Указ Губернатора ЯО от 12.08.2013 N 423 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"



ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ
от 12 августа 2013 г. № 423

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2015 И 2016 ГОДОВ

В целях разработки проекта областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. № 28-з "О бюджетном процессе"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

2. Правительству Ярославской области при разработке проекта областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов обеспечить соблюдение Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

3. Контроль за исполнением указа оставляю за собой.

4. Указ вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ





Утверждены
указом
Губернатора области
от 12.08.2013 № 423

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

1. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. № 28-з "О бюджетном процессе". При подготовке учитывались положения следующих документов:
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах от 28 июня 2012 года;
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах от 13 июня 2013 года;
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
- указ Губернатора области от 06.08.2012 № 380 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов";
- отчет Губернатора области "Об основных результатах деятельности Правительства Ярославской области в 2012 году".
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов являются базой для формирования областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов определяют стратегию Правительства области в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики. Основная цель - эффективное решение текущих задач и задач развития в соответствии с концепцией социально-экономического развития Ярославской области в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.

2. Основные итоги региональной бюджетной и налоговой
политики 2012 - начала 2013 годов

2.1. Основные итоги социально-экономического развития
области в 2012 году

В 2012 году развитие Ярославской области носило динамичный характер - большинство макроэкономических показателей продемонстрировало положительную динамику развития области. Индекс промышленного производства в 2012 году составил 109,2 процента, что позволило Ярославской области занять по этому показателю 6 место в Центральном федеральном округе и 14 место в Российской Федерации. Объем продукции сельского хозяйства в 2012 году составил более 21 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2011 годом на 5,8 процента (7 место в Центральном федеральном округе и 10 место в Российской Федерации). Темпы прироста валового регионального продукта в сопоставимых ценах составили 5,6 процента по отношению к предыдущему году.
В 2012 году объем инвестиций в основной капитал организаций всех видов экономической деятельности составил 67,7 млрд. рублей, что равно лишь 77 процентам от уровня предыдущего года. По данным предварительной отчетности предприятий, на 01 января 2013 года в перечне приоритетных инвестиционных проектов числится 28 проектов с общим объемом инвестиционных затрат 34,1 млрд. рублей. На фоне сокращения инвестиций в основной капитал инвестиции в новое жилье в 2012 году отличались высокими темпами. По темпам роста жилищного строительства Ярославская область среди регионов Центрального федерального округа заняла 4 - 5 места и в Российской Федерации 15 - 16 места. За счет средств организаций всех форм собственности, а также индивидуальных застройщиков были построены жилые дома общей площадью 461,4 тыс. кв. метров, что на 12,2 процента больше, чем в 2011 году.
За 2012 год численность безработных граждан по сравнению с предыдущим годом снизилась на 3 тыс. человек и составила 11,7 тыс. человек. При этом уровень регистрируемой безработицы снизился с 2,1 процента до 1,7 процента. Среднемесячная заработная плата по Ярославской области увеличилась более чем на 13,4 процента по сравнению с 2011 годом (18111 рублей) и по итогам 2012 года достигла 20546 рублей. Среднемесячная заработная плата выросла как в коммерческом, так и в бюджетном секторах экономики области.
Одним из важнейших направлений деятельности Правительства области в 2012 году стало создание механизмов привлечения научного и профессионального сообщества к работе по актуализации Стратегии социально-экономического развития Ярославской области. Была развернута деятельность Стратегического совета области и создано девять стратегических целевых команд, работающих на базе Стратегического совета области с участием представителей власти, представителей научной среды, общественности, муниципальных образований области, депутатов.
В рамках первого этапа работ по актуализации Стратегии социально-экономического развития Ярославской области разработана и утверждена указом Губернатора области от 27.02.2013 № 110 "Об утверждении Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" Концепция социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, определяющая основные цели развития Ярославской области и приоритетные задачи, решение которых обеспечит достижение заявленных целей. Основной приоритет - это качество жизни жителей Ярославской области.
В рамках реализации областных целевых и региональных программ эффективное использование федеральных и областных средств позволило достичь значимых результатов.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" создана уровневая система оказания медицинской помощи, внедрены стандарты оказания медицинской помощи, проведено оснащение учреждений здравоохранения в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
В 2012 году было открыто 1778 мест в детских садах, в частности было построено 3 новых детских сада, возвращено здание детского сада в г. Тутаеве, открыт после капитального ремонта детский сад в г. Переславле-Залесском, построены пристройки к существующим образовательным учреждениям. С 01 января 2012 года производится ежемесячная выплата пособия родителям, не имеющим возможности устроить детей в дошкольные образовательные учреждения. Размер ежемесячных выплат с 01 января 2013 года составляет 669 рублей на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и 4925 рублей на детей в возрасте от 3 до 8 лет.

2.2. Основные итоги бюджетной и налоговой политики
2012 - начала 2013 годов

2.2.1. Итоги бюджетной политики в части расходов бюджета.
В 2012 - начале 2013 годах осуществлялся переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования. Разработана и утверждена постановлением Правительства области от 17.01.2013 № 7-п "О Программе Правительства области на среднесрочный период 2013 - 2015 годов и внесении изменения в постановление Правительства области от 09.02.2012 № 87-п" Программа Правительства области на среднесрочный период 2013 - 2015 годов, в которой закреплены:
- цели и показатели среднесрочного периода 2013 - 2015 годов, установленные на уровне Российской Федерации в отношении субъектов Российской Федерации;
- перечень программ развития: областных целевых программ, региональных программ, планируемых к реализации на территории Ярославской области для достижения поставленных целей среднесрочного периода;
- дополнительные требования к программам развития, направленные на реализацию указа Губернатора области от 06.08.2012 № 380 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Продолжилась реализация реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных услуг, эффективности и прозрачности деятельности государственных учреждений. Совершенствовалась методология и практика формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных услуг и предоставления субсидий на их выполнение.
В целях исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" предусмотрен ряд мер, направленных на поэтапное совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Утверждены и реализовываются планы мероприятий ("дорожные карты") (далее - "дорожные карты") по повышению эффективности и качества услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения. В "дорожные карты" включены мероприятия, обеспечивающие повышение оплаты труда работников за счет доходов от всех направлений деятельности учреждений, а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, учитывающие возможность использование ресурсов для повышения оплаты труда за счет снижения неэффективных расходов учреждений.
В течение 2012 года неоднократно производилось повышение заработной платы работникам бюджетной сферы социальных отраслей:
- с 01 января учителям, работникам отраслей социальной защиты, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта в объеме 684,2 млн. рублей;
- с 01 июля медицинскому персоналу скорой помощи - 27,6 млн. рублей;
- с 01 сентября учителям - 51,7 млн. рублей;
- с 01 декабря остальным работникам отрасли образования - 105,5 млн. рублей.
Всего в 2012 году на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы социальных отраслей направлено 869 млн. рублей.
В 2013 году произведена индексация заработной платы:
- с 01 января на 10 процентов работникам отраслей здравоохранения, культуры, социальной защиты, молодежной политики и физической культуры и спорта;
- с 01 мая на 15 процентов педагогическим работникам общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений области;
- с 01 сентября на 11,8 процента работникам отрасли образования.
Положительная тенденция по росту заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с принятыми решениями продолжится до 2018 года.
2.2.2. Итоги налоговой политики и формирования доходов бюджета.
Доходы консолидированного бюджета области за счет поступления налоговых и неналоговых платежей в 2012 году увеличились на 15,4 процента и составили 50,4 млрд. рублей. Темп роста превышает аналогичный показатель по Центральному федеральному округу и Российской Федерации соответственно на 6,5 и 5,8 процентного пункта. Ярославская область вошла в число 20 регионов, достигших наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала. В качестве поощрения Ярославская область получила дополнительно дотацию из средств федерального бюджета в сумме 250 млн. рублей.
В целях увеличения доходов бюджета в соответствии с намеченной налоговой политикой проведены следующие мероприятия:
- для обеспечения инвестиционной привлекательности области и увеличения доходной части бюджета в законодательные и нормативные акты Ярославской области внесены поправки, направленные на улучшение инвестиционного климата, в том числе касающиеся соблюдения инвестором принятых обязательств по уплате налогов в бюджет области. Так, Порядок формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области, определения форм государственной поддержки и осуществления мониторинга реализации инвестиционных проектов, утвержденный постановлением Администрации области от 27.03.2006 № 47-а "О Порядке формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области, определения форм государственной поддержки и осуществления мониторинга реализации инвестиционных проектов", дополнен требованием к проекту по сохранению (увеличению) ежегодного объема налогов, сформировавшегося на дату обращения за государственной поддержкой, и недопущению сокращения доходов бюджета;
- методические рекомендации по разработке бизнес-планов, утвержденные приказом департамента экономического развития Ярославской области от 03.11.2011 № 85-ОД "Об утверждении методических рекомендаций и внесении изменений в приказ департамента экономического развития Ярославской области от 13.12.2010 № 50-ОД" дополнены положением, конкретизирующим порядок расчета срока окупаемости по проектам, не предусматривающим реализации продукции, работ, услуг. Это позволяет привлечь инвесторов, имеющих филиалы на территории Ярославской области и не получающих прибыль по конкретному инвестиционному проекту, но осуществляющих капитальные вложения в объекты основных средств на территории области и перераспределяющих значительную долю прибыли в бюджет Ярославской области пропорционально их стоимости.
Ярославская область вошла в число пилотных регионов по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного 3 февраля 2012 года решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с 01 января 2013 года на территории Ярославской области введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей. К разработке закона были привлечены представители муниципальных образований области и общественных объединений, депутаты Ярославской областной Думы, предприниматели и структурные подразделения аппарата Правительства области. Поступление платы за патент в бюджет Ярославской области увеличилось более чем в два раза. Однако доход бюджета от патента остается незначительным. Причиной является несовершенство федерального налогового законодательства. Это касается невозможности дифференцировать уровень базовой доходности не только по видам деятельности, но и по месту ведения бизнеса. Негативно отразилось на патентной системе и отсутствие возможности уменьшения налога на суммы отчислений в социальные фонды.
Продолжили работу областная и муниципальные комиссии по укреплению налоговой дисциплины. Недоимка по региональным налогам сократилась в течение 2012 года на 10,3 млн. рублей.
В рамках оптимизации налоговых льгот уточнена формулировка льготы для сельхозтоваропроизводителей. Исключена возможность применения льготы собственниками легкового автотранспорта, непосредственно не используемого в сельскохозяйственном производстве. Перечень льготных категорий налогоплательщиков на 2014 год дополнен структурными подразделениями федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", расположенными в сельских населенных пунктах и рабочих поселках. Кроме того, освобождены от транспортного налога грузовые транспортные средства, на базе которых организованы передвижные отделения почтовой связи.
В работе с налогоплательщиками области удалось достичь договоренности об увеличении производства на территории Ярославской области подакцизных товаров, что непосредственно отразилось на доходной части областного бюджета.
В 2012 году начата работа по инвентаризации земельных участков с целью обеспечения полноты формирования доходной базы местных бюджетов. Утвержден план мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании местных бюджетов Ярославской области на 2013 и 2014 годы. Координатором работ по инвентаризации земель в Ярославской области и заказчиком работ по соответствующим договорам определено казенное предприятие Ярославской области "Электронный регион".
Начата реализация 2 проектов:
- краткосрочного (до 15 июля 2013 года) по определению результативности работ по инвентаризации земельных участков на территориях Ярославского муниципального района и города Рыбинска;
- долгосрочного по разработке концепции проекта по увеличению налогооблагаемой базы по земельному налогу на территории Ярославской области и разработке областной целевой программы на ее основе (до 2015 года).
По инициативе Правительства Ярославской области в сфере совершенствования деятельности по инвентаризации земельных участков, во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. в Министерстве экономического развития Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке предложений, направленных на обеспечение полноты и достоверности сведений об объектах недвижимости в целях налогообложения (далее - рабочая группа Министерства экономического развития). В состав рабочей группы Министерства экономического развития вошли представители федеральных министерств и трех субъектов Российской Федерации, в том числе Ярославской области. На первом заседании рабочей группы Министерства экономического развития была рассмотрена презентация Ярославской области на тему "Пилотный проект по инвентаризации необходимых для налогообложения сведений о земельных участках на территории Ярославской области" и даны соответствующие поручения федеральным структурам.
2.2.3. Итоги политики в сфере межбюджетных отношений.
В 2012 году политика Ярославской области в части межбюджетных отношений была по-прежнему направлена на повышение финансовых возможностей муниципальных образований области на выполнение полномочий местного значения и, как следствие, выравнивание доступа граждан к качественным муниципальным услугам, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, а также повышение качества финансового менеджмента муниципальных финансов.
В 2012 году впервые были введены такие виды целевых субсидий, как субсидии на дорожное хозяйство и субсидии на дошкольное образование. Кроме того, с 2012 года на областной уровень с местного уровня переданы полномочия в области здравоохранения.
В виде целевых субсидий за счет средств областного бюджета осуществлялось обеспечение повышения заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных образований области в 2012 году. Таким образом, была гарантированно обеспечена выплата повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных образований области.
В ходе исполнения местных бюджетов в 2012 году с учетом своевременного финансирования дотаций органы местного самоуправления муниципальных образований области смогли обеспечить выполнение расходных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и первоочередных социально значимых расходов. Не было допущено образования просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы в муниципальных образованиях области.
Межбюджетные трансферты из областного бюджета предоставлялись при условии соблюдения муниципальными образованиями области требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2012 году была продолжена практика заключения с высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Соглашения были заключены с тридцатью муниципальными образованиями области.
Ежегодная оценка финансового положения и качества управления муниципальными финансами за 2012 год, проведенная в соответствии с постановлением Правительства области от 26.03.2009 № 244-п "О мониторинге и оценке качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов (городских округов) Ярославской области", показала улучшение показателей качества управления финансами относительно 2011 года во всех муниципальных районах и городских округах области. Средняя оценка качества управления муниципальными финансами в Ярославской области увеличилась с 31,18 в 2011 году до 31,64 балла в 2012 году, что соответствует уровню высокого качества управления финансами.
Четырнадцать муниципальных образований области достигли уровня, соответствующего высокому качеству управления муниципальными финансами. По сравнению с 2011 годом таких муниципальных образований области стало на два больше.
По итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области за 2012 год 7 муниципальных образований области, получивших наиболее высокие индексы, были поощрены на общую сумму 60 млн. рублей.
2.2.4. Итоги долговой политики.
В 2012 году долговая политика области была направлена на обеспечение сбалансированности областного бюджета и повышение эффективности управления государственным долгом.
В связи с необходимостью финансирования дефицита областного бюджета за счет государственных заимствований объем государственного долга области за 2012 год увеличился на 4169,3 млн. рублей и составил 15883,9 млн. рублей. Уровень государственного долга области составил 42,1 процента фактических доходов бюджета за 2012 год без учета безвозмездных поступлений. Погашение и обслуживание долговых обязательств осуществлялось в установленный срок и в полном объеме.
В соответствии с установленным федеральным законодательством порядком была проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований области в сумме 596,8 млн. рублей. Проведение реструктуризации обеспечило снижение долговой нагрузки областного бюджета в 2012 и 2013 годах.
Расходы на обслуживание государственного долга области за 2012 год составили 910,1 млн. рублей. Несмотря на увеличение объема государственного долга области за 2012 год, в результате мероприятий по его управлению отношение расходов на обслуживание к объему государственного долга снизилось до 5,7 процента по сравнению с 7,2 процента в 2011 году. Удельный вес расходов на обслуживание в общих расходах бюджета составил 1,8 процента по сравнению с 2 процентами в 2011 году.
Было обеспечено поддержание диверсифицированной структуры заимствований. В структуре государственного долга области на 01 января 2013 года основной удельный вес занимают государственные ценные бумаги - 50,1 процента, кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты из федерального бюджета составляют 43,4 процента и 6,5 процента соответственно.
В ноябре 2012 года международное рейтинговое агентство "Fitch Ratings" изменило прогноз по долгосрочным рейтингам Ярославской области в иностранной и национальной валюте со "стабильного" на "позитивный" и подтвердило рейтинги на уровне "BB". Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне "B", долгосрочный рейтинг по национальной шкале - "AA-(rus)". Проведенное рейтинговое действие распространяется на государственные облигации Ярославской области, находящиеся в обращении на внутреннем рынке.

3. Основные цели бюджетной политики на 2014 год и на
плановый период 2015 и 2016 годов

Бюджетная политика как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение качества жизни и конкурентоспособности экономики региона и реализуется по следующим основным направлениям концепции социально-экономического развития региона:
- предоставление жителям региона цивилизованных и достойных условий проживания на основе стандарта жизнеобеспечения;
- обеспечение развития человеческого и социального капитала в регионе в соответствии с требованиями экономического развития;
- обеспечение опережающего развития доходных отраслей экономики региона, реализация кластерной политики;
- осуществление модернизации и внедрения инноваций в экономику региона;
- обеспечение привлечения инвестиций в экономику региона в объеме, необходимом для решения задач социально-экономического развития;
- развитие инфраструктуры как основы для экономического и социального развития области;
- обеспечение эффективности государственного управления в регионе;
- обеспечение благоприятных условий для развития бизнеса в регионе на основе стандарта бизнес-среды;
- обеспечение комплексного развития территорий региона с учетом существующего потенциала каждого муниципального образования области.
В условиях роста социальной нагрузки на региональный бюджет сохраняется задача повышения эффективности расходов на действующие обязательства и последовательное сокращение этих расходов на основе инвентаризации и оптимизации.
Развитие экономики региона за счет собственных средств необходимо сочетать с привлечением дополнительных источников финансирования.
Основным инструментом достижения целей региональной политики должны стать государственные программы, требования к которым вытекают из документов стратегического планирования, а объемы их финансового обеспечения устанавливаются в бюджете на трехлетний период.

4. Основные направления бюджетной и налоговой политики на
2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

4.1. Основные направления бюджетной политики в части
расходов бюджета

4.1.1. Переход к формированию программного бюджета.
Седьмого мая 2013 года приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие переход к формированию государственных программ, программному бюджету и программной классификации и установление единого нового формата классификации целевых статей расходов на все уровни бюджетной системы. Для этих целей Министерством финансов Российской Федерации разработана новая структура классификации расходов бюджетов, предусматривающая программную составляющую на уровне целевых статей. Данная структура классификации обязательна к применению при формировании федерального бюджета на 2014 - 2016 годы, а для бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - начиная с 2015 года.
Особенностью формирования государственных программ Российской Федерации, предполагающих предоставление финансовой помощи субъектам Российской Федерации, является присутствие в этих программах требований о наличии аналогичных государственных программ в субъектах Российской Федерации. В связи с этим уже с 2014 года Министерство финансов Российской Федерации требует от субъектов Российской Федерации соблюдения "сквозной" классификации направлений расходов в рамках государственных программ в отношении межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.
Для Ярославской области данные изменения в законодательстве не стали неожиданностью. В настоящее время уже более 80 процентов бюджета Ярославской области формируется в рамках программ (областных, ведомственных, региональных). Столь высокая доля программных расходов создает необходимую базу для перехода к программному бюджету уже начиная с 2014 года.
И необходимые шаги уже сделаны:
- в тесной увязке с перечнем федеральных государственных программ сформирован перечень государственных программ Ярославской области и утвержден указом Губернатора области от 11.06.2013 № 307 "Об утверждении перечня государственных программ Ярославской области";
- подготовлены необходимые поправки в Программу Правительства области на среднесрочный период, начата разработка методологии формирования и реализации государственных программ Ярославской области;
- разработана и уже готовится к использованию при планировании областного бюджета на 2014 - 2016 годы новая структура классификации целевых статей расходов областного бюджета, полностью увязанная со структурой государственных программ Ярославской области.
Безусловно, разработка государственных программ потребует от органов власти Ярославской области серьезных усилий, в связи с чем потребуется установить "переходный период" для формирования и утверждения государственных программ Ярославской области (до конца 2014 года), однако формирование и исполнение областного бюджета уже с 2014 года будет проводиться полностью в "программном" формате.
4.1.2. Основные направления бюджетной политики в части бюджета текущих обязательств.
При формировании бюджета текущих обязательств приоритетными расходами должны стать расходы на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг.
В 2014 - 2016 годах необходимо:
- обеспечить комплексный подход к поэтапному совершенствованию системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р;
- выполнить показатели "дорожных карт" по уровню заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с показателями указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- оптимизировать структуру и штатную численность учреждений путем проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа работника бюджетной сферы;
- провести мероприятия с учетом отраслевых специфик по возможному привлечению на повышение заработной платы средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности;
- повысить адресность социальной поддержки граждан на основе критерия нуждаемости граждан для достижения максимального социального эффекта от оказания поддержки из областного бюджета.
4.1.3. Основные направления бюджетной политики в части бюджета развития.
При формировании бюджета развития приоритетными расходами должны стать расходы, обеспечивающие модернизацию социальной сферы, реализацию инвестиционной и инновационной политики Правительства области. При этом следует отдавать предпочтение тем способам решения задач развития, которые позволят получить реальный значимый эффект с точки зрения достижения стратегических целей.
Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. Бюджетные инвестиции в экономику региона должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.
В 2014 - 2016 годах планируется:
- реализация программ развития на принципах максимально эффективного использования ресурсов с установлением ответственности органов исполнительной власти за поиск и привлечение всех возможных источников финансирования. Для этого необходимо ввести четкие правила оценки и обоснования объема расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность и качество их финансово-экономических обоснований;
- расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и развития инфраструктуры;
- улучшение инвестиционного климата путем использования механизма предоставления государственных гарантий при осуществлении на территории региона инвестиционных проектов, ориентированных в первую очередь на субъектов среднего предпринимательства;
- развитие рынка услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих услуги социальной сферы;
- совершенствование государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на пропаганду престижа материнства и отцовства, стимулирование семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение количества детских домов.
4.1.4. Основные направления бюджетной политики в части расходов бюджета на эффективное государственное управление.
Основная цель бюджетной политики по направлению "эффективное государство" - интегрирование бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития региона, полномасштабное внедрение принципов программно-целевого планирования и переход к программному бюджету.
В 2014 - 2016 годах планируется:
- сохранить при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период разделение бюджетных ресурсов на две части: текущих обязательств и развития. При этом необходимо отдавать приоритеты расходам на развитие, которые позволят привлечь внебюджетные источники, что обеспечит рост относительной доли средств, выделяемых на развитие, по сравнению с долей средств, выделяемых на текущие расходы. Программы развития должны опираться на долгосрочные отраслевые, территориальные и функциональные стратегии. Первоочередной задачей в связи с этим является задача построения системы стратегического управления;
- обеспечить внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг, внедрение принципа "одного окна";
- обеспечить повышение доступности и качества оказания государственных услуг и перейти к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения; снять барьеры и ограничения, препятствующие доступу негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг;
- обеспечить открытость деятельности власти, ее легитимность и привлечение общественности к выработке, принятию и реализации решений - как стратегических, так и тактических;
- обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов за счет оптимизации государственных закупок и бюджетной сети.

4.2. Основные направления налоговой политики и
формирование доходов бюджета

В соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде не предполагается. Совершенствование налоговой системы будет реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества администрирования, создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории области.
Сохранению инвестиционной привлекательности области будет способствовать полное внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного 03 февраля 2012 года решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
С 01 января 2014 года в Ярославской области планируется создание регионального инвестиционного фонда в целях обеспечения реализации на территории региона инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Бюджетные ассигнования фонда будут направляться на создание и (или) реконструкцию объектов капитального строительства транспортной, энергетической и (или) инженерной инфраструктуры, необходимых для обеспечения функционирования создаваемых инвестором объектов капитального строительства, относящихся к объектам производства или инфраструктуры.
В сфере межбюджетных отношений продолжится разработка и реализация комплекса мер, направленных на стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований области к привлечению инвестиций в муниципальные образования области и наращиванию налогового потенциала территорий.
Для мобилизации налогов в бюджет будет продолжена индивидуальная работа с должниками бюджета и взаимодействие с предприятиями по вопросу увеличения налогооблагаемой базы на территории Ярославской области.
Основное направление деятельности по увеличению доходов местных бюджетов - реализация Плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов Ярославской области на 2013 и 2014 годы на территориях муниципальных образований области, утвержденного Губернатором области 11 декабря 2012 года.
Деятельность представителей Ярославской области в составе рабочей группы Министерства экономического развития будет направлена на усовершенствование процесса передачи сведений об объектах недвижимости, в том числе земельных участках, необходимых для налогообложения, на всех уровнях учета и регистрации. Особое внимание будет уделено организации взаимодействия муниципальных органов власти с федеральными структурами, осуществляющими деятельность в сфере регистрации, инвентаризации, налогообложения объектов недвижимости. На уровне муниципальных образований области необходимо активизировать работу по проведению муниципального земельного контроля для установления (уточнения) правообладателей земельных участков, зданий, сооружений, их фактического использования; установления несоответствия в адресах земельных участков и расположенных на них зданий, строений, сооружений.

4.3. Основные направления политики в сфере
межбюджетных отношений

На 2014 год планируется усовершенствовать межбюджетные отношения в области стимулирования финансовой самостоятельности муниципальных образований области.
Проводится работа по разработке механизма усиления заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований области в сборе налогов, снижении недоимки, привлечении на территорию муниципального образования новых налогоплательщиков, инвесторов, сокращении кредиторской задолженности и отсутствии просроченной кредиторской задолженности, а также оптимизации расходов бюджета с определением мер их стимулирования из областного бюджета в соответствии с результатами данной работы.
При этом предполагается, что бюджетам муниципальных образований области, которые наиболее полно используют экономические условия, сложившиеся на их территории, для формирования доходной части бюджета, будут передаваться дополнительные финансовые ресурсы, объемы которых планируется определять пропорционально показателю, отражающему изменения в усилиях органов местного самоуправления муниципальных образований области по мобилизации собственных доходов и сокращению недоимки.
Основными задачами в области регулирования межбюджетных отношений в Ярославской области останутся:
- формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;
- создание условий для сбалансированности местных бюджетов;
- укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований области, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований области бюджетного законодательства;
- создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В целях решения поставленных задач планируется:
- продолжить применение практики поощрения органов местного самоуправления муниципальных образований области в форме выделения грантов за достижение наилучших значений показателей деятельности, в том числе в виде стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований области к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала;
- продолжить практику заключения с высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях повышения ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований области за проводимую бюджетную политику;
- проводить не реже одного раза в два года внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета в тех муниципальных образованиях области, с которыми заключены соглашения (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- совершенствовать механизм расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области в соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменениями;
- сохранить механизм кредитования муниципальных образований области из областного бюджета.
Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности местных бюджетов и увеличению их финансовых возможностей, а также улучшению качества управления бюджетным процессом на местном уровне.
Перед муниципальными образованиями области должна стоять задача обеспечения своей деятельности в большей степени за счет собственных средств. Оказание дополнительной финансовой помощи должно рассматриваться не как стандартное финансирование, а как исключительная мера.

4.4. Основные направления долговой политики

В связи с высокими социальными обязательствами региона сбалансированность областного бюджета в среднесрочной перспективе будет обеспечиваться за счет осуществления государственных заимствований.
Поскольку сохраняется тенденция к увеличению объема государственного долга Ярославской области, особое внимание необходимо уделить поддержанию его на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков, оптимизации структуры государственного долга по видам заимствований и срокам их погашения.
Планируется продолжить реализацию следующих принципов и направлений при осуществлении государственных заимствований и управлении государственным долгом:
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств области;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств области с учетом ситуации на финансовом рынке;
- использование различных инструментов заимствований.
В целях оптимизации структуры государственного долга по срокам погашения планируется осуществление в основном среднесрочных и долгосрочных заимствований. Краткосрочные заимствования будут использоваться в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры.
В соответствии с постановлением Правительства области от 29.12.2012 № 1590-п "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Ярославской области на 2013 - 2015 годы и плана мероприятий по сокращению государственного долга Ярославской области на 2013 - 2015 годы" планируется сокращение объема предоставления государственных гарантий области и обеспечение минимизации рисков бюджета при их предоставлении.
Одной из основных задач продолжает оставаться создание необходимых условий для поддержания и повышения кредитного рейтинга Ярославской области с целью улучшения условий заимствований.


------------------------------------------------------------------