Департамент несет ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий ВЦП, рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию ВЦП, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Координацию деятельности структурных подразделений департамента, муниципальных образований области по реализации ВЦП осуществляет директор департамента. За реализацию и выполнение мероприятий ВЦП несут ответственность сотрудники комитета в соответствии с должностными регламентами. Контроль за достижением целевых показателей, формирование отчетов о реализации ВЦП возлагается на заместителя директора департамента - председателя комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности департамента.
Программные мероприятия предполагается осуществлять через заключение с участниками ВЦП в установленном порядке соответствующих соглашений (договоров).
Условия предоставления и распределение субсидий между муниципальными образованиями области утверждаются постановлением Правительства области.
Департамент организует размещение на странице департамента на официальном портале органов государственной власти области текста ВЦП и информации о результатах ее реализации.

Список используемых сокращений

ВЦП - ведомственная целевая программа "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов
ВИ - внебюджетные источники
МБ - местные бюджеты
ОБ - областной бюджет.





Приложение 1
к ВЦП

ОБОСНОВАНИЕ
потребности в ресурсах, необходимых для реализации ВЦП

Исходя из опыта реализации ранее действовавших областных целевых и ведомственных целевых программ в данной ВЦП учитывается ряд мероприятий, проводимых ранее, имевших высокий социальный эффект и востребованных в муниципальных районах области.
Расчет бюджетных средств осуществлен на основе предложений органов местного самоуправления муниципальных образований области, с учетом опыта реализации областной целевой программы "Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения" на 2008 - 2009 годы и областной целевой программы "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2010 - 2011 годы, а также исходя из возможностей местных бюджетов софинансирования мероприятий ВЦП.
Предоставление средств областного бюджета осуществляется в форме:
- субсидий бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, оказывающим социально значимые бытовые услуги сельскому населению;
- субсидий бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, занимающимся доставкой товаров в отдаленные сельские населенные пункты.
Расходы на обеспечение ВЦП складываются с учетом затрат на горюче-смазочные материалы организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся доставкой товаров в отдаленные сельские населенные пункты, сумм убытков по содержанию комплексных приемных пунктов, прачечных, бань, салонов и мастерских, оказывающих бытовые услуги населению.
Кроме того, в целях повышения профессионального мастерства работников потребительского рынка, презентации потенциала области ВЦП предусматриваются средства на повышение квалификации работников потребительского рынка муниципальных районов области, проведение конкурсов профессионального мастерства.
Потребность в бюджетных ресурсах области на реализацию мероприятий ВЦП составляет 13794 тысячи рублей.


Наименование ресурсов Потребность

2013 г. 2014 г. 2015 г. всего

1 2 3 4 5

Финансовые ресурсы - 4598 4598 4598 13794
областной бюджет (тыс. руб.)
в том числе по следующим
направлениям

- субсидии бюджетам муниципальных районов 3358 3358 3358 10074
области с целью возмещения части затрат
организациям любых форм собственности и
индивидуальным предпринимателям,
занимающимся доставкой товаров в
отдаленные сельские населенные пункты

- субсидии бюджетам муниципальных районов 830 830 830 2490
области с целью возмещения части затрат
организациям любых форм собственности и
индивидуальным предпринимателям,
оказывающим социально значимые бытовые
услуги сельскому населению

- повышение квалификации кадров для 410 410 410 1230
предприятий потребительского рынка
муниципальных районов области


Список используемых сокращений

ВЦП - ведомственная целевая программа "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.





Приложение 2
к ВЦП

ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ВЦП с детализацией по полугодиям 2013 года


№ Наименование задачи, результата Единица Планируемое значение
п/п измерения результата, в том числе по
полугодиям

всего первое второе
на 2013 полугодие полугодие
год

1 2 3 4 5 6

1 Задача 1. Обеспечение территориальной
доступности товаров и услуг для
сельского населения путем оказания
государственной поддержки

1.1 Результаты:

1.1.1 Количество сельских населенных пунктов, единиц 1008 1008 1008
в которых организована доставка товаров
и услуг

1.1.2 Численность работающих в сфере бытового тыс. чел. 11,56 11,56 11,56
обслуживания населения области

2 Задача 2. Защита прав сельских
потребителей

2.1 Результат - количество проведенных единиц 12 6 6
семинаров, конференций, "круглых
столов" по вопросам обеспечения защиты
прав потребителей

3 Задача 3. Организация повышения
квалификации кадров для предприятий
потребительского рынка муниципальных
районов области

3.1 Результаты:

3.1.1 Число работников потребительского чел. 200 100 100
рынка, прошедших повышение квалификации

3.1.2 Количество проведенных конкурсов, единиц 3 2 1
фестивалей


Список используемых сокращений

ВЦП - ведомственная целевая программа "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.


------------------------------------------------------------------