По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Постановление администрации Ярославского муниципального района от 10.09.2013 N 3522 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославского муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2013 г. № 3522
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2014 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ
В целях разработки проекта районного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 28 Положения о бюджетном процессе районного бюджета Ярославского муниципального района, утвержденного решением Муниципального Совета от 02.10.2008 № 68 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе районного бюджета Ярославского муниципального района", Администрация района постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославского муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
2. Управлению финансов Администрации ЯМР при разработке проекта районного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов обеспечить соблюдение утвержденных основных направлений бюджетной и налоговой политики.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации ЯМР - начальника управления социально-экономического развития района Н.А. Карасеву.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Глава
Ярославского
муниципального района
Т.И.ХОХЛОВА
Утверждены
постановлением
Администрации Ярославского
муниципального района
от 10.09.2013 № 3522
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославского муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Муниципального Совета ЯМР от 02.10.2008 № 68 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе районного бюджета ЯМР". При подготовке учитывались положения следующих документов:
- Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах от 13.06.2013;
- Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов;
- Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
- Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославского муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов являются базой для формирования районного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославского муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов определяют стратегию действий Администрации ЯМР в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики.
Основная цель бюджетной и налоговой политики - эффективное решение текущих задач и задач развития в соответствии с программой социально-экономического развития района в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
2. Основные итоги районной бюджетной и налоговой политики
2012 - начала 2013 годов
2.1. Основные итоги социально-экономического развития
ЯМР в 2012 году
В 2012 году сохранилась положительная динамика в экономическом развитии Ярославского муниципального района по большинству макроэкономических показателей.
Индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства за 2012 год составил 102,7% к уровню 2011 года.
В сельскохозяйственных предприятиях района поголовье крупного рогатого скота выросло на 0,5%, поголовье свиней - на 11,2%, поголовье птицы - на 17,4%. Средний надой молока на одну корову составил 5486 кг, что выше уровня прошлого года на 9,4%.
За 2012 год предприятиями обрабатывающей отрасли промышленности отгружено товаров собственного производства на 5062,5 млн. рублей, что на 10,4% выше, чем в соответствующем периоде 2011 года.
В разрезе предприятий данной отрасли:
- на 1,3% увеличилось металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
- на 13,3% увеличилось производство машин и оборудования;
- на 8,5% увеличилось производство пищевых продуктов.
Оборот организаций по видам деятельности, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составил 21014,2 млн. рублей и снизился на 9,5%.
За 2012 год в Ярославском муниципальном районе инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 3328,8 млн. рублей (6,2% от объема инвестиций области), что в сопоставимых ценах в 1,8 раза меньше 2011 года.
Объем работ и услуг предприятий и организаций, выполненных собственными силами по виду деятельности "Строительство" за 2012 год составил 1926,3 млн. рублей, что в сопоставимой оценке составляет 26,1% к 2011 году. Уменьшение объема инвестиций и строительных работ свидетельствует о недостаточной инвестиционной активности в Ярославском муниципальном районе, что снижает имеющийся задел для устойчивого экономического роста. На фоне сокращения инвестиций в основной капитал инвестиции в новое жилье в 2012 году отличались высокими темпами. По темпам роста жилищного строительства Ярославский район занял 1 место среди 17 муниципальных районов области, Ярославская область заняла 4 - 5-е места среди регионов ЦФО и 15 - 16 места в Российской Федерации.
За 2012 год организациями всех форм собственности, а также населением за счет собственных и заемных средств построено 859 квартир. Общая площадь введенного жилья (с учетом реконструкции) составила 58328 кв. метров, или 130% к уровню 2011 года.
Отрасль торговли, а также сфера оказания услуг населению в Ярославском муниципальном районе в 2012 году развивались динамично: оборот оптовой торговли вырос на 22,3%, оборот розничной торговли - на 20%, оборот общественного питания - на 26,9%.
Сальдированный финансовый результат (сумма полученной прибыли за минусом суммы полученного убытка) деятельности предприятий и организаций, зарегистрированных на территории Ярославского муниципального района, составил убыток 234 млн. рублей (в 2011 году убыток - 110,2 млн. рублей). Доля убыточных организаций по сравнению с 2011 годом увеличилась на 13,5 процентных пунктов и составила 35,1%.
В 2012 году происходили позитивные изменения на рынке труда. Численность официально зарегистрированных безработных на 01.01.2013 составила 308 человек, что на 61% меньше, чем на 01.01.2012. Уровень регистрируемой безработицы на конец года составил 0,9% экономически активного населения (годом ранее - 1,6%).
В целом за 2012 год среднемесячная заработная плата по области сложилась в размере 20546 руб. (рост на 13,4% к 2011 году). Ярославский муниципальный район занимает 2 место среди 18 муниципальных образований Ярославской области по размеру среднемесячной заработной платы (21562 рубля) после г. Ярославля.
2.2. Основные итоги бюджетной и налоговой политики
2012 - начала 2013 годов
2.2.1. Итоги бюджетной политики в части расходов бюджета ЯМР.
В 2012 - начале 2013 годах осуществлялся переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования.
Продолжилась реализация реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности деятельности муниципальных учреждений. Совершенствовалась методология и практика формирования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и предоставления субсидий на их выполнение.
Реализуются меры, направленные на поэтапное совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированные на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ). Претворяются в жизнь планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению эффективности и качества услуг в сфере образования и культуры. В "дорожные карты" включены мероприятия, обеспечивающие повышение оплаты труда работников бюджетной сферы за счет доходов от всех направлений деятельности учреждений, учитывающие возможность использования ресурсов для повышения оплаты труда за счет снижения неэффективных расходов учреждений.
В течение 2012 года неоднократно производилось повышение заработной платы работникам бюджетной сферы социальных отраслей:
- с 01 января учителям, работникам отраслей социальной защиты, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта;
- с 01 сентября учителям;
- с 01 декабря остальным работникам отрасли образования.
В 2013 году произведена индексация заработной платы:
- с 1 января на 10% работникам отраслей культуры, социальной защиты, молодежной политики и физической культуры и спорта;
- с 1 мая на 15% педагогическим работникам общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений района;
- с 1 сентября на 11,8% работникам отрасли образования.
2.2.2. Итоги налоговой политики и формирование доходов бюджета.
Доходы консолидированного бюджета района за счет поступления налоговых и неналоговых платежей в 2012 году уменьшились на 1,8% (или на 8,9 млн. руб. и составили 490,3 млн. рублей (в 2011 году - 499,2 млн. рублей).
Это связано с тем, что в 2012 году уменьшился норматив отчисления налога на доходы физических лиц в районный бюджет с 40% до 30% в связи с передачей расходных полномочий по финансированию здравоохранения на региональный уровень.
В соответствии с Налоговым кодексом с 1 января 2013 года на территории области введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей. При этом 100% поступлений от патентной системы налогообложения направляется в районный бюджет.
Поступление платы за патент в районный бюджет района увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2012 годом. Однако доход бюджета от патента остается незначительным. Причиной является несовершенство федерального налогового законодательства. Это касается невозможности дифференцировать уровень базовой доходности не только по видам деятельности, но и по месту ведения бизнеса. Негативно отразилось на патентной системе и отсутствие возможности уменьшения налога на суммы отчислений в социальные фонды.
Доходы по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2012 год составили 19,6 млн. рублей и увеличились по сравнению с 2011 годом на 3,4 млн. рублей или на 120,8%.
Однако за 7 месяцев 2013 года получен доход 13,1 млн. рублей, а за тот же период 2012 г. в бюджет поступило 13,3 млн. рублей, то есть доходы 2013 года уменьшились на 0,2 млн. рублей или на 1,5% (в связи с тем, что с 2013 года переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности стал добровольным, и даже если в районе, где осуществляет свою деятельность предприниматель или организация, действует закон о ЕНВД, они не обязаны переходить на данный режим и становиться плательщиком "вмененного" налога, в связи с чем плательщиков стало меньше. Кроме того, с 1 января 2013 года индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, могут уменьшить сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в фиксированном размере (ранее она могла быть уменьшена не более чем на 50%).
Продолжила работу комиссия по ликвидации задолженности в консолидированный бюджет ЯМР и по обеспечению своевременной выплаты заработной платы. По результатам проведенной работы поступили денежные средства в бюджеты всех уровней на общую сумму 32,8 млн. рублей, из них в бюджет ПФР на сумму 14,0 млн. рублей, в консолидированный бюджет ЯМР на сумму 9,5 млн. рублей, в областной бюджет на сумму 9,3 млн. рублей.
2.2.3. Итоги политики в сфере межбюджетных отношений.
В ходе исполнения районного бюджета в 2012 году с учетом своевременного финансирования дотаций органы местного самоуправления поселений смогли обеспечить выполнение расходных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и первоочередных социально значимых расходов. Не было допущено образования просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы в поселениях района.
По итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области, проведенной в соответствии с постановлением Правительства области от 26.03.2009 № 244-п "О мониторинге и оценке качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов (городских округов) Ярославской области" за 2012 год Ярославский муниципальный район занял 2-е место и был поощрен на общую сумму 10999,0 тыс. рублей из 60000,0 тыс. рублей, выделенных 7 муниципальным образованиям области.
2.2.4. Итоги долговой политики.
В 2012 году долговая политика района была направлена на обеспечение сбалансированности районного бюджета и повышение эффективности управления муниципальным долгом.
В связи с необходимостью финансирования дефицита районного бюджета за счет муниципальных заимствований объем муниципального долга района за 2012 год не изменился по сравнению с 2011 годом и составил 73000 тыс. рублей, Уровень муниципального долга района составил 26,5% фактических доходов бюджета за 2012 год без учета безвозмездных поступлений. Погашение и обслуживание долговых обязательств осуществлялось в установленный срок и в полном объеме.
Расходы на обслуживание муниципального долга района за 2012 год составили 5094,6 тыс. рублей. Удельный вес расходов на обслуживание в общих расходах бюджета составил 0,36%.
В структуре муниципального долга района на 01.01.2013 кредиты кредитных организаций составляют 52,1% и бюджетные кредиты из областного бюджета 47,9%. А в 2013 году изменяется структура муниципального долга: уменьшается доля кредитов кредитных организаций и увеличивается доля бюджетных кредитов.
3. Основные цели бюджетной политики на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов
Бюджетная политика как составная часть экономической политики района нацелена на повышение качества жизни и конкурентоспособности экономики района и реализуется по следующим основным направлениям концепции социально-экономического развития района:
- предоставление жителям района достойных условий проживания и повышение уровня жизни;
- обеспечение экономического развития района;
- осуществление модернизации и внедрения инноваций в экономику района;
- обеспечение привлечения инвестиций в экономику района в объеме, необходимом для решения задач социально-экономического развития;
- развитие инфраструктуры как основы для экономического и социального развития района;
обеспечение эффективности управления органов местного самоуправления в районе;
- обеспечение комплексного развития территории района с учетом существующего потенциала каждого поселения.
Основным инструментом достижения целей районной политики должны стать муниципальные программы, требования к которым вытекают из документов стратегического планирования, а объемы их финансового обеспечения устанавливаются в трехлетних бюджетах.
4. Основные направления бюджетной и налоговой политики
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
4.1. Основные направления бюджетной политики в части
расходов бюджета ЯМР
7 мая 2013 года приняты поправки в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие переход к формированию муниципальных программ, программному бюджету и программной классификации и установление единого нового формата классификации целевых статей расходов на все уровни бюджетной системы. Для этих целей Минфином разработана новая структура классификации расходов бюджетов, предусматривающая программную составляющую на уровне целевых статей. Данная структура классификации обязательна к применению при формировании федерального бюджета на 2014 - 2016 годы, а для бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований - начиная с 2015 года.
Особенностью формирования государственных программ РФ, предполагающих предоставление финансовой помощи субъектам РФ, является присутствие в этих программах требований о наличии аналогичных государственных программ в субъектах. В связи с этим уже с 2014 года Минфин России требует от субъектов РФ соблюдения "сквозной" классификации направлений расходов в рамках государственных программ в отношении межбюджетных трансфертов субъектам из федерального бюджета.
В настоящее время уже около 80% бюджета Ярославского муниципального района формируется в рамках программ (областных, ведомственных, муниципальных). Столь высокая доля программных расходов создает необходимую базу для перехода к программному бюджету уже начиная с 2014 года.
Безусловно, разработка государственных программ потребует от органов местного самоуправления района серьезных усилий, в связи с чем потребуется установить "переходный период" для формирования и утверждения муниципальных программ Ярославского муниципального района (до конца 2014 года).
4.1.1. Основные направления бюджетной политики в части бюджета текущих обязательств.
При формировании бюджета текущих обязательств, приоритетными расходами должны стать расходы на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества муниципальных услуг.
В 2014 - 2016 годах необходимо:
- обеспечить комплексный подход по поэтапному совершенствованию системы оплаты труда в отраслях бюджетной сферы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р;
- выполнить показатели "дорожных карт" по уровню заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с показателями Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688;
- оптимизировать структуру и штатную численность учреждений путем проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа работника бюджетной сферы;
- провести мероприятия с учетом отраслевых специфик по возможному привлечению на повышение заработной платы, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности;
- повысить адресность социальной поддержки граждан на основе критерия нуждаемости граждан для достижения максимального социального эффекта от оказания поддержки из бюджета.
4.1.2. Основные направления бюджетной политики в части бюджета развития.
При формировании бюджета развития приоритетными расходами должны стать расходы, обеспечивающие модернизацию социальной сферы, реализацию инвестиционной и инновационной политики Администрации района. При этом отдавать предпочтение тем способам решения задач развития, которые позволят получить реальный значимый эффект с точки зрения достижения стратегических целей.
Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. Бюджетные инвестиции в экономику района должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.
В 2014 - 2016 годах планируется:
- реализация программ развития на принципах максимально эффективного использования ресурсов с установлением ответственности органов местного самоуправления за поиск и привлечение всех возможных источников финансирования. Ввести четкие правила оценки и обоснования объема расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность и качество их финансово-экономических обоснований;
- расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и развития инфраструктуры;
- развитие рынка услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих услуги социальной сферы.
4.1.3. Основные направления бюджетной политики в части расходов бюджета на эффективное государственное управление.
Основная цель бюджетной политики: полномасштабное внедрение принципов программно-целевого планирования и переход к программному бюджету.
В 2014 - 2016 годах планируется:
- сохранить при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период разделение бюджетных ресурсов на две части: текущих обязательств и развития. При этом необходимо отдавать приоритеты расходам на развитие, которые позволят привлечь внебюджетные источники.
Программы развития должны опираться на долгосрочные отраслевые, территориальные и функциональные стратегии. Первоочередной задачей в связи с этим является задача построения системы стратегического управления;
- обеспечить внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг, повышение их доступности и качества;
- обеспечить повышение доступности и качества оказания муниципальных услуг и перейти к формированию муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения;
- обеспечить открытость деятельности власти, ее легитимность и привлечение общественности к выработке, принятию и реализации решений - как стратегических, так и тактических;
- обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов за счет оптимизации муниципальных закупок и бюджетной сети.
4.2. Основные направления налоговой политики и формирование
доходов бюджета
В соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде, не предполагается. Совершенствование налоговой системы будет реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества администрирования, создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории района.
Для мобилизации налогов в бюджет будет продолжена индивидуальная работа с должниками бюджета и взаимодействие с предприятиями по вопросу увеличения налогооблагаемой базы на территории района.
Основное направление деятельности по увеличению доходов местных бюджетов - реализация Плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании бюджетов поселений Ярославского муниципального района на 2013 - 2014 годы.
Необходимо активизировать работу по проведению муниципального земельного контроля для установления (уточнения) правообладателей земельных участков, зданий, сооружений, их фактического использования; установления несоответствия в адресах земельных участков и расположенных на них зданиях, строениях, сооружениях.
4.3. Основные направления политики в сфере
межбюджетных отношений
На 2014 год планируется усовершенствовать межбюджетные отношения в области стимулирования финансовой самостоятельности муниципальных образований.
В ЯМР будет проводиться работа по снижению недоимки, привлечению на территорию района новых налогоплательщиков, инвесторов, сокращении кредиторской задолженности и отсутствии просроченной кредиторской задолженности, а также оптимизации расходов бюджета с определением мер их стимулирования из областного бюджета в соответствии с результатами данной работы.
Основными задачами в области регулирования межбюджетных отношений на территории Ярославского муниципального района останутся:
- формирование устойчивой собственной доходной базы бюджета района;
- создание условий для сбалансированности местных бюджетов;
- укрепление финансовой дисциплины в поселениях района в части бюджетного законодательства;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Перед поселениями должна стоять задача обеспечения своей деятельности в большей степени за счет собственных средств. Оказание дополнительной финансовой помощи должно рассматриваться не как стандартное финансирование, а как исключительная мера.
4.4. Основные направления долговой политики
В связи с высокими социальными обязательствами района сбалансированность районного бюджета в среднесрочной перспективе будет обеспечиваться за счет осуществления муниципальных заимствований.
Особое внимание необходимо уделить поддержанию муниципального долга на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков, оптимизации структуры муниципального долга по видам заимствований и срокам их погашения.
Планируется продолжить реализацию следующих принципов и направлений при осуществлении муниципальных заимствований и управлении муниципальным долгом:
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств района;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств района с учетом ситуации на финансовом рынке;
- использование различных инструментов заимствований.
В целях оптимизации структуры муниципального долга по срокам погашения планируется осуществление в основном среднесрочных и долгосрочных заимствований.
Одной из основных задач продолжает оставаться создание необходимых условий для поддержания и повышения кредитного рейтинга района с целью улучшения условий заимствований.
------------------------------------------------------------------