Постановление Правительства ЯО от 26.02.2013 N 173-п "Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2013 год"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. № 173-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 ГОД
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства ЯО
от 23.07.2013 № 904-п, от 19.12.2013 № 1665-п,
от 31.12.2013 № 1797-п)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 32-р и Законом Ярославской области от 27 декабря 2012 г. № 72-з "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2013 год.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ





Утвержден
постановлением
Правительства области
от 26.02.2013 № 173-п

КОМПЛЕКС МЕР
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 ГОД
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства ЯО
от 23.07.2013 № 904-п, от 19.12.2013 № 1665-п,
от 31.12.2013 № 1797-п)

I. Анализ реализации комплексов мер по модернизации системы
общего образования в Ярославской области в 2011 и 2012 годах

1. В результате реализации комплексов мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области в 2011 и 2012 годах система общего образования области качественно изменилась.
За 2011 и 2012 годы в Ярославской области созданы основные базовые условия для получения школьниками качественного общего образования:
1.1. Сформирована необходимая нормативно-правовая база для обеспечения перехода на новые федеральные государственные стандарты общего образования (далее - ФГОС) и повышения качества образования:
- разработан комплексный план по созданию условий для введения ФГОС до 2015 года и перспективу до 2020 года;
- разработан норматив бюджетного финансирования на реализацию общеобразовательных программ начального общего образования с учетом 10 часов внеурочной деятельности;
- разработана и действует персонифицированная модель повышения квалификации учителей.
1.2. Подготовлена к работе по ФГОС значительная часть учителей и школьных администраторов:
- проведена профессиональная переподготовка 200 директоров общеобразовательных школ по специальности "Менеджмент". Сформирован региональный резерв управленческих кадров в сфере образования;
- подготовлена группа тьюторов (более 100 человек), обеспечивающих формирование у учителей необходимых компетенций для работы по новым ФГОС;
- проведено повышение квалификации 1990 педагогических и руководящих работников, из них более 300 по индивидуально сконструированной образовательной программе.
Доля учителей и руководителей школ, подготовленных к работе в соответствии с ФГОС, увеличилась с 11 до 42 процентов.
1.3. Формируются современные условия образовательного процесса, позволяющие обеспечить качественное образование школьников:
- приобретено учебно-лабораторное оборудование для школьных кабинетов физики, химии, биологии, в основные малочисленные школы для изучения предметов естественно-научного цикла приобретено оборудование в комплексные кабинеты. Оснащенность данных предметных кабинетов увеличилась с 67 до 94 процентов;
- приобретено современное компьютерное оборудование для компьютерных классов школ, что позволило более эффективно использовать в учебном процессе современное программное обеспечение и цифровые образовательные ресурсы. Высвободившиеся после обновления компьютерных классов компьютеры поставлены в предметные кабинеты, что расширило возможность использования информационно-телекоммуникационных технологий при изучении всех предметов. Кроме того, это позволило успешно организовать ведение электронного журнала для организации информирования родителей (законных представителей) обучающихся о текущей успеваемости в электронном виде;
- в 100 процентах школ начальные классы оснащены хотя бы одним комплектом мультимедийного оборудования, необходимого для проведения занятий с использованием электронных образовательных ресурсов;
- приобретено по 1 комплекту интерактивного оборудования во все основные и средние школы области;
- приобретено компьютерное оборудование в школьные библиотеки (компьютеры, многофункциональные устройства) основных и средних школ области, что послужило основой для формирования школьных информационных центров;
- в 100 процентах основных и средних школ закуплено оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся;
- закуплены новые учебники для обучающихся 2 и 3 классов, часть учебников для обучающихся 9 - 11 классов. Обеспеченность школ учебниками увеличилась с 30 до 63 процентов;
- приобретено спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений, имеющих спортивные залы (доля обучающихся, обеспеченных современным спортивным оборудованием и спортивным инвентарем для занятий физической культурой, увеличилась с 56 до 82 процентов);
- оборудовано 19 спортивных площадок в образовательных учреждениях;
- модернизировано 18 школьных пищеблоков в общеобразовательных учреждениях (82 процента обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях области обеспечены горячим питанием);
- созданы базовые условия для применения в образовательном процессе дистанционных технологий обучения. Увеличена скорость доступа к сети Интернет для 46 процентов школ. Для всех школ закуплено программное обеспечение. На базе образовательных учреждений создано 26 ресурсных центров дистанционного обучения;
- проведены косметические ремонты школ с целью подготовки помещений для приемки закупленного оборудования.
1.4. Оптимизирована сеть общеобразовательных учреждений. 99,3 процента школьников, обучающихся в населенных пунктах, удаленных от места проживания, обеспечены организованным подвозом 238 школьными автобусами.
1.5. Формируются модели выравнивания доступа школьников к качественному образованию. Совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в области реализуется проект, направленный на выявление и поддержку школ, находящихся в сложных социальных контекстах. В ходе проекта разработаны программы развития данных учреждений, на конкурсной основе обеспечена их финансовая поддержка. Реализация проекта продолжится в 2013 году.
1.6. Повышена заработная плата учителей области:
- с 1 сентября 2012 года средняя заработная плата учителей образовательных учреждений области была повышена в среднем на 6,5 процента и доведена в IV квартале 2012 года до средней заработной платы по экономике Ярославской области за 2011 год;
- одновременно с повышением заработной платы учителей с 1 декабря 2012 года повышена заработная плата и других категорий работников системы образования.
1.7. Принятые в области меры по созданию условий для привлечения молодых педагогов в общеобразовательные учреждения позволили "омолодить" педагогические коллективы школ. Всего к работе в общеобразовательных школах области в 2012 году приступили 237 молодых специалистов - выпускников учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования. Доля учителей в возрасте до 35 лет, работающих в общеобразовательных учреждениях, составила 19,4 процента.
В Ярославской области в 2012 году утверждены нормативные правовые документы по предоставлению льготных ипотечных кредитов молодым учителям.
Для молодых педагогов в возрасте до 30 лет в Ярославской области предусмотрены:
- материальное стимулирование (повышение базовых окладов на 30 процентов);
- выплата единовременного пособия в размере трех окладов молодым специалистам, работающим в сельских школах;
- выплаты компенсационного характера на содержание жилья и коммунальные платежи в размере 100 процентов молодым специалистам, проживающим в сельской местности.
Данные меры позволили увеличить численность выпускников педагогических вузов, идущих на работу в общеобразовательные учреждения.
2. Характеристика достигнутого уровня институциональных изменений.
За период 2011 и 2012 годов в Ярославской области:
2.1. Реализуется нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений на реализацию основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования.
2.2. Введена новая система оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, обеспечивающая:
- зависимость размера заработной платы от результатов труда работника;
- учет интенсивности труда работников, обеспечение возможности самостоятельного условного нормирования оплаты неурочных видов деятельности педагогов;
- прозрачность распределения стимулирующей части фонда оплаты труда при участии коллегиального органа управления;
- зависимость величины заработной платы руководителя образовательного учреждения от величины средней заработной платы педагогических работников образовательного учреждения.
2.3. Разработаны и апробированы персонифицированные модели повышения квалификации работников образования.
2.4. Сформирована система аттестации учителей на соответствие занимаемой должности с использованием компьютерной диагностики, которая позволяет исключить субъективизм при оценке учительских компетенций.
2.5. Формируется региональная система оценки качества образования. Организован мониторинг учебных достижений выпускников начальной, основной и старшей школы. Разработана и апробирована система оценки социальных компетенций обучающихся.
2.6. Обеспечено наличие в каждом общеобразовательном учреждении органа коллегиального управления образовательным учреждением.
2.7. Все общеобразовательные школы области имеют интернет-сайт, отражающий основания и результаты деятельности (включая ежегодный публичный доклад) по реализации основных образовательных программ ступеней общего образования, иную информацию, обязательную для размещения на сайте в соответствии с законодательством.
3. Социально значимые эффекты реализации комплексов мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области в 2011 и 2012 годах.
В области проводятся социологические исследования на предмет удовлетворенности населения качеством общего образования, изменениями, происходящими в системе образования.
По результатам исследований отмечается следующее:
- родители и местное сообщество стали более позитивно относиться к системе общего образования;
- повысилась удовлетворенность родителей обучающихся начальной школы обеспеченностью учебниками;
- увеличилась с 61 до 73 процентов удовлетворенность населения области качеством общего образования;
- повысилась удовлетворенность педагогов ростом благосостояния, условиями, созданными для организации учебного процесса;
- отмечаются признаки увеличения престижа учительской профессии.
Все плановые значения показателей 2011 и 2012 годов, зафиксированные в комплексах мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2011 год (таблица 1) и 2012 год (таблица 2), выполнены.
Финансирование мероприятий, запланированных на 2012 год, осуществлено в соответствии с планом (таблица 3). Расхождение плана и факта финансирования в 2012 году мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2012 год связано с тем, что в результате проведения закупочных процедур выявилась экономия финансовых средств, на которые в конце 2012 года департаментом образования Ярославской области были заключены контракты со сроком исполнения в 2013 году.

Таблица 1

Значения показателей результативности предоставления
субсидии Ярославской области на конец 2011 года

N
п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значение показателя результативности предоставления субсидии
план
факт
1
2
3
4
1
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (процентов)
88,7
99,88
2
Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников (процентов)
11,3
11,7
2.1
Начальное общее образование (процентов)
25
25
2.2
Основное общее образование (процентов)
0
0
2.3
Среднее (полное) общее образование (процентов)
0
0
3
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (процентов)
13
13
4
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (процентов)
16
22
5
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов)
4,6
27
6
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
положительная
положительная

Таблица 2

Значения показателей результативности предоставления
субсидии Ярославской области на конец 2012 года

N
п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значение показателя результативности предоставления субсидии
план
факт
1
2
3
4
1
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (процентов)
100
100
2
Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников (процентов)
22,5
22,5
2.1
Начальное общее образование (процентов)
52,2
52,2
2.2
Основное общее образование (процентов)
0,16
0,16
2.3
Среднее (полное) общее образование (процентов)
0
0
3
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (процентов)
41
41
4
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и учителей (процентов)
27
42
5
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов)
30
30
6
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
положительная
положительная

Расхождение плана и факта по показателю "Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и учителей" связано с введением разнообразных форм повышения квалификации, внедрением единой блочно-модульной программы в рамках зачетно-накопительной системы повышения квалификации.

Таблица 3

Объемы финансирования в 2012 году мероприятий
Комплекса мер по модернизации системы общего
образования Ярославской области на 2012 год

тыс. руб.
N
п/п
Мероприятие
Объемы финансирования
всего
в том числе
федеральный бюджет (субсидия)
бюджет субъекта Российской Федерации
всего
региональный бюджет
местные бюджеты
внебюджетные источники


план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
Приобретение оборудования
в том числе:
431090,150
402704,150
374799,62
346413,620
56290,530
56290,530
47290,530
47290,53
9000,00
9000,00
0
0
1.1
Учебно-лабораторное оборудование
107411,840
107411,840
107411,84
107411,840
0
0
0
0
0
0
0
0
1.2
Учебно-производственное оборудование
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1.3
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений
18883,950
7502,866
18883,950
7502,866
0
0
0
0
0
0
0
0
1.4
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений
44586,070
44586,066
6295,540
6295,536
38290,530
38290,530
38290,530
38290,53
0
0
0
0
1.5
Компьютерное оборудование
202257,490
185252,578
202257,49
185252,578
0
0
0
0
0
0
0
0
1.6
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1.7
Оборудование для школьных столовых
18000,0
18000,0
0
0
18000,0
18000,0
9000,0
9000,0
9000,0
9000,0
0
0
1.8
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся
39950,8
39950,8
39950,8
39950,8
0
0
0
0
0
0
0
0
2
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся
41280,0
41280,0
0
0
41280,0
41280,0
41280,0
41280,0
0
0
0
0
3
Пополнение фондов школьных библиотек
66351,85
66351,85
29442,38
29442,38
36909,47
36909,47
36909,47
36909,47
0
0
0
0
4
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
5
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей
8900,0
8900,0
4400,0
4400,000
4500,0
4500,0
4500,0
4500,0
0
0
0
0
6
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся
в том числе:
26500,0
26500,0
0
0
26500,0
26500,0
26500,0
26500,0
0
0
0
0
6.1
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика
24000,0
24000,0
0
0
24000,0
24000,0
24000,0
24000,0
0
0
0
0
6.2
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов
2500,0
2500,0
0
0
2500,0
2500,0
2500,0
2500,0
0
0
0
0
7
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
8
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
9
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Итого
574122,000
545736,000
408642,00
380256,000
165480,00
165480,000
156480,00
156480,0
9000,00
9000,00
0,000
0,000

4. Проблемы, сохраняющиеся в системе общего образования.
Наряду с положительными результатами реализации комплексов мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области в 2011 и 2012 годах сохраняется ряд нерешенных проблем:
- сохраняется существенное различие школ по среднему баллу единого государственного экзамена. Это свидетельствует о том, что в регионе пока не сформирован равный доступ всех обучающихся к качественному общему образованию. Образовательные результаты не в полной мере соответствуют требованиям общества и личности;
- 5,6 процента общеобразовательных школ не имеют всех видов благоустройства;
- учебно-материальная база значительной части школ не доведена до уровня требований ФГОС. В предметные кабинеты основной и старшей школы требуется современное цифровое и программное обеспечение;
- более 40 процентов школ не обеспечено всеми необходимыми условиями для организации дистанционного обучения;
- только 58 процентов школьных столовых оснащено современным оборудованием для приготовления пищи;
- медицинские кабинеты более 50 процентов школ не имеют полного комплекта необходимого медицинского оборудования;
- часть школьных учителей и администраторов по-прежнему склонна перекладывать ответственность за образовательные результаты на внешние обстоятельства;
- требуется подготовка учителей основной школы к работе в условиях новых ФГОС;
- отдельные элементы региональной системы оценки качества образования пока не позволяют в полной мере управлять качеством образования;
- не во всех школах созданы условия для активного участия родителей и общественности в управлении образовательным учреждением.

II. Меры по модернизации системы общего образования
в Ярославской области в 2013 году

1. В рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2013 год, в том числе за счет субсидии, предоставленной Ярославской области на модернизацию региональной системы общего образования, планируется обеспечить достижение следующих показателей:
- соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики, - 100 процентов;
- подготовка для работы по ФГОС 100 процентов учителей начальной и основной школы (не включая молодых специалистов);
- возможность освоения общеобразовательной программы по индивидуальному учебному плану (профилю обучения) независимо от места проживания - 100 процентов старшеклассников;
- создание условий для освоения основных и дополнительных программ с использованием дистанционных технологий в 100 процентах школ;
- обеспечение бесплатными учебниками 100 процентов обучающихся школ области;
- приобретение оборудования для 40 школьных столовых;
- проведение капитального ремонта в 40 школах;
- оснащение комплектом интерактивного оборудования с цифровыми лабораториями для организации проектной деятельности всех школ с численностью от 800 обучающихся, школ с численностью обучающихся от 200 до 799 обучающихся, в которых на 1 интерактивный комплекс приходится не менее 80 обучающихся, коррекционных образовательных учреждений по заявкам от учреждений;
- доступ в сеть Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с - 55 процентов школ области;
- наличие свидетельства о прохождении переподготовки по специальности "Менеджмент" - 75 процентов руководителей школ;
- наличие органа коллегиального управления с участием родителей и представителей местного сообщества, обладающего полномочиями согласовывать программу развития образовательного учреждения, основные образовательные программы в части перечней образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС ступеней общего образования и распределения часов вариативной части учебного плана, показатели для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения, показатели качества услуг, оказываемых образовательными учреждениями в рамках государственных (муниципальных) заданий, план финансово-хозяйственной деятельности, отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, - 100 процентов школ;
- наличие систем водоснабжения, канализации и туалетов, оборудованных в соответствии с установленными санитарными требованиями (при наличии технической возможности централизованного или локального водоснабжения), - 100 процентов школ;
- снижение объемов и видов отчетности, представляемой общеобразовательными учреждениями, в 2 раза.
Планируемые показатели результативности предоставления субсидии Ярославской области на конец 2013 года представлены в таблице 4.

Таблица 4

Планируемые показатели
результативности предоставления субсидии
Ярославской области на конец 2013 года

N
п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значение показателя результативности предоставления субсидии на конец 2013 года
1
2
3
1
Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики (процентов)
100
2
Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников (процентов)
36
2.1
Начальное общее образование (процентов)
74
2.2
Основное общее образование (процентов)
8
2.3
Среднее полное общее образование (процентов)
0
3
Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности педагогических работников (процентов)
41,2
4
Доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений (процентов)
60
5
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов)
55
6
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
положительная

(п. 1 в ред. Постановления Правительства ЯО от 23.07.2013 № 904-п)
2. Характеристика основных мер по модернизации системы общего образования Ярославской области в 2013 году.
Для достижения запланированных значений показателей результативности предоставления субсидии планируется провести следующие мероприятия:
2.1. Организовать централизованные закупки школьных учебников, учебно-лабораторного и компьютерного оборудования для оснащения школ области в соответствии с требованиями ФГОС, школьных автобусов.
2.2. Создать условия для предоставления каждой школой возможности освоения обучающимися основных и дополнительных программ с использованием дистанционных технологий:
- обеспечить увеличение скорости доступа школ к сети Интернет и своевременную оплату интернет-трафика;
- закупить лицензии на право использования курсов дистанционного обучения, позволяющие обеспечить возможность получения образования в дистанционной форме;
- организовать подготовку учителей к работе с использованием дистанционных технологий;
- подготовить инструктивно-методические письма по вопросу организации дистанционного обучения обучающихся;
- обеспечить разработку дистанционных курсов учителями-предметниками.
2.3. Организовать и обеспечить проведение капитальных ремонтов зданий образовательных учреждений, приобретение оборудования для школьных столовых путем выделения субсидии на эти цели муниципальным образованиям области.
(пп. 2.3 в ред. Постановления Правительства ЯО от 23.07.2013 № 904-п)
2.4. Организовать повышение квалификации учителей для работы в соответствии с ФГОС по персонифицированной модели.
2.5. Организовать переподготовку 100 директоров общеобразовательных учреждений по специальности "Менеджмент".
2.6. Инициировать в школах создание органа государственно-общественного управления, обладающего полномочиями согласовывать программу развития образовательного учреждения, основные образовательные программы в части перечней образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС ступеней общего образования и распределения часов вариативной части учебного плана, показатели для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения, показатели качества услуг, оказываемых образовательными учреждениями в рамках государственных (муниципальных) заданий, план финансово-хозяйственной деятельности, отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества.
2.7. Реализовать комплекс мероприятий по сокращению запрашиваемой отчетности, представляемой общеобразовательными учреждениями.
2.8. Обеспечить повышение заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений Ярославской области в соответствии с планом-графиком, приведенным в приложении 1 к данному Комплексу мер.
2.9. Обеспечить информационную открытость системы образования.
План-график реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования Ярославской области в 2013 году представлен в приложении 2 к данному Комплексу мер.
3. Структура и объем финансирования мероприятий, направленных на модернизацию системы общего образования в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2013 год.
Структура и объем финансирования мероприятий, направленных на модернизацию системы общего образования в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2013 год, определены на основе анализа результатов электронного мониторинга и потребностей каждой школы и согласованы с представителями общественности (таблица 5).
Финансирование мероприятий из областного бюджета осуществляется в рамках ведомственной целевой программы департамента образования Ярославской области на 2012 - 2014 годы, утвержденной приказом департамента образования Ярославской области от 23.01.2012 № 29/01-03 "Об утверждении ведомственной целевой программы департамента образования Ярославской области на 2012 - 2014", и областных целевых программ, направленных на развитие школьной инфраструктуры и улучшение материальной базы общеобразовательных учреждений:
- областной целевой программы "Развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений Ярославской области" на 2011 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 30.06.2011 № 493-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений Ярославской области" на 2011 - 2014 годы";
- областной целевой программы "Развитие информатизации Ярославской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 06.10.2010 № 740-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие информатизации Ярославской области" на 2011 - 2013 годы".
Финансирование мероприятий из муниципального бюджета осуществляется в соответствии с соглашениями, заключенными между департаментом образования Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области.

Таблица 5

Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер
по модернизации системы общего образования
Ярославской области на 2013 год
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 19.12.2013 № 1665-п)

тыс. руб.
N
п/п
Мероприятие
Объемы финансирования
всего
в том числе
федеральный бюджет (субсидия)
бюджет субъекта Российской Федерации
всего
региональный бюджет
местные бюджеты
внебюджетные источники
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Приобретение оборудования, в том числе:
144657,704
105457,704
39200
33600
5600
0
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 31.12.2013 № 1797-п)
1.1
Учебно-лабораторное оборудование
0
0
0
0
0
0
1.2
Учебно-производственное оборудование
0
0
0
0
0
0
1.3
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений
0
0
0
0
0
0
1.4
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений
0
0
0
0
0
0
1.5
Компьютерное оборудование
93235,904
65235,904
28000
28000
0
0
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 31.12.2013 № 1797-п)
1.6
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся
0
0
0
0
0
0
1.7
Оборудование для школьных столовых
51421,800
40221,800
11200
5600
5600
0
1.8
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся
0
0
0
0
0
0
2
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся
42604
1274,0
41330
41330
0
0
3
Пополнение фондов школьных библиотек
125467,878
88267,878
37200
37200
0
0
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 31.12.2013 № 1797-п)
4
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)
0

0
0
0
0
5
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников
2000
2000
0
0
0
0
6
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся
34400
18000
16400
16400
0
0

в том числе:






6.1
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика
24000
10000
14000
14000
0
0
6.2
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов
10400
8000
2400
2400
0
0
7
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования
0
0
0
0
0
0
8
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений
59896,418
59896,418
0
0
0
0
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 31.12.2013 № 1797-п)
9
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений
0
0
0
0
0
0
Итого
409026
274896
134130
128530
5600
0

В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения в расчете на одного обучающегося.
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 19.12.2013 № 1665-п)
В соответствии с постановлением Администрации области от 25.09.2002 № 150-а "О переходе на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений области" с 1 января 2003 года финансирование общеобразовательных учреждений области осуществляется на основе региональных нормативов финансирования государственного образовательного стандарта, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому виду общеобразовательного учреждения.
Финансирование общеобразовательных учреждений области осуществляется из средств областного бюджета на основе утвержденных законом Ярославской области нормативов бюджетного финансирования. Средства направляются в муниципальные образования области в виде целевой субвенции на обеспечение государственного образовательного стандарта общего образования.
В соответствии с постановлением Администрации области от 16.07.2007 № 259-а "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Ярославской области, функционально подчиненных департаменту образования Ярославской области, и муниципальных общеобразовательных учреждений Ярославской области, финансируемых за счет средств областного бюджета" в рамках нормативного бюджетного финансирования с 1 сентября 2007 года введена новая система оплаты труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях области.
4. Меры, направленные на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения.
В 2013 году будет сохранена система мер материального стимулирования молодых специалистов (повышение базовых окладов, выплата единовременного пособия, выплаты компенсационного характера).
Планируется система мероприятий, направленных на мотивирование студентов высших учебных заведений к работе в образовательных учреждениях, популяризацию профессии учителя, создание объединений молодых учителей.

III. Меры, направленные на обеспечение реализации
в Ярославской области задач государственной программы
"Развитие образования" на 2013 - 2020 годы
в сфере общего образования

В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р, в 2013 году запланирована разработка региональной программы "Развитие образования в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы (далее - региональная программа). В структуре данной программы будет выделена подпрограмма "Развитие общего образования".
Стратегическая цель региональной системы образования Ярославской области - обеспечить эффективность инструментов развития человеческого капитала Ярославской области через действующий социальный лифт в интересах семьи и каждого ребенка, удовлетворение потребности населения в занятости, повышение профессиональной конкурентоспособности и жизненного успеха каждого обучающегося.
Приоритеты развития региональной системы образования Ярославской области до 2020 года:
- создание системы обеспечения благополучия и безопасности участников образовательного процесса;
- управление результатами в сфере образования;
- обеспечение высоких показателей качества образования (лидирующих позиций в Центральном федеральном округе);
- обеспечение общественно-государственного характера управления образованием;
- формирование ответственности и самостоятельности образовательных учреждений.
Предполагается, что система общего образования Ярославской области к 2020 году будет характеризоваться:
- высоким уровнем образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС, ожиданиям общества и личности;
- эффективной региональной образовательной сетью, открытой для общественности и управляемой при активном участии общественности, развитой школьной инфраструктурой, наличием современных условий для получения общего образования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- высоким качеством образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования;
- самостоятельностью и автономностью образовательных учреждений;
- организационной культурой школы, ценности которой ориентированы на достижение результата, уважение участников образовательного процесса, видение в каждом обучающемся потенциально способного творческого человека;
- наличием эффективной системы оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся;
- эффективной системой повышения квалификации и аттестации педагогических работников, высоким уровнем профессионализма кадров, владеющих эффективными образовательными технологиями, в том числе технологиями дистанционного обучения.
Мероприятия региональной программы будут направлены на достижение показателей, определенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.
Механизмами реализации региональной программы станут областные целевые программы в сфере образования и межведомственные областные целевые программы, отдельные мероприятия которых направлены на достижение конкретных результатов в системе образования.





Приложение 1
к Комплексу мер

ПЛАН-ГРАФИК
повышения фонда оплаты труда педагогических работников
общеобразовательных учреждений Ярославской области

N
п/п
Наименование показателя
I квартал 2013 года
II квартал 2013 года
III квартал 2013 года
IV квартал 2013 года
1
Размер фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации, рублей
825516494
831816914
861260927
926385891
2
Процент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации по отношению к его значению в предыдущем квартале, процентов
0,0
0,8
3,5
7,6





Приложение 2
к Комплексу мер

ПЛАН-ГРАФИК
реализации мероприятий по модернизации региональной системы
общего образования Ярославской области в 2013 году

N
п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации мероприятия
Ответственные за реализацию мероприятия
I квартал 2013 года
II квартал 2013 года
III квартал 2013 года
IV квартал 2013 года
1
2
3
4
5
6
7
1
Организация централизованных закупок школьных учебников, автобусов, учебно-лабораторного и компьютерного оборудования для оснащения школ области в соответствии с требованиями ФГОС


август
ноябрь
ДО ЯО
2
Обеспечение увеличения пропускной способности и оплата интернет-трафика
январь



ДО ЯО
3
Закупка лицензий курсов дистанционного образования, что позволит обеспечить возможность получения качественного образования для детей

март


ДО ЯО, ГОУ ЯО "Центр помощи детям"
4
Организация проведения капитальных ремонтов и реконструкции зданий ООУ, оснащения медицинских кабинетов, модернизация школьных столовых путем выделения субсидии на эти цели муниципальным образованиям области



декабрь
ДО ЯО, ОМСУ, ООУ
5
Организация повышения квалификации учителей для работы в соответствии с ФГОС по персонифицированной модели



декабрь
ДО ЯО, ГОАУ ЯО ИРО
6
Организация переподготовки 100 директоров ООУ по специальности "Менеджмент"



декабрь
ДО ЯО, ГОАУ ЯО ИРО
7
Организация создания органов государственно-общественного управления в ООУ, не имеющих данных органов



декабрь
ДО ЯО, ОМСУ, ООУ
8
Реализация комплекса мероприятий по сокращению запрашиваемой отчетности, представляемой ООУ



декабрь
ДО ЯО, ОМСУ

Список используемых сокращений

ДО ЯО - департамент образования Ярославской области
ОМСУ - органы местного самоуправления муниципальных образований области
ООУ - образовательные учреждения, реализующие программы общего образования
ГОАУ ЯО ИРО - государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области "Институт развития образования"
ГОУ ЯО "Центр помощи детям" - государственное образовательное учреждение Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр помощи детям"
ФГОС - федеральные государственные образовательные стандарты


------------------------------------------------------------------