Постановление Правительства ЯО от 13.03.2013 N 226-п "О плане мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ярославской области на 2013 - 2018 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. № 226-п

О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2018 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства ЯО от 30.04.2014 № 406-п,
от 04.12.2015 № 1306-п)

В соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2012 № 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", постановлением Правительства области от 12.02.2013 № 99-п "О мерах по поэтапному совершенствованию оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Ярославской области на 2013 - 2018 годы", а также на основании согласования с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ярославской области на 2013 - 2018 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ





Утвержден
постановлением
Правительства области
от 13.03.2013 № 226-п

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И
КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства ЯО от 30.04.2014 № 406-п,
от 04.12.2015 № 1306-п)

I. Описание плана мероприятий ("дорожной карты") по
повышению эффективности и качества услуг в сфере социального
обслуживания населения Ярославской области
на 2013 - 2018 годы

1. Общие положения

План мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ярославской области на 2013 - 2018 годы (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597);
- Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688);
- Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р;
- планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2012 № 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)";
- Методическими рекомендациями по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.01.2013 № 21 "О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)".
Основной целью реализации "дорожной карты" является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Ярославской области услуг в сфере социального обслуживания.
Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением, а также реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Ярославской области (далее - учреждения социального обслуживания населения), сокращению очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, в том числе в формате социального сопровождения.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания
населения Ярославской области, и обуславливающие их
обстоятельства

2.1. Низкий уровень оплаты труда работников сферы социального обслуживания населения.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, средняя заработная плата работников учреждений социального обслуживания населения на 01.12.2012 составила 12619,2 рубля (57,1 процента от средней заработной платы по Ярославской области) и остается на уровне самой низкой заработной платы по сравнению с другими отраслями социальной сферы.

Таблица 1

Средняя заработная плата работников социальной сферы и науки

Отрасль социальной сферы и науки
Средняя заработная плата, руб.
Процент от средней заработной платы по Ярославской области
Всего по области
22088,6
100
Образование
14746,1
66,8
Здравоохранение
15303,2
69,3
Социальное обслуживание населения
12619,2
57,1
Культура и искусство
14149,0
64,1
Научные исследования и разработки
23085,3
104,5

С 01 января 2009 года в Ярославской области введена отраслевая система оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения, которая предусматривает установление зависимости размеров заработной платы работников от результатов и эффективности их труда. Заработная плата работников учреждений социального обслуживания населения определяется исходя из окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Выплаты стимулирующего характера включают в себя выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за стаж работы, квалификационную категорию, а также за качество выполняемых работ. В соответствии с рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений установлено соотношение базовой части заработной платы и компенсационных и стимулирующих выплат на уровне 40 - 60 процентов. Также системой предусмотрены различные повышающие коэффициенты в зависимости от типа учреждения, категории лиц, персональный повышающий коэффициент. Применение таких коэффициентов дает возможность повышения заработной платы отдельных работников в рамках действующей системы оплаты труда.
Должностной оклад и минимальная тарифная ставка для работников установлены на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством. Таким образом, в отраслевой системе оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения исключено понятие "доведение заработной платы до минимального размера оплаты труда", за период с 2009 по 2013 год размер базового оклада увеличен в 2,8 раза.

Таблица 2

Размер должностного оклада и минимальной тарифной ставки
в учреждениях социального обслуживания населения

Показатель
Январь 2009 года
Январь 2011 года
Сентябрь 2011 года
Март 2012 года
Январь 2013 года
Размер должностного оклада и минимальной тарифной ставки, руб.
1839
2115
2326
4700
5210

За период действия отраслевой системы оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения увеличена заработная плата по всем категориям работников основного персонала учреждений почти в 2 раза.

Таблица 3

Размер среднемесячной начисленной заработной платы
на 1 штатную единицу

(рублей)
Категория работников
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Социальные работники
4510,17
6288,14
6319,07
6950,98
8291,17
Средний медицинский персонал
6140,87
8622,97
8735,40
9608,94
12205,05
Младший медицинский персонал
4406,20
5999,88
6050,01
6776,02
8289,20
Врачи
8676,05
8776,7
9643,37
11697,94
17079,00

В целях повышения заработной платы проводилась индексация фондов оплаты труда учреждений социального обслуживания населения из средств областного бюджета, оптимизация сети данных учреждений.

Таблица 4

Индексация фондов оплаты труда в учреждениях социального
обслуживания населения

(в процентах к предыдущему году)
Тип учреждения
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Дома-интернаты
18
4
13
36
10
Детские социозащитные учреждения
9
3
3
34
10
Комплексные центры социального обслуживания населения
34
0
11
32
10
Итого по отрасли
20
3,5
9
34
10

В течение 2009 - 2012 годов средняя заработная плата основного персонала учреждений социального обслуживания населения выросла в среднем на 10 процентов от средней заработной платы по Ярославской области.

Таблица 5

Отношение заработной платы отдельных категорий работников
учреждений социального обслуживания населения к средней
заработной плате по Ярославской области

(процентов)
Категория работников
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Социальные работники
32,3
39,4
39,5
40,2
40,9
Средний медицинский персонал
43,9
54,0
54,5
55,6
60,2
Младший медицинский персонал
31,5
37,6
37,8
39,3
40,9
Врачи
62,1
54,9
60,3
67,6
84,3

За период 2009 - 2012 годов сокращена штатная численность работников отрасли на 58 единиц за счет ликвидации и реорганизации отделений, предоставлявших социальные услуги, мало востребованные населением.

Таблица 6

Штатная численность работников сети учреждений социального
обслуживания населения

(единиц)
Тип учреждения
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Дома-интернаты
3447,34
3444,25
3440
3440
Детские социозащитные учреждения
1107,75
1121
1122
1122,25
Комплексные центры социального обслуживания населения
4941
4878,5
4872
4876
Итого по отрасли
9496,09
9443,75
9434
9438,25

Оптимизирована структура учреждений социального обслуживания населения в части сокращения административно-управленческого персонала.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендовано обеспечить к 2018 году соотношение заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания населения 1:0,7 - 1:0,5, предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения определить в размере не более 40 процентов.
В 2012 году в учреждениях социального обслуживания населения соотношение заработной платы основного и вспомогательного персонала составило 1:0,9, доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения составила 21 процент.

Таблица 7

Структура работников сети учреждений социального
обслуживания

Категория работников
Численность, единиц
Процент от общей численности
1
2
3
Руководящий аппарат (в том числе заместитель директора, главный бухгалтер, главная медицинская сестра, главный инженер, заведующий отделением, начальник участка)
689,0
7,3
Основной персонал (педагогические работники, врачи, социальные работники, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал)
6945,25
73,6
Служащие и специалисты (инженер, экономист, бухгалтер, социолог, юрист, техник, комендант, кассир, экспедитор, делопроизводитель)
549,0
5,8
Рабочие (водитель, кухонный рабочий, повар, завхоз, подсобный рабочий, грузчик, дворник, уборщик служебных помещений)
1255,0
13,3
Итого
9438,25
100,0

Ежегодная индексация фондов оплаты труда позволила привлечь в отрасль новые кадры на должности основного персонала, тем самым снизив коэффициент совместительства, который в среднем по Российской Федерации на конец 2012 года составил 1,8, в Ярославской области - 1,16.

Таблица 8

Коэффициент совместительства основных работников учреждений
социального обслуживания населения на 01.01.2013

Категория работников
Показатель
Социальные работники
1,03
Врачи
1,14
Средний медицинский персонал
1,25
Младший медицинский персонал
1,43
Педагогические работники
1,15
Итого по отрасли
1,16

Поскольку оптимизация сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения была произведена в 2009 - 2012 годах, ресурсы для дальнейшего повышения заработной платы за счет снижения численности штатного, в первую очередь административно-управленческого персонала, являются минимальными.
2.2. Очередность на получение услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания населения.
По состоянию на 01.01.2014 очередность на получение услуг в учреждениях социального обслуживания населения составила 285 человек в психоневрологических интернатах.
В целях снижения очередности с учетом динамики старения населения области в 2011 году разработана и утверждена приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 29.03.2011 № 145 "Об утверждении перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания населения Ярославской области до 2020 года" перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания населения Ярославской области до 2020 года (далее - перспективная схема развития) в соответствии со Схемой территориального планирования Ярославской области, утвержденной постановлением Правительства области от 31.12.2014 № 1435-п "Об утверждении Схемы территориального планирования Ярославской области и о признании утратившим силу постановления Правительства области от 23.07.2008 № 385-п", предполагающей реализацию следующих мероприятий:
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)

N
п/п
Наименование объекта капитального строительства
Мощность капитального строительства
Планируемые сроки
планируемое количество мест
планируемая площадь, кв. м
начало работ и/или разработки проектной документации
ввод объекта в эксплуатацию
1
2
3
4
5
6
1
Реконструкция спального корпуса Гаврилов-Ямского дома-интерната для престарелых и инвалидов
62
2200
2012
2014
2
Строительство спального корпуса с очистными сооружениями государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ярославской области "Кривецкий специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов"
94
3000
2012
2017

Итого
156
5200


(таблица в ред. Постановления Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)

В целях оказания социально-реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями и их родителям в 2011 году создан Центр социальной помощи семье и детям, который после проведения капитального ремонта начнет свою деятельность в 2014 году.
Реализация перспективной схемы развития позволит обеспечить устранение неравномерности и диспропорций в развитии стационарного социального обслуживания групп населения, требующих социальной помощи, в муниципальных образованиях Ярославской области, а также провести комплексную модернизацию и развитие полноценной инфраструктуры стационарных учреждений для создания благоприятных условий проживания и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В целях развития системы социального обслуживания населения и оптимизации деятельности социальных работников в 2012 году в Ярославской области реализован пилотный проект "Дифференцированный подход при распределении нагрузки на социальных работников, оказывающих социальные услуги на дому", который предполагает оценку индивидуальной нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании надомных социальных услуг с последующим перераспределением нагрузки среди социальных работников, а также формирование системы надбавок стимулирующего характера в оплате труда работника в зависимости от его фактической нагрузки и конкретного результата труда.
Для снижения очередности в учреждениях социального обслуживания населения в 2012 году принято постановление Правительства области, регламентирующее применение новой социальной технологии - "приемная семья для пожилого человека", пилотная реализация которого начнется в 2013 году.
В 2014 году разработаны и реализуются дополнительные меры для снижения очередности в психоневрологические интернаты, которые предусматривают:
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
- развитие сопровождаемого проживания с опекунами недееспособных совершеннолетних граждан с расстройствами психического здоровья;
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
- реструктуризация существующей очередности в психоневрологические интернаты с учетом имеющихся противопоказаний к направлению в организации социального обслуживания;
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
- создание геронтопсихиатрических коек в стационарных учреждениях общего типа, где большая часть клиентов пожилого и старческого возраста страдают выраженной сосудистой деменцией.
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
Реализация дополнительных мер позволит полностью ликвидировать очередность в психоневрологические интернаты путем проведения следующих мероприятий:
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)

N
п/п
Мероприятие
Срок исполнения мероприятия
Ожидаемый результат (сокращение очередности), чел.
1
2
3
4
1
Развитие сопровождаемого проживания с опекунами недееспособных совершеннолетних граждан с расстройствами психического здоровья
январь - ноябрь 2015 года
10
2
Реструктуризация существующей очередности в психоневрологические интернаты с учетом имеющихся противопоказаний к направлению в организации социального обслуживания
январь - ноябрь 2015 года
24
3
Создание геронтопсихиатрических коек в стационарных учреждениях общего типа, где большая часть клиентов пожилого и старческого возраста страдают выраженной сосудистой деменцией
01.07.2016
105
4
Ввод в эксплуатацию спального корпуса с очистными сооружениями государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ярославской области "Кривецкий специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов"
2017 год
94
(таблица введена Постановлением Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)

Вместе с тем выполнение мероприятий, направленных на ликвидацию к 2018 году существующей очередности в стационарные учреждения, не позволит удовлетворить латентную потребность граждан в предоставлении социальных услуг в психоневрологических интернатах.
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
С учетом данных обстоятельств, а также во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № Пр-3464ГС необходимо строительство новых спальных корпусов на земельных участках действующих учреждений социального обслуживания, находящихся в областной собственности, предусмотренных Схемой территориального планирования Ярославской области, утвержденной постановлением Правительства области от 31.12.2014 № 1435-п "Об утверждении Схемы территориального планирования Ярославской области и о признании утратившим силу постановления Правительства области от 23.07.2008 № 385-п":
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
- на 200 мест - в Бурмакинском психоневрологическом интернате;
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
- на 100 мест - в Рыбинском психоневрологическом интернате;
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
- на 100 мест - в Григорьевском психоневрологическом интернате.
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
2.3. Ветхость и аварийность зданий учреждений социального обслуживания населения.
В 2008 и 2009 годах была проведена инвентаризация и паспортизация всех объектов, закрепленных за учреждениями социального обслуживания населения, подготовлено постановление Правительства области о перечнях имущества, используемого органами местного самоуправления муниципальных образований области, в соответствии с Законом Ярославской области от 16 декабря 2009 г. № 70-з "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области". На балансе учреждений социального обслуживания населения находилось 294 здания и строения, в том числе 80 зданий, где постоянно проживают люди.
По результатам проведенной инвентаризации объектов недвижимости учреждений социального обслуживания населения было выявлено 32 проблемных объекта. Данные объекты по согласованию с главами муниципальных районов и городских округов области были включены в План мероприятий по оптимизации сети учреждений социального обслуживания населения Ярославской области на 2010 - 2013 годы, утвержденный постановлением Правительства области от 22.09.2009 № 938-п "Об утверждении Плана мероприятий по оптимизации сети учреждений социального обслуживания населения Ярославской области на 2010 - 2013 годы" (далее - План оптимизации).
Были определены следующие категорические критерии отбора объектов сферы социального обслуживания населения, включаемых в План оптимизации:
- здание учреждения (отделения) не может являться деревянной или полудеревянной постройкой с высокой степенью пожарной опасности, ветхим или по иным признакам не приспособленным для осуществления социального обслуживания населения;
- площадь помещений должна соответствовать стандартам и санитарным нормам площади на одного обслуживаемого (не менее 7 квадратных метров на 1 проживающего);
- открытие отделения (до 6 месяцев) должно быть четко обусловлено нормативом обеспеченности койко-местами (до 30 мест на 10 тысяч жителей) и потребностью в данной услуге.
В рамках реализации Плана оптимизации в отношении муниципальных комплексных центров социального обслуживания населения проведены следующие мероприятия: закрыто 4 отделения временного проживания граждан, затратных по содержанию при малой комплектности и загрузке; перепрофилировано 5 отделений временного проживания, что позволило не только сохранить рабочие места, но и организовать предоставление адресно востребованных социальных услуг, например, социально-реабилитационных услуг для пожилых людей и инвалидов, социальной помощи семье и детям, услуг дневного пребывания и надомного обслуживания пожилых людей и др. В целях сохранения баланса предоставления социальных услуг открыто и отремонтировано 4 новых отделения временного проживания, соответствующих современным требованиям стандартов социального обслуживания населения.
В целом улучшены условия проживания после проведения ремонта в 10 учреждениях на 158 мест.
В рамках реализации Плана оптимизации в отношении детских социозащитных учреждений закрыто 2 деревянных корпуса (1915 и 1958 годов постройки) в социально-реабилитационном центре "Родник" Даниловского района и социально-реабилитационном центре "Наставник" города Рыбинска. В целях приведения площадей детских социозащитных учреждений в соответствие с требованиями национальных стандартов проведен капитальный ремонт в двух учреждениях: социально-реабилитационном центре "Наставник" города Рыбинска и социально-реабилитационном центре "Бригантина" Переславского района.
План оптимизации в отношении государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения основан на необходимости решения не только проблемы закрытия деревянных корпусов (деревянных этажей и пристроек) во всех учреждениях, но и сокращения коечной сети с целью приведения норм жилой площади проживающих в соответствие с национальными стандартами, на что имеются соответствующие предписания контрольно-надзорных органов. Закрыты деревянные корпуса специальных домов-интернатов на 121 место и деревянные корпуса психоневрологических интернатов на 55 мест.
По состоянию на 01.01.2013 в учреждениях социального обслуживания населения ветхие и аварийные здания, а также здания, требующие реконструкции, отсутствуют.
2.4. Качество социальных услуг.
Повышение качества государственных и муниципальных услуг является основным отраслевым приоритетом. Задачи, стоящие перед департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области, органами социальной защиты населения и учреждениями социального обслуживания населения:
- стандартизация государственных услуг;
- обеспечение сбалансированности инфраструктуры и предложения социальных услуг в соответствии с реальными потребностями населения.
Для этого в 2011 и 2012 годах были утверждены методики и проведены мониторинги потребности в государственных и муниципальных услугах и качества услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения.
Функционирование систем качества - это требование времени. Системы качества в учреждениях социального обслуживания населения разработаны в соответствии с положениями федеральных законов, национальными стандартами, а также основными требованиями стандартов серии ИСО 9000, являющихся международными стандартами по менеджменту качества. С 2003 года в номинации "Общественный сектор" ежегодного областного конкурса "За лучшую работу в области обеспечения качества" участвуют учреждения социального обслуживания населения. В 2011 году лауреатами указанного конкурса стали 13 учреждений социального обслуживания населения, а дипломантами - 28. В 2012 году все учреждения социального обслуживания населения внедрили системы качества.
С 2008 года в Ярославской области утверждены объемные показатели отнесения учреждений социального обслуживания населения к группам по оплате труда руководителей на основе объемных и качественных показателей, а также соответствия услуг социальным стандартам, установленным в регионе. В 2009 и 2012 годах проведена процедура отнесения учреждений социального обслуживания населения к группам по оплате труда руководителей. Данный механизм позволил увязать размеры оплаты труда работников и руководителей данных учреждений с конкретными показателями качества и количества оказываемых социальных услуг.
Независимый мониторинг качества предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения в 2012 году показал общую удовлетворенность клиентов учреждений качеством предоставления услуг на уровне 95 процентов.
2.5. Недостаточность рынка социальных услуг.
Инфраструктура учреждений социального обслуживания населения включает в себя 59 учреждений различных типов:
- 18 государственных стационарных учреждений социального обслуживания;
- 15 государственных учреждений социального обслуживания несовершеннолетних;
- 1 муниципальное казенное учреждение "Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий г. Ярославля";
- 25 муниципальных учреждений - комплексных центров социального обслуживания населения.
Сто процентов учреждений социального обслуживания населения, оказывающих социальные услуги, являются государственными или муниципальными.
В целях привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к оказанию социальных услуг в октябре 2011 года в Ярославской области разработана и принята региональная программа "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 24.10.2011 № 814-п "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", в рамках которой департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области проводятся:
- ежегодный конкурс по поддержке программ (проектов) социально ориентированных некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг ветеранам, инвалидам и пожилым людям;
- ежегодный конкурс программ и проектов социально ориентированных некоммерческих организаций по интеграции инвалидов в общество.
В 2011 и 2012 годах 22 социально ориентированные некоммерческие организации региона получили государственную поддержку на реализацию 26 программ и проектов по оказанию социальных услуг ветеранам, инвалидам и пожилым людям: 12637 человек получили социальные услуги, что составляет 5,08 процента от общего количества граждан, получивших услуги в социальных учреждениях всех форм собственности.

3. Цели реализации "дорожной карты"

Целями реализации "дорожной карты" являются:
- совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания населения в Ярославской области;
- оптимизация структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания населения путем проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
- повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в регионе;
- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
- развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.

4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"

Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:
- подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания населения на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания населения и выявления существующих проблем в данной сфере;
- подготовка новой законодательной и нормативно-правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения на территории Ярославской области в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения через реализацию программы непрерывного обучения и повышения квалификации работников отрасли, обеспечив ежегодное обучение не менее 30 процентов работников учреждений социального обслуживания населения;
- доведение уровня оплаты труда социальных работников в 2017 году до 100 процентов от средней заработной платы в регионе;
- оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения отделений учреждений социального обслуживания населения, не соответствующих стандартам социального обслуживания, объемам и качеству предоставляемых услуг, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских), предоставляемых гражданам в сфере социального обслуживания населения, на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций;
- реализация перспективной схемы с увеличением коечной мощности в Ярославской области к 2018 году на 356 койко-мест, в том числе в 2014 году на 62 койко-места, в 2017 году на 294 койко-места;
- укрепление материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках реализации региональной программы "Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области", в том числе на условиях софинансирования за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации;
- привлечение негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
- развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.

5. Контрольные показатели реализации "дорожной карты"

N
п/п
Наименование контрольного показателя
Единица измерения
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
5.1
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, -
всего
процентов
97,9
98,9
98,9
98,9
99,3
100,0
в том числе:
- в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
- в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического профиля
96,1
96,1
96,1
96,1
97,4
100,0
- в стационарных учреждениях социального обслуживания для детей
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
- в полустационарных учреждениях социального обслуживания
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
- в учреждениях социального обслуживания, оказывающих услуги на дому
98,2
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
5.2
Количество койко-мест в стационарных учреждениях социального обслуживания на 10 тысяч жителей - всего
в том числе:
койко-мест
34,33
34,90
34,90
34,90
35,67
37,28
- в учреждениях социального обслуживания для взрослого населения
30,46
30,95
30,95
30,95
31,72
33,32
- в учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов
1,75
1,83
1,83
1,83
1,83
1,84
- в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних
2,12
2,12
2,12
2,12
2,12
2,12
5.3
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и в немуниципальных учреждениях социального обслуживания населения, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания населения всех форм собственности в соответствии с индивидуальной программой социального обслуживания
процентов
0,3
0,9
1,5
2,0
4,0
5,0
5.4
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий в общем количестве зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий
процентов
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
5.5
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, в общем количестве учреждений социального обслуживания населения всех форм собственности
процентов
1,8
2,6
4,4
6,7
8,8
10

6. Показатели нормативов реализации "дорожной карты"

Показатели нормативов реализации "дорожной карты" приведены в приложении к "дорожной карте".

II. План мероприятий

N
п/п
Наименование мероприятия
Ожидаемые результаты
Срок реализации
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
5
1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения
1.1
Детальный анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения, выявление существующих проблем и подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания населения, в том числе анализ состояния материально-технической базы действующих организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание и полустационарное социальное обслуживание, анализ возможного увеличения мощности действующих стационарных организаций социального обслуживания без капитальных вложений
доклад о результатах деятельности департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, об итогах и перспективах развития отрасли социальной защиты населения
ежегодно, март
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
1.2
Анализ социально-экономического положения пожилых людей, детей и инвалидов на территории Ярославской области
- доклад о социально-экономическом положении пожилых людей и социальном обслуживании пожилых людей;
ежегодно, январь
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
- аналитическая записка в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
ежегодно, январь
- доклад о социально-экономическом положении детей и инвалидов на территории Ярославской области и мерах повышения качества социального обслуживания населения
ежегодно, январь
1.3
Мониторинг оптимизации структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания населения
внесение изменений в предельную штатную численность учреждений социального обслуживания населения
ежегодно, январь
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
1.4
Оценка возможности перевода обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга и привлечения для их выполнения сторонних организаций
аналитическая записка в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ежегодно, октябрь
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
1.5
Мониторинг обеспечения комплексной безопасности объектов социального обслуживания населения и санитарно-эпидемиологического состояния в учреждениях социального обслуживания населения
- 100-процентное исполнение паспортов комплексной безопасности;
- соответствие учреждений социального обслуживания населения санитарно-эпидемиологическим требованиям
ежеквартально
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
1.6
Мониторинг качества и доступности государственных услуг в сфере социального обслуживания населения с участием получателей услуг
- доведение уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью получения социальных услуг до 96 процентов к 2018 году;
- оптимизация структуры сети учреждений социального обслуживания населения и их штатной численности
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
1.7
Мониторинг кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания населения, в том числе динамики заполнения вакантных должностей
доведение уровня укомплектованности кадрами к 2018 году до 95 процентов
ежеквартально
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
1.8
Проведение заседаний балансовых комиссий по анализу эффективности расходования учреждениями социального обслуживания населения средств, полученных из областного бюджета и от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг
- разработка рекомендаций для учреждений социального обслуживания населения;
- оптимизация и сокращение бюджетных расходов
ежегодно, февраль
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
1.9
Мониторинг оценки потребности в государственных услугах, в том числе нуждаемости граждан в стационарном, полустационарном социальном обслуживании и социальном обслуживании на дому
эффективное планирование и обоснование бюджетных расходов на обеспечение деятельности по социальному обслуживанию населения
ежегодно, июнь
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
1.10
Оценка эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения
- снижение неэффективных расходов учреждений социального обслуживания населения;
- повышение эффективности управления имуществом учреждений социального обслуживания населения
ежегодно: февраль, сентябрь
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
1.11
Анализ выполнения государственных заданий бюджетными учреждениями социального обслуживания населения
- доведение соответствия учреждений социального обслуживания населения нормативам и стандартам качества предоставления государственных услуг к 2018 году до 100 процентов;
ежегодно: январь, июль
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
- аналитическая записка в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ежегодно, февраль
2. Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания населения
2.1
Разработка и принятие законодательных и нормативных правовых актов Ярославской области в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", в том числе по вопросу установления мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания Ярославской области
формирование законодательной и нормативно-правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения
I - II кварталы 2014 года
(по отдельному плану-графику)
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
2.2
Приведение нормативных правовых актов Ярославской области в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
совершенствование законодательной и нормативно-правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения
2014 год
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
2.3
Внесение изменений в нормативные правовые акты Ярославской области в части стимулирования внедрения в систему социального обслуживания механизма государственно-частного партнерства и привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания
внесение в Ярославскую областную Думу законопроектов, в Правительство области - проектов постановлений
2014 год
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
2.4
Внедрение механизма государственно-частного партнерства в систему социального обслуживания населения
- расширение сети учреждений социального обслуживания населения;
- увеличение объемов оказания социальных услуг;
- снижение очередности на предоставление социальных услуг
2015 - 2018 годы
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию населения
3.1
Анализ результатов реализации региональной программы "Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 31.03.2011 № 216-п "О региональной программе "Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области" на 2011 - 2015 годы"
сводный отчет о реализации региональной программы, представляемый в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительство области
ежегодно, февраль
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
3.2
Реализация мероприятий региональной программы "Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области" на 2011 - 2015 годы, в том числе мероприятий межведомственного характера совместно с органами управления здравоохранением, образованием, культурой, молодежной политикой и спортом
- охват социальными услугами не менее 96 процентов пожилых людей из числа граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
- 100-процентный охват муниципальных районов области мобильными бригадами для обеспечения социальными услугами жителей сельских районов и обеспечение их автотранспортом
2014 и 2015 годы
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, органы исполнительной власти области - исполнители региональной программы
3.3
Разработка региональной программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста в Ярославской области" на 2016 - 2020 годы
постановление Правительства области об утверждении региональной программы "Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области" на 2016 - 2020 годы
сентябрь 2015 года
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
3.4
Реализация мероприятий региональной программы "Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области" на 2016 - 2020 годы, в том числе мероприятий межведомственного характера совместно с органами управления здравоохранением, образованием, культурой, молодежной политикой и спортом
охват социальными услугами 100 процентов пожилых людей из числа граждан, нуждающихся в социальном обслуживании
2016 - 2018 годы
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, органы исполнительной власти области - исполнители региональной программы
3.5
Организация взаимодействия между учреждениями здравоохранения, аптечными организациями и учреждениями социального обслуживания населения по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе доставка препаратов на дом
100-процентное обеспечение граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе 100-процентная доставка указанных препаратов на дом
ежегодно
департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (в рамках заключенного соглашения)
4. Сокращение очереди на получение социальных услуг
4.1
Реализация перспективной схемы, в том числе выполнение Плана оптимизации:
- реконструкция спального корпуса Гаврилов-Ямского дома-интерната для престарелых и инвалидов;
- строительство спального корпуса с очистными сооружениями государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ярославской области "Кривецкий специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов";
- проектирование и строительство спального корпуса с инженерными коммуникациями государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ярославской области "Бурмакинский психоневрологический интернат"
- введение к 2018 году 356 койко-мест в стационарных учреждениях социального обслуживания населения;
- ликвидация к 2018 году очередности на получение социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания;
ежегодно
департамент строительства Ярославской области, департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
- аналитическая записка в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ежегодно, февраль
4.2
Укрепление материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения для граждан пожилого возраста и инвалидов
реализация региональной программы "Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области" на 2011 - 2015 годы на условиях софинансирования за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе закупка оборудования и обеспечение мобильных бригад автотранспортом
2014 и 2015 годы
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
4.3
Оптимизация надомного социального обслуживания в рамках применения подхода индивидуальной нуждаемости при оказании социальных услуг и определение обоснованной оптимальной нагрузки на одного социального работника
- сокращение очередности на получение надомного социального обслуживания;
- доведение доли граждан, обеспеченных социальным обслуживанием на дому, в общей численности населения, нуждающегося в таком обслуживании, до 100 процентов к 2018 году
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
4.4
Проведение ежегодного конкурса по поддержке программ (проектов) социально ориентированных некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг ветеранам, инвалидам и пожилым людям и ежегодного конкурса программ и проектов социально ориентированных некоммерческих организаций по интеграции инвалидов в общество
предоставление ежегодно социальных услуг не менее 6000 ветеранов, инвалидов и пожилых людей социально ориентированными некоммерческими организациями, благотворителями и добровольцами
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
4.5
Утверждение нормативных затрат на оказание социальных услуг учреждениями социального обслуживания населения в рублях на 1 клиента (внедрение нормативно-подушевого финансирования)
нормативный правовой акт об установлении нормативных затрат
ежегодно, январь
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
4.6
Разработка и утверждение норм труда работников учреждений социального обслуживания населения в соответствии с приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
утвержден нормативный правовой акт об утверждении норм труда работников учреждений социального обслуживания населения
2014 год
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
4.7
Проведение методических семинаров и совещаний в части оказания содействия учреждениям социального обслуживания населения по определению систем нормирования труда, проведение комплексных проверок исполнения норм статьи 159 Трудового кодекса Российской Федерации
введены системы нормирования труда в учреждениях социального обслуживания населения
2014 год
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
4.8
Внедрение систем нормирования труда в учреждениях социального обслуживания населения с учетом методических рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
- внедрены системы нормирования труда во всех учреждениях социального обслуживания населения;
- системы нормирования труда согласованы с представительными органами работников;
- системы нормирования труда установлены коллективными договорами
2014 год
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, учреждения социального обслуживания населения
5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения на основе контроля и оценки качества работы организаций
5.1
Обеспечение деятельности Общественного совета при департаменте труда и социальной поддержки населения Ярославской области по повышению качества предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения
- формирование системы управления качеством предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
5.2
Обеспечение деятельности попечительских советов в учреждениях социального обслуживания населения
деятельность попечительских советов обеспечена во всех учреждениях социального обслуживания
ежегодно
учреждения социального обслуживания населения
5.3
Проведение независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания населения, формирование и публикация рейтингов учреждений социального обслуживания населения
ежегодная публикация рейтингов учреждений социального обслуживания, утверждение планов по улучшению качества работы учреждений
II квартал, 2014 - 2018 годы
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
5.4
Актуализация и размещение информации о деятельности учреждений социального обслуживания населения на сайте www.bus.gov.ru, официальных сайтах учреждений социального обслуживания населения, на странице департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области на официальном портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
повышение информированности населения об учреждениях и услугах сферы социального обслуживания населения в Ярославской области
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области,
учреждения социального обслуживания населения
5.5
Организация информационно-разъяснительной работы о системе социального обслуживания населения, видах и условиях предоставления социальных услуг, о функционировании независимой системы качества работы учреждений социального обслуживания
- повышение информированности населения о системе социального обслуживания населения в Ярославской области и обоснованности принимаемых решений о предоставлении социальных услуг;
- повышение информированности потребителей услуг и общественности о проведении независимой оценки и качестве работы учреждений
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области,
органы социальной защиты населения,
учреждения социального обслуживания населения
5.6
Контроль систем менеджмента качества учреждений социального обслуживания населения
совершенствование системы управления учреждениями социального обслуживания населения и процессов предоставления социальных услуг
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
5.7
Использование информационных технологий при предоставлении социальных услуг
- предоставление возможности получения информации о порядке социального обслуживания через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
- предоставление возможности подачи заявления на оказание социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения в электронном виде
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
5.8
Обеспечение координации работы по реализации независимой системы качества работы организаций, оказывающих социальные услуги
принятие нормативного правового акта об уполномоченном органе по проведению независимой системы оценки
сентябрь 2014 года
Правительство области
5.9
Проведение мониторинга функционирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги
отчет о реализации независимой системы оценки в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, заполнение форм отчетности в информационно-аналитической системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
ежегодно
Правительство области
6. Сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности профессии социальных работников, совершенствование оплаты труда социальных работников
6.1
Внесение изменений в отраслевую систему оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения в части индексации должностных окладов (тарифных ставок)
принятие постановления Правительства области об индексации фондов оплаты труда
ежегодно, январь - март
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.2
Внесение изменений в отраслевое соглашение между департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области и областной общественной организацией профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации по государственным учреждениям, функционально подчиненным департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, в части индексации фондов оплаты труда и повышения оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и от 28 декабря 2012 года № 1688
- дополнительное соглашение между департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области и областной общественной организацией профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации о внесении изменений в отраслевое соглашение по государственным учреждениям, функционально подчиненным департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области
ежегодно, март
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.3
Проведение анализа достаточности средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", и внесение предложений в проект закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
предложения в проект закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с обоснованиями и расчетами
ежегодно, май - август
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)
6.4
Сбор и обобщение данных учреждений социального обслуживания населения о численности социальных работников, врачей, среднего и младшего медицинского персонала, педагогических работников, занятых на штатных должностях в учреждениях социального обслуживания населения, и их средней заработной плате
информационно-аналитическая записка с предложениями для прогнозных расчетов
ежеквартально
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.5
Подготовка нормативных правовых актов, регламентирующих дополнительные меры повышения оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и от 28 декабря 2012 года № 1688
нормативные правовые акты Ярославской области
ежегодно, июнь - сентябрь
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.6
Подготовка отчета об исполнении "дорожной карты"
представление отчета в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительство области
ежегодно: июнь, декабрь
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.7
Проведение разъяснительной работы в учреждениях социального обслуживания населения об этапах проведения мероприятий по повышению оплаты труда, должностях, на которые распространяется действие Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и от 28 декабря 2012 года № 1688, соотношении заработной платы и по другим вопросам
- выступления и публикации руководителей и специалистов органов исполнительной власти области, проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, совещаний, семинаров и др.;
- размещение информации и результатов мониторингов в интернете, средствах массовой информации;
- рассмотрение вопроса о ходе реализации "дорожной карты" на заседаниях региональной трехсторонней комиссии
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.8
Проведение мониторинга достижения целевых показателей повышения оплаты труда социальных работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и от 28 декабря 2012 года № 1688
аналитическая записка с рекомендациями
ежегодно: январь, апрель, июль, октябрь
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.9
Реализация программы непрерывного обучения и повышения квалификации работников отрасли с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям
ежегодное обучение не менее 30 процентов работников учреждений социального обслуживания населения
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.10
Заключение новых трудовых договоров с руководителями учреждений социального обслуживания населения в рамках поэтапного внедрения "эффективного контракта" в соответствии с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем учреждения, а также требованиями по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; проведение проверок достоверности и полноты указанных сведений
- новые трудовые договоры заключены в соответствии с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем учреждения, а также требованиями по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- проведены проверки достоверности и полноты указанных сведений
(в 2013 году заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам со всеми руководителями учреждений социального обслуживания населения)
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, органы социальной защиты населения
6.11
Подготовка Методических рекомендаций руководителям учреждений социального обслуживания населения по поэтапному переводу работников на "эффективный контракт", включая определение критериев выбора переводимых на "эффективный контракт" работников и сроков их перевода на него
подготовлены методические рекомендации руководителям учреждений социального обслуживания населения Ярославской области
II квартал 2014 года
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.12
Разработка и утверждение плана-графика аттестации работников учреждений социального обслуживания населения
- утвержден план-график аттестации работников учреждений социального обслуживания населения;
- разработаны и утверждены инструкция и регламент формирования и работы аттестационной комиссии;
- разработан и утвержден порядок проведения аттестации работников
II квартал 2014 года
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, учреждения социального обслуживания населения
6.13
Проведение в соответствии с утвержденным планом-графиком аттестации работников учреждений социального обслуживания населения в рамках поэтапного внедрения "эффективного контракта" в соответствии с методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
проведена аттестация работников учреждений социального обслуживания населения
2014 год
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, учреждения социального обслуживания населения
6.14
Заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений социального обслуживания населения в рамках поэтапного внедрения "эффективного контракта" в соответствии с методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам (новые трудовые договоры)
2014 год
учреждения социального обслуживания населения
6.15
Внедрение показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и категорий работников, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и от 28 декабря 2012 года № 1688, с учетом методических рекомендаций, предусмотренных пунктом 3 приложения 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р
показатели эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и основных категорий работников внедрены в деятельность учреждений социального обслуживания
II - III кварталы 2014 года
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.16
Анализ исполнения показателей эффективности деятельности руководителей учреждений социального обслуживания населения и расчет сумм ежеквартального премирования на основе степени достижения показателей
размер заработной платы основан на степени достижения показателей эффективности деятельности руководителей учреждений социального обслуживания населения
ежегодно, ежеквартально
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.17
Проведение проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей руководителей учреждений социального обслуживания населения, размещение указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
- проведены проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей руководителей учреждений социального обслуживания населения;
- сведения обо всех руководителях учреждений социального обслуживания населения размещены в сети "Интернет"
ежегодно: апрель, май
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.18
Проведение проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должности руководителя учреждения социального обслуживания населения
проведены проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должности руководителя учреждения социального обслуживания населения
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.19
Поддержание уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания населения и средней заработной платы работников данных учреждений не более чем в 5 раз
- поддержан уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания населения и средней заработной платы работников данных учреждений не более чем в 5 раз;
- доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках мониторинга
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.20
Поддержание соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала на уровне 1:0,7
соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала на уровне 1:0,7
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.21
Поддержание предельной доли расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения в размере не более 40 процентов
предельная доля расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения в размере не более 40 процентов
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.22
Повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания населения, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников
повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания населения, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.23
Проведение мероприятий и методических семинаров и совещаний по вопросу внедрения с 2015 года профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания населения
проведены мероприятия, методические семинары и совещания для руководителей и работников учреждений социального обслуживания населения
2014 год, сентябрь - декабрь
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.24
Отнесение учреждений социального обслуживания населения к группам по оплате труда руководителей
учреждения отнесены к I - IV группам по оплате труда руководителей в зависимости от показателей объема и качества оказания социальных услуг
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.25
Проведение проверок правильности начисления и выплаты заработной платы в учреждениях социального обслуживания населения, соотношений заработной платы руководителей, заработной платы основного и вспомогательного персонала, предельных долей оплаты труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фондах оплаты труда в рамках ведомственного контроля
- проведение ежегодных проверок в не менее чем 50 процентах учреждений социального обслуживания населения;
- доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках мониторинга
ежегодно (по плану проверок)
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
6.26
Внесение изменений в должностные инструкции руководителей и работников учреждений в соответствии с актуализированными квалификационными требованиями и профессиональными стандартами
внесены изменения в должностные инструкции руководителей и работников учреждений
2015 год
учреждения социального обслуживания населения
6.27
Ликвидация и реорганизация отделений, предоставлявших социальные услуги, мало востребованные населением, оптимизация административно-управленческого персонала учреждений социального обслуживания населения
сокращение численности работников учреждений социального обслуживания населения
ежегодно
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, учреждения социального обслуживания населения





Приложение
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по повышению эффективности и качества услуг
в сфере социального обслуживания населения
Ярославской области на 2013 - 2018 годы

ПОКАЗАТЕЛИ
нормативов реализации плана мероприятий ("дорожной карты")
по повышению эффективности и качества услуг в сфере
социального обслуживания населения Ярославской области
на 2013 - 2018 годы
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 04.12.2015 № 1306-п)

N
п/п
Наименование показателя
Номер строки
2012 г. (факт)
2013 г. (факт)
2014 г. (факт)
2015 г. (оценка)
2016 г. (проект)
2017 г.
2018 г.
2014 г. - 2016 г.
2014 г. - 2018 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Норматив числа получателей услуг на 1 работника отдельной категории (по среднесписочной численности работников) с учетом региональной специфики <*>
1
X
7,2
8,2
8,6
9,0
9,2
9,3
123,9
129,2
2
Число получателей услуг, чел. <*>
2
X
18837
20944
21910
22466
22969
23421
119,3
124,3
3
Среднесписочная численность социальных работников, чел. <*>
3
X
2606
2561
2560
2508
2508
2508
96,2
96,2
4
Численность населения Ярославской области, чел. <*>
4
1271351
1271719
1271800
1271800
1270370
1269381
1268144
99,9
99,7
5
Планируемое соотношение средней заработной платы отдельной категории работников и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации:
5

по Программе поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, %
6
X
47,5
58,0
68,5
79,0
89,5
100,0
X
X
по Ярославской области, %
7
40,6
45,5
57,0
64,7
58,6
100,0
100,0
X
X
6
Средняя заработная плата работников по Ярославской области, руб. <*>
8
20397,0
22848,0
25139,3
23338,9
25751,0
32483,6
36248,2
112,7
158,6
7
Темп роста к предыдущему году, %
9
X
112,0
110,0
92,8
110,3
126,1
111,6
X
X
8
Среднемесячная заработная плата социальных работников, руб. <*>
10
8281,2
10406,3
14323,0
15100,0
15100,0
32483,6
36248,2
145,1
348,3
9
Темп роста к предыдущему году, %
11
X
125,7
137,6
105,4
100,0
215,1
111,6
X
X
10
Доля средств от приносящей доход деятельности в фонде заработной платы по отдельной категории работников, %
12
X
0,30
0,15
0,76
0,77
2,50
2,50
X
X
11
Размер начислений на фонд оплаты труда, %
13
1,302
1,302
1,302
1,302
1,302
1,302
1,302
X
X
12
Фонд оплаты труда с начислениями, млн. рублей
14
342,2
423,7
573,1
604,0
591,7
1272,9
1420,4
1768,8
4462,0
13
Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2013 г., млн. рублей
15
X
81,5 <**>
149,4
180,3
168,0
849,2
996,7
497,6
2454,3
в том числе:
16









13.1
За счет средств консолидированного бюджета Ярославской области, включая дотацию из федерального бюджета, млн. руб.
17
X
80,1
148,5
175,7
163,4
817,4
961,2
487,5
2266,1
13.2
Включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации (млн. руб.),
из них:
18
X
23,2
37,0
70,5
70,5
222,6
275,7
178,0
676,3
- от реструктуризации сети, млн. рублей
19
X
0,0
1,0
2,0
2,0
20,0
25,2
5,0
50,2
- от оптимизации численности персонала, в том числе административно-управленческого персонала, млн. рублей
20
X
2,7
34,0
64,5
64,5
156,8
175,1
163,0
494,9
объем средств от оптимизации за счет сокращения численности социальных работников, млн. рублей
20.1
X
0,0
10,1
10,9
10,9
49,7
55,5
31,8
137,0
объем средств от оптимизации за счет сокращения численности иных работников сферы социального обслуживания, млн. рублей
20.2
X
2,7
23,9
53,7
53,7
107,1
119,6
131,2
357,9
- от сокращения и оптимизации расходов на содержание учреждений, млн. рублей
21
X
20,5
2,0
4,0
4,0
45,8
75,4
10,0
131,2
13.3
За счет средств от приносящей доход деятельности, млн. рублей
22
X
1,4
0,9
4,6
4,6
31,8
35,5
10,1
77,4
13.4
За счет иных источников (решений), включая корректировку консолидированного бюджета Ярославской области на соответствующий год, млн. рублей
23
X
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
14
Итого, объем средств, предусмотренный на повышение оплаты труда, млн. руб.
(стр. 17 + 22 + 23)
24
X
81,5
149,4
180,3
168,0
849,2
996,7
497,6
2343,5
15
Соотношение объема средств от оптимизации к сумме объема средств, предусмотренного на повышение оплаты труда, %
(стр. 18 / стр. 15 x 100%)
25
X
28,5
24,8
39,1
42,0
26,2
27,7
35,8
27,6
16
Среднесписочная численность иных работников, чел. <*>
26
X
6132,0
5935,7
5890,0
5896,0
5825,0
5825,0
96,2
95,0
17
Среднесписочная численность работников учреждений социального обслуживания, чел. <*>
27
X
8738,0
8496,7
8450,0
8404,0
8333,0
8333,0
96,2
95,4

--------------------------------
<*> Темп роста показателя 2018, 2016 годов к 2013 году.
<**> Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2012 году.


------------------------------------------------------------------