Постановление Правительства ЯО от 07.06.2013 N 653-п "Об утверждении Положения о региональной навигационно-информационной системе транспортного комплекса Ярославской области и Регламента взаимодействия ее участников"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2013 г. № 653-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ
НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТНОГО
КОМПЛЕКСА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕГЛАМЕНТА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕЕ УЧАСТНИКОВ

В целях реализации пункта 1 постановления Правительства области от 24.12.2012 № 1509-п "О региональной навигационно-информационной системе транспортного комплекса"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:
- Положение о региональной навигационно-информационной системе транспортного комплекса Ярославской области;
- Регламент взаимодействия участников региональной навигационно-информационной системы транспортного комплекса Ярославской области.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Краснова А.С.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Первый заместитель
Губернатора области -
Председатель Правительства
Ярославской области
А.Л.КНЯЗЬКОВ





Утверждено
постановлением
Правительства области
от 07.06.2013 № 653-п

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Данное Положение определяет назначение, цели и задачи создания, структуру и состав, а также порядок функционирования региональной навигационно-информационной системы транспортного комплекса Ярославской области (далее - РНИС ТК).

2. Назначение РНИС ТК

РНИС ТК предназначена для:
- повышения уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
- информационного обеспечения автоматизированного центра контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - АЦКН Ространснадзора) и ее структурных подразделений в части мониторинга перевозок пассажиров и опасных грузов;
- информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Ярославской области и подведомственных им организаций в части принятия решений по управлению транспортным комплексом посредством использования современных информационно-телекоммуникационных технологий и технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС на основе типовых унифицированных технических решений.

3. Цели и задачи создания РНИС ТК

3.1. Целями создания РНИС ТК являются:
- обеспечение безопасности автомобильных перевозок на территории Ярославской области;
- повышение эффективности реализации контрольно-надзорных полномочий в транспортном комплексе Ярославской области;
- повышение эффективности процессов управления транспортным комплексом Ярославской области;
- широкомасштабное внедрение технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС на территории Ярославской области;
- участие в создании единого навигационно-информационного пространства на территории Российской Федерации.
3.2. Для достижения целей создания РНИС ТК обеспечивает решение следующих основных задач:
- обеспечение информационного взаимодействия с существующими и вновь создаваемыми навигационно-информационными системами и диспетчерскими центрами;
- обеспечение информационного взаимодействия с АЦКН Ространснадзора;
- осуществление мониторинга транспортных средств, подключенных к РНИС ТК;
- взаимодействие с диспетчерскими центрами и пунктами служб экстренного реагирования, системой экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" и системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Ярославской области;
- расширение спектра услуг в области навигационно-информационных технологий и повышение их качества для различных категорий потребителей на территории Ярославской области;
- обеспечение применения унифицированных подходов и решений в сфере внедрения и использования технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС, в том числе при создании систем мониторинга и управления автомобильным транспортом на основе технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС на территории Ярославской области.

4. Структура и состав РНИС ТК

4.1. РНИС ТК представляет собой единую автоматизированную навигационно-информационную систему, действующую на территории Ярославской области.
4.2. РНИС ТК имеет модульную структуру и включает в себя:
- программно-аппаратный комплекс, состоящий из серверного и телекоммуникационного оборудования и общесистемного программного обеспечения;
- прикладное программное обеспечение, предназначенное для получения, передачи, хранения, обработки и визуализации мониторинговой информации;
- автоматизированные рабочие места персонала, выполняющего функцию контроля (мониторинга) транспортных средств.
4.3. РНИС ТК включает в свой состав следующие функциональные подсистемы:
4.3.1. Телематическая навигационно-информационная платформа, предназначенная для получения, обработки, хранения, маршрутизации и передачи в иные подсистемы РНИС ТК, в АЦКН Ространснадзора телематической информации, получаемой от навигационно-информационных системам и диспетчерских центров.
4.3.2. Подсистема мониторинга транспортных средств, предназначенная для осуществления автоматизированного дистанционного мониторинга транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, специальных, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
4.3.3. Подсистема информационно-аналитического обеспечения, предназначенная для предоставления различным категориям пользователей РНИС ТК мониторинговой информации.
4.3.4. Иные подсистемы (по мере необходимости).

5. Порядок функционирования РНИС ТК

5.1. Функционирование РНИС ТК осуществляется в соответствии с:
- Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 22-ФЗ "О навигационной деятельности";
- Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 года № 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации";
- приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 20 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS";
- приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2012 г. № 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов";
- постановлением Правительства области от 29.07.2010 № 547-п "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и о региональном сетевом операторе";
- постановлением Правительства области от 24.12.2012 № 1509-п "О региональной навигационно-информационной системе транспортного комплекса".
5.2. Принцип работы РНИС ТК.
С установленных на транспортных средствах (или иных подвижных объектах) абонентских телематических терминалов (навигационно-связное оборудование, работающее в системах глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS) в режиме, близком к реальному времени, передается телематическая информация в ведомственные навигационно-информационные системы и диспетчерские центры.
Телематическая информация о параметрах движения, состоянии и местоположении транспортного средства (или иного подвижного объекта) из ведомственных навигационно-информационных систем и диспетчерских центров по поручению владельцев транспортных средств транслируется в режиме, близком к реальному времени, на телематическую навигационно-информационную платформу РНИС ТК. Владелец транспортного средства передает в информационно-аналитическую подсистему РНИС ТК информацию о транспортном средстве, оснащенном абонентским телематическим терминалом.
Телематическая информация и данные о транспортном средстве и владельце документируются в базе данных РНИС ТК, обрабатываются и используются для отображения пользователям и передачи в АЦКН Ространснадзора, иные навигационно-информационные системы.
5.3. Участниками информационного взаимодействия РНИС ТК являются:
- организатор РНИС ТК;
- оператор РНИС ТК;
- пользователи РНИС ТК.
К пользователям РНИС ТК относятся:
- операторы ведомственных навигационно-информационных систем;
- владельцы транспортных средств;
- контрольно-надзорные ведомства;
- органы исполнительной власти Ярославской области.
Организатор РНИС ТК - уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирующие и распорядительные функции по формированию и использованию ресурсов РНИС ТК и обеспечивающий ее эксплуатацию и развитие в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ярославской области и данным Положением.
Организатор РНИС ТК устанавливает цели, задачи и правила функционирования РНИС ТК и правила использования для всех участников РНИС ТК.
5.4. Оператор РНИС ТК - уполномоченная организация Ярославской области:
- обеспечивает бесперебойное функционирование РНИС ТК и осуществляет ее эксплуатацию;
- предотвращает несанкционированный доступ к информационным ресурсам РНИС ТК и (или) передачу информации, содержащейся в РНИС ТК, лицам, не имеющим права доступа к такой информации;
- обеспечивает защиту информации в РНИС ТК;
- обеспечивает сбор и ввод в систему информации, необходимой для осуществления мониторинга транспортных средств и организации управления транспортными средствами;
- оказывает техническую поддержку пользователям РНИС ТК;
- обеспечивает предоставление отчетности организатору РНИС ТК.
5.5. Пользователями РНИС ТК являются:
- органы исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и подведомственные им организации;
- индивидуальные предприниматели и юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Ярославской области;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и иные федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и (или) подведомственные им организации, расположенные на территории Ярославской области;
- физические лица;
- экстренные оперативные службы Ярославской области.
5.6. Подключение и использование РНИС ТК, а также предоставление пользователям мониторинговой информации осуществляется на основании соглашения (договора) на оказание услуг и осуществление информационного обмена в сфере навигационной деятельности, заключенного между оператором РНИС ТК и соответствующим пользователем.
5.7. В процессе функционирования РНИС ТК обеспечивает пользователей необходимыми и достоверными данными для осуществления мониторинга текущей ситуации в сфере транспортного комплекса Ярославской области и оперативного принятия управленческих решений.
5.8. Расходы, связанные с созданием и функционированием РНИС ТК, могут осуществляться за счет средств внебюджетных источников и бюджета Ярославской области.





Утвержден
постановлением
Правительства области
от 07.06.2013 № 653-п

РЕГЛАМЕНТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ
НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Регламент взаимодействия участников региональной навигационно-информационной системы транспортного комплекса Ярославской области (далее - Регламент) определяет состав, порядок работы и взаимодействие участников региональной навигационно-информационной системы транспортного комплекса Ярославской области (далее - РНИС ТК).
1.2. Участники РНИС ТК - субъекты информационного обмена, взаимодействующие в рамках обеспечения функционирования и использования РНИС ТК.
К участникам РНИС ТК относятся:
- организатор РНИС ТК;
- оператор РНИС ТК;
- пользователи РНИС ТК.
К пользователям РНИС ТК относятся:
- операторы ведомственных навигационно-информационных систем;
- владельцы транспортных средств;
- контрольно-надзорные ведомства;
- органы исполнительной власти Ярославской области.
1.3. Организатор РНИС ТК - уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области, осуществляющий регулирующие и распорядительные функции по формированию и использованию ресурсов РНИС ТК.
Организатор РНИС ТК:
- устанавливает цели, задачи и правила функционирования РНИС ТК;
- устанавливает правила использования РНИС ТК для всех участников РНИС ТК;
- обеспечивает эксплуатацию и развитие РНИС ТК в соответствии с законодательством Российской Федерации и Регламентом.
1.4. Оператор РНИС ТК - уполномоченная организация Ярославской области, осуществляющая:
- эксплуатацию и развитие РНИС ТК в соответствии с действующим законодательством и Регламентом;
- бесперебойное круглосуточное функционирование РНИС ТК;
- обеспечение полного комплекса услуг по администрированию и обслуживанию РНИС ТК;
- техническую поддержку пользователей РНИС ТК.
1.5. Пользователями РНИС ТК являются:
- органы исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и подведомственные им организации;
- индивидуальные предприниматели и юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Ярославской области;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) и иные федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и (или) подведомственные им организации, расположенные на территории Ярославской области;
- физические лица;
- экстренные оперативные службы Ярославской области.
1.6. Мониторинговая информация - это навигационная информация, информация о владельцах транспортных средств и информация об оборудовании ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, полученная в результате осуществления мониторинга транспортных средств или иных подвижных объектов, поступающая в РНИС ТК от пользователей в соответствии с заключенными ими соглашениями (договорами) с оператором РНИС ТК.
1.7. Абонентские телематические терминалы (далее - АТТ) - это навигационно-связное оборудование ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, устанавливаемое на транспортные средства или иные подвижные объекты.

2. Функции РНИС ТК

РНИС ТК обеспечивает выполнение следующих функций:
- тестирование, подключение и регистрация абонентских телематических терминалов ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS), установленных на транспортных средствах;
- получение мониторинговой информации от ведомственных навигационно-информационных систем, диспетчерских центров и других информационных систем, осуществляющих мониторинг транспортных средств;
- передача мониторинговой информации в другие информационные системы, в том числе в Ространснадзор;
- хранение и обработка мониторинговой информации.

3. Права, обязанности и ответственность участников РНИС ТК

3.1. Организатор РНИС ТК обязан:
- информировать участников информационного взаимодействия об изменениях в Регламенте;
- принимать от субъектов РНИС ТК и систематизировать предложения, связанные с функционированием и развитием РНИС ТК с целью улучшения качества работы и расширения функциональных возможностей;
- организовывать необходимые мероприятия, связанные с обеспечением функционирования и развития РНИС ТК;
- обеспечивать внедрение технологий ГЛОНАСС, направленных на обеспечение безопасности граждан и социально-экономическое развитие Ярославской области.
3.2. Организатор РНИС ТК имеет право:
- вносить изменения в Регламент;
- развивать и модернизировать РНИС ТК.
3.3. Организатор РНИС ТК несет ответственность за обеспечение функционирования и развитие РНИС ТК.
3.4. Оператор РНИС ТК обязан:
- осуществлять контроль за исполнением участниками РНИС ТК своих обязанностей и положений Регламента;
- осуществлять эксплуатацию РНИС ТК;
- обеспечивать безопасность эксплуатации программно-аппаратного комплекса РНИС ТК в том числе путем:
предотвращения несанкционированного доступа к данным;
предотвращения действий по уничтожению, модификации, искажению и блокированию информации;
предотвращения иных форм незаконного вмешательства в РНИС ТК;
проведения мероприятий по обеспечению информационной безопасности РНИС ТК;
обеспечения бесперебойного функционирования и регулярного резервного копирования данных;
- проводить оперативное восстановление функционирования РНИС ТК при технических сбоях в течение срока, согласованного с Ространснадзором;
- обеспечивать передачу мониторинговой информации в Ространснадзор;
- принимать и систематизировать предложения пользователей РНИС ТК по развитию РНИС ТК с целью улучшения качества работы и расширения функциональных возможностей;
- вносить предложения организатору РНИС ТК по вопросам дальнейшей модернизации РНИС ТК;
- проводить аудит эффективности использования ресурсов и сервисов РНИС ТК;
- осуществлять оказание услуг пользователям РНИС ТК на договорной основе в соответствии с прейскурантом цен на выполнение работ, оказание услуг, актуальная версия которого находится на сайте оператора РНИС ТК;
- осуществлять проверку поступления мониторинговых данных от ведомственных операторов и владельцев транспортных средств;
- осуществлять хранение мониторинговой информации пользователей в течение не менее 1 года;
- предоставлять без согласования с владельцами транспортных средств доступ к мониторинговой информации контрольно-надзорным органам и экстренным оперативным службам (данные передаются по формам и с периодичностью, установленной соответствующими нормативными правовыми актами).
3.5. Оператор РНИС ТК имеет право:
- вносить предложения организатору РНИС ТК по модернизации и совершенствованию РНИС ТК;
- производить модернизацию РНИС ТК;
- отключать от РНИС ТК пользователя в случае причинения в результате его действий (бездействия) ущерба оборудованию и программному обеспечению РНИС ТК или другим пользователям до устранения нарушения, уведомив такого пользователя любым доступным средством связи в течение суток с момента отключения;
- производить полное или частичное прерывание оказания услуг (сервисов) РНИС ТК:
по запросу пользователя;
в целях проведения работ, связанных с модернизацией и обновлением РНИС ТК в сроки, согласованные с Ространснадзором;
для устранения последствий сбоев и аварий РНИС ТК.
3.6. Оператор РНИС ТК несет ответственность за:
- бесперебойное функционирование РНИС ТК;
- сохранность мониторинговых данных в РНИС ТК;
- выполнение обязанностей, предусмотренных Регламентом, соглашениями (договорами).
3.7. Пользователь РНИС ТК обязан:
- соблюдать правила работы в РНИС ТК, изложенные в Регламенте;
- выполнять условия соглашения (договора);
- представлять информацию, предусмотренную соглашением (договором) с оператором РНИС ТК. В случае смены владельца транспортного средства, выхода из строя АТТ, переустановки АТТ на другое транспортное средство незамедлительно информировать в письменной форме оператора РНИС ТК обо всех проведенных изменениях для осуществления процедуры перерегистрации АТТ в РНИС ТК;
- обеспечить в режиме, близком к реальному, бесперебойную передачу навигационной информации о движении транспортных средств, оснащенных оборудованием ГЛОНАСС;
- в случае получения уведомления оператора РНИС ТК о действиях, повлекших неработоспособность РНИС ТК, незамедлительно прекратить осуществление таких действий и следовать инструкциям оператора РНИС ТК;
- обеспечить выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и Ярославской области в сфере навигационной деятельности;
- своевременно оплачивать услуги оператора РНИС ТК, если данный вид денежной платы предусмотрен соглашением (договором).
3.8. Пользователь РНИС ТК имеет право:
- получать от оператора РНИС ТК услуги, предусмотренные соглашением (договором);
- отказаться от принятия услуг оператора РНИС ТК;
- информировать оператора РНИС ТК обо всех выявленных сбоях, авариях, частичной или полной неработоспособности РНИС ТК, а также ее отдельных приложений и сервисов;
- направлять в адрес оператора РНИС ТК отзывы и предложения о работе РНИС ТК;
- получать от оператора РНИС ТК в рамках абонентского обслуживания информационно-консультационные услуги.
3.9. Пользователь РНИС ТК несет ответственность за:
- предоставление доступа к РНИС ТК, ее ресурсам и сервисам третьим лицам без письменного согласия оператора РНИС ТК;
- действия, направленные на нарушение функционирования оборудования и программного обеспечения РНИС ТК;
- вмешательство в работу программно-аппаратного комплекса РНИС ТК;
- подключение к РНИС ТК без письменного согласия оператора РНИС ТК;
- актуальность и достоверность предоставляемой оператору РНИС ТК мониторинговой информации;
- бесперебойное функционирование ведомственных навигационных систем и АТТ, установленных на транспортных средствах;
- невыполнение условий соглашения (договора).

4. Порядок информирования о сбоях РНИС ТК

4.1. В случае возникновения ошибок в работе РНИС ТК, вызванных действиями пользователей, оператор РНИС ТК обязан в устном (по телефону) либо в письменном виде (с использованием электронной почты, факса) сообщить участнику РНИС ТК о действиях, повлекших неработоспособность РНИС ТК, а также ее отдельных приложений и сервисов.
4.2. Оператор РНИС ТК обязан извещать пользователей о планируемых профилактических и ремонтных работах в РНИС ТК не менее чем за 24 часа до их наступления путем публикации соответствующего объявления на сайте оператора РНИС ТК.

5. Перечень мониторинговой информации, необходимой для
передачи оператору РНИС ТК

Состав передаваемой мониторинговой информации:
- навигационные данные:
идентификационный номер АТТ;
географическая широта и долгота местоположения транспортного средства;
скорость движения транспортного средства;
путевой угол транспортного средства;
время и дата фиксации местоположения транспортного средства;
признак подачи сигнала бедствия;
- данные о владельце транспортного средства:
наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, Ф.И.О. физического лица;
ОГРН (ОГРНИП);
юридический адрес;
телефон, факс, адрес электронной почты;
- данные о транспортном средстве:
государственный регистрационный знак;
идентификационный номер транспортного средства (VIN);
марка, модель;
категория транспортного средства;
год изготовления;
вместимость (грузоподъемность);
серия, номер свидетельства о регистрации и технического паспорта, дата выдачи;
характеристики транспортных средств по типам перевозок;
копия документа (в том числе электронная), подтверждающая оснащение транспортного средства АТТ и его подключение к РНИС ТК;
- данные об АТТ:
государственный регистрационный знак транспортного средства, на который установлен АТТ;
уникальный идентификационный номер АТТ в информационной системе абонента;
марка, модель АТТ;
фирма - изготовитель АТТ;
версия программного обеспечения АТТ;
рабочие частоты радиостанции (при наличии сведений);
сведения о дополнительном оборудовании (при наличии).
Навигационные данные, передаваемые в рамках информационного обмена, должны передаваться в режиме реального времени в формате, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2012 г. № 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов". При согласовании с оператором РНИС ТК допускается использование других форматов/протоколов информационного обмена навигационными данными.


------------------------------------------------------------------