По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Приказ Департамента культуры ЯО от 06.12.2013 N 52 "Об утверждении предметов охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения"
Зарегистрировано в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 12 декабря 2013 г. № 18-3539
------------------------------------------------------------------
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 6 декабря 2013 г. № 52
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗНАЧЕНИЯ
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Ярославской области от 5 июня 2008 г. № 25-з "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области", Положением о департаменте культуры Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 01.04.2008 № 78 "О департаменте культуры Ярославской области",
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемые предметы охраны объектов культурного наследия регионального значения:
- "Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, 1805 - 1810 гг., 1848 - 1851 гг." (Ярославская обл., Ростовский район, с. Татищев Погост, д. 50);
- "Ансамбль церкви во имя преподобного Сергия Радонежского: церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, 1779 - 1787 гг., 1906 г.; ограда со Святыми воротами, угловыми башнями и южными воротами, последняя треть XIX в." (Ярославская обл., Ростовский район, с. Мосейцево, ул. Труда, д. 45).
2. Утвердить прилагаемые предметы охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения:
- "Церковь во имя Сергия Радонежского Чудотворца, 1783 - 1789 гг., 1834 г., 1906 - 1907 гг." (Ярославская обл., Ростовский район, с. Деболовское, д. 104а);
- "Дом специалистов" - первый кооперативный жилой многоквартирный дом в Ярославле, 1928 - 1932 гг." (г. Ярославль, Народный пер., д. 6);
- "Дом доходный с трактиром Праутиных - Виноградова - Работновых, рубеж XVIII - XIX вв., 1863 г., 1890-е годы" (г. Ярославль, ул. Свободы, д. 21/67).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента - председателя комитета историко-культурного наследия департамента Пучкова С.Н.
4. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования.
Заместитель
директора департамента
М.В.ВАСИЛЬЕВА
Утвержден
приказом
департамента культуры
Ярославской области
от 06.12.2013 № 52
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, 1805 - 1810 ГГ.,
1848 - 1851 ГГ." (ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛ., РОСТОВСКИЙ РАЙОН,
С. ТАТИЩЕВ ПОГОСТ, Д. 50)
Предметом охраны объекта культурного наследия "Церковь во имя Сергия Радонежского, 1805 - 1810 гг., 1848 - 1851 гг." являются:
композиционные особенности здания, представляющего собой высотную доминанту и композиционный центр села Татищев погост;
объемно-пространственная композиция сложного здания, состоящего из трех объемов: летний храм, расположенный на циркульном стилобате, соединяющем по дуге окружности наружные грани портиков, с двумя прямоугольными в плане выступающими в проекции северного и южного портиков, ограниченными парапетом четырехступенчатыми стереобатами, представляющий собой двухъярусную ротонду с прямоугольной четырехколонной апсидой-портиком с востока и двумя четырехколонными портиками с юга и севера, с плоскими ризалитами второго яруса на осях портиков, с внутренней круговой колоннадой, над которой расположен балкон-хоры; габариты, полусферическая форма пологого купола, перекрывающего весь объем ротонды, габариты и форма широкого повышенного светового барабана-бельведера и небольшой главки, первоначально округлой формы с небольшой "перетяжкой" в нижней части (целесообразно восстановить при проведении научной реставрации - в настоящее время главка в форме епископской митры), помещенной на тонкой глухой "шее", увенчанной восьмиконечным крестом с яблоком и с трилистными заостренной формы завершениями основных лучей; размеры, форма и материал креста; прямоугольная в плане одноэтажная трапезная, примыкающая восточным фасадом к летнему храму, западным - к колокольне; двухскатная форма, угол наклона скатов, высотные отметки по коньку прямой крыши трапезной; трехъярусная колокольня с прямоугольным в плане первым ярусом с примыкающим к западному фасаду двухколонным портиком и прямоугольными в плане меньшими открытыми вторым (со скошенными углами) и третьим ярусами; габариты, высота, полусферическая форма купола на коротком глухом барабане, увенчанного тонким высоким металлическим шпилем (необходимо восстановить при проведении научной реставрации) на глухом барабане с конусовидным завершением и крупным яблоком в основании шпиля с восьмиконечным крестом с небольшим яблоком в основании и с трилистными заостренной формы завершениями основных лучей; высота, форма и материал шпиля, размеры, форма и материал креста;
местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проемов летнего храма: размеры, прямоугольная форма и осевое расположение первоначальных оконных проемов первого яруса; размеры, форма и расположение строенных, образующих полукруг оконных проемов второго яруса на осях портиков: прямоугольное со скругленной перемычкой центральное окно и симметричные треугольные окна со скругленной гипотенузой, продолжающей по окружности кривизну перемычки центрального окна; дверные проемы: внутренний западный, первоначальный северный дверной проем (целесообразно восстановить при проведении научной реставрации); характер столярных заполнений оконных проемов первого яруса: девятичастная с равными ячейками расстекловка нижней рамы окон, цветные витражи в форме мальтийского креста в верхней раме окон: лучи креста оформлены синим стеклом, центральное кольцо и промежутки между ними - белым; оформление окна (восточного) в алтарной части: сложная расстекловка - трехчастная с равными ячейками в нижней трети окна, крупное "зеркало" с лучковой перемычкой, обрамленное девятью узкими удлиненными ячейками: по три прямоугольных ячейки с каждой стороны, три лучковых ячейки над перемычкой, две из которых угловые с небольшими "переломами" в нижней части, "лучевая" расстекловка верхней части окна, витражная роспись "зеркала" "Воскрешение Иисуса Христа"; характер столярных заполнений оконных проемов второго яруса: дробная расстекловка с небольшими равными ячейками; характер столярных заполнений оконных проемов светового барабана: дробная девятичастная расстекловка с неравными прямоугольными ячейками, витражи в форме греческих крестов с лучами из белых матовых стекол (необходимо восстановить при проведении научной реставрации);
местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проемов трапезной: размеры, прямоугольная форма с арочными перемычками и осевое расположение (по три на северном и южном фасадах) оконных проемов; габариты, прямоугольная форма, осевое расположение дверных проемов (внутренних) на западной и восточной стенах, соединяющих трапезную с колокольней и летним храмом; характер столярных заполнений оконных проемов: дробная пятнадцатичастная с равными ячейками расстекловка нижней рамы, трехчастная "стрельчатая" расстекловка фрамуги с раздвоенным средником лекальных очертаний;
местоположение, габариты, конфигурация и оформление проемов колокольни: расположение в центре фасада, размеры, прямоугольная форма первоначальных дверных проемов на южном и северном фасадах первого яруса (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); арочные окна над нишами первоначальных южного и северного дверных проемов (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); характер столярных заполнений первоначальных дверных проемов: световые фрамуги с дробной девятичастной с равными ячейками расстекловкой (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); характер столярных заполнений арочных окон (северного и южного): дробная веерная расстекловка (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); габариты, прямоугольная форма, осевое расположение и характер первоначального столярного заполнения западного дверного проема первого яруса; габариты, прямоугольная форма с арочными перемычками, осевое расположение сквозных проемов второго и третьего ярусов;
материал капитальных стен объемов - красный глиняный кирпич размером 29 (30) x 12 (13) x 7 (8) см, в том числе лекальный; материал покрытия сферических куполов - металлическая косая шашка; материал покрытия главки - косая металлическая шашка, выполненная в два цвета вертикальными рядами; материал кровли трапезной - металл;
композиция и архитектурно-художественное оформление стилобата летнего храма, включая парапет, состоящий из кирпичных оштукатуренных столбиков, первоначально восьмигранных, сглаженных на квадратном в плане крупном плинте с квадратной в плане базой, отделенной тонким астрагалом (валиком с полочкой), с профилированной тягой, отделяющей восьмигранную абаку, и пирамидальным завершением (целесообразно восстановить при проведении научной реставрации), и кованой решетки: узкие вертикальные прутья прямоугольного профиля, соединенные двумя горизонтальными тягами, нижняя из которых ограничивает решетку снизу, и размещенные между ними по линии тяг, отображенные по вертикали, разомкнутые внутрь омегообразные завитки с сильно скрученными слегка сужающимися концами, соединенные с вертикальными прутьями перехватами, и невысокие пиковидные навершия вертикальных прутьев, образованные центральным стержнем и расходящимися книзу обращенными наружу симметричными завитками;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов летнего храма, включая рельефно выделенный цоколь; стилизованные портики-сандрики на ионических колоннах с гладкими фризами и треугольными фронтонами с профилированными горизонтальными и наклонными гейсонами в оформлении оконных проемов, ориентированных на промежуточные направления сторон света; ленточный руст с широкими швами нижней части первого яруса до уровня сандриков, в том числе на алтарной апсиде; триглифно-метопный фриз с округлыми концентрическими розетками в метопах, с гуттами на тонких регулах, размещенных на вертикалях триглифов, и многообломный выносной промежуточный карниз с рядом мутул, отделяющий первый ярус храма от второго; простое обрамление и обработка уступом северного и южного проемов; легкие прямые профилированные сандрики с гладким фризом на удлиненных тонких кронштейнах с лепной горизонтальной "насечкой" в верхней части и акантовыми листьями в нижней части лицевых граней; фигурные накладные доски над сандриками на вертикалях северного и южного проемов; гладкий рельефно выделенный пояс в основании второго яруса на уровне фронтонов портиков, раскрепованный на вертикалях ризалитов, с узким дополнительным выступом на уровне подоконного пространства между ризалитами; профилированный архивольт строенных окон второго яруса с тонким лепным орнаментом из небольших ромбовидных зубцов (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации) и клинчатым замковым камнем в центре, завершенным полуваликом с полочкой, с помещенными на них лепными розетками (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); крупные звездчатые семиконечные розетки над боковыми частями строенных окон (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); профилированный карниз и низкий гладкий барабан под сферическим куполом, раскрепованные на вертикалях ризалитов; оформление светового барабана-бельведера: гладкий подоконный пояс; парные пилястры с модульонами в верхней части в простенках; уступчатый венчающий карниз значительного выноса; глухой тонкий барабан узким профилированным пояском и сквозным металлическим подзором под главкой;
композиция и архитектурно-художественное оформление северного и южного портиков, восточного портика-апсиды и сохранившихся фрагментов западного портика: четыре сгруппированных по две колонны ордена, близкого к тосканскому, на невысоких квадратных пьедесталах, с плинтами и базами, с упрощенными капителями, отделенными от ствола колонны "ремешками"-астрагалами, с шейками, в нижней части которых размещены с небольшими промежутками вертикально поставленные сильно вырезанные со скругленными краями акантовые листья с загнутым наружу верхним краем, с кольцевым орнаментом из мелких заостренных книзу акантовых листьев, выполняющим роль эхина, и профилированной абакой; аналогично оформленные полуколонны у наружных граней портиков и пилястры, примыкающие к стене; узкая архитравная плита; триглифно-метопный фриз с круглыми концентрическими розетками в метопах и гуттами на тонких регулах, размещенных на архитраве на вертикалях триглифов; многообломный выносной карниз с рядом мутул; треугольный фронтон с профилированным гейсоном с рядом мутул и киматием; пятигранная неравносторонняя лепная вставка в тимпанах фронтонов "Всевидящее око" (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации); сомкнутые своды портиков с мелкопрофилированной обработкой оснований с рядом мелкого лепного орнамента (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации); крупная прямоугольная подоконная ниша восточного проема;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов трапезной, включая рельефно выделенный цоколь; угловые огибающие пилястры с упрощенными капителями; простые рамочные наличники окон с несколько выступающей по ширине подоконной доской на небольших прямоугольных "камешках"; гладкий фриз и многообломный выносной карниз;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов первого яруса колокольни, включая рельефно выделенный цоколь; горизонтальный руст с широкими швами и клинчатыми квадрами над архивольтами арочных проемов и ниши; триглифно-метопный фриз с округлыми концентрическими розетками в метопах и многообломный выносной промежуточный карниз с рядом мутул, отделяющий первый ярус колокольни от второго; металлический ажурный подзор карниза; плоская прямоугольная с арочным завершением ниша над входным проемом на западном фасаде с клинчатым замковым камнем в перемычке, завершенным небольшим валиком; плоские прямоугольные вертикальные повышенные ниши первоначальных северного и южного дверных проемов; оформленные аналогично колоннам входного портика угловые пилястры на лицевом (западном) фасаде;
композиция и архитектурно-художественное оформление двухколонного входного портика колокольни: колонны близкого к тосканскому ордена на невысоких квадратных пьедесталах, с плинтами и базами, с упрощенными капителями, отделенными от ствола колонны "ремешками"-астрагалами, с шейками, в нижней части которых размещены с небольшими промежутками вертикально поставленные сильно вырезанные со скругленными краями акантовые листья с загнутым наружу верхним краем (необходимо восстановить при проведении научной реставрации), с кольцевым орнаментом из мелких заостренных книзу акантовых листьев, выполняющим роль эхина, и профилированной абакой; аналогично оформленные пилястры портика; гладкий фриз портика и многообломный выносной карниз с рядом мутул с металлическим ажурным подзором; сомкнутый свод с мелкопрофилированной обработкой основания;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов второго яруса колокольни, включая пилястры коринфского ордена, расположенные на скошенных углах; профилированные импосты в основаниях арок проемов по периметру простенков; небольшие полуколонны на базах с плинтами высотой до импостов в простенках проемов; профилированная архитравная тяга, гладкий фриз и уступчатый промежуточный карниз, отделяющий второй ярус от третьего, с рядом мутул, раскрепованные на скошенных углах;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов третьего яруса колокольни, включая широкий пояс в основании яруса с плоскими прямоугольными горизонтальными нишами на вертикалях проемов; угловые лопатки с крупным валиком в основании и небольшим валиком в завершении; простые рамочные обрамления проемов, выделенные по вертикали узкими углублениями вдоль лопаток, завершенными уступами; профилированные импосты в основаниях арок проемов на внутренних гранях простенков; выделенные простыми выступами архивольты проемов с укрупненными клинчатыми "замками", сильно сужающимися книзу и завершенными под карнизом полочкой с валиком; гладкий фриз и двухуступчатый венчающий карниз с рядом дентикул; гладкий широкий глухой барабан под куполом; узкий гладкий глухой барабан в основании шпиля с профилированным карнизом значительного выноса (необходимо восстановить при проведении научной реставрации);
характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен всех трех объемов;
художественный металл: первоначальные кованые ограждения второго и третьего ярусов звонницы (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации): вертикальные прутья, соединенные кольцами на уровне середины с горизонтальными верхней и нижней связями на втором ярусе; вертикальные прутья, соединенные попарно по дуге на уровне нижней горизонтальной связи, кольцами на уровне середины; через один по дуге между двумя верхними горизонтальными связями;
историческая пространственно-планировочная структура: капитальные стены разделяют внутреннее пространство храма на функциональные объемы: летний храм, трапезная, колокольня; в трапезной два иконостаса выделяют два престола, расположенных в восточной части, и небольшой проход в летний храм (в пределах первоначального западного портика летнего храма), крупные напольные симметрично расположенные в западных простенках у центральных окон киоты зонируют пространство; в летнем храме иконостас выделяет основной престол в восточной части, круговая шестнадцатиколонная галерея-хоры образует второй ярус храма, крупные симметрично расположенные у колонн на оси север-юг напольные киоты зонируют пространство;
оформление, материал, местоположение лестниц: винтовая лестница на галерею, расположенная в северной части первоначального западного портика летнего храма, состоящая из металлической центральной опорной стойки и простых клинообразных (забежных) деревянных ступеней, опирающихся на стены прямоугольной в плане лестничной шахты и центральную стойку, с простыми деревянными перилами и точеным балясником в ограждении верхней площадки; оформление и материал лестницы колокольни;
конструкция и характер связей капитальных стен и перекрытий интерьера: купольное сферическое перекрытие летнего храма; небольшой коробовый свод над алтарной частью летнего храма со щелыгой, ориентированной по оси восток-запад; коробовый свод трапезной; крестовые своды первого и второго ярусов колокольни; купольное сферическое перекрытие третьего яруса колокольни;
композиция и архитектурно-художественное оформление интерьера летнего храма, в том числе:
архитектурно-художественное оформление галереи: шестнадцать колонн коринфского ордена, облицованные искусственным мрамором (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации) с плинтом, базами, развитыми капителями, отделенными от ствола колонны "ремешками"-астрагалами, с двумя рядами вертикально поставленных сильно вырезанных округлых акантовых листьев и третьим рядом более узких листьев, повторяющих кривизну нижних частей волют, с восьмью волютами, лицевые грани которых оформлены "дорожками" из рельефных колец, верхняя грань - акантовыми листьями; с несколько вогнутой абакой; с фигурным эхином, в центре вогнутых граней которого на выступающих частях абаки расположены строенные акантовые листья; узкая архитравная тяга, отделенная от фриза профилированной тягой, с мелкими дентикулами; широкий фриз с лепным орнаментом из тонких акантовых листьев, скрученных в разнонаправленные крупные завитки с небольшими цветочными розетками на концах; подкарнизный пояс с рядом ов, украшенных стилизованным ростком - крестообразной с раздвоенным верхним лучом со скругленными концами прорезью; выносной карниз, нижняя грань которого оформлена рядом двухуступчатых мутул с верхним уступом, украшенным короткими желобками-проточками и рядом бус внизу, с акантовым листом на нижней грани, чередующихся с лепными цветочными розетками с двумя ярусами лепестков: с шестилепестковым внутренним кольцом и различным количеством лепестков внешнего кольца (чередующиеся двенадцати- и восьмилепестковые розетки), боковая грань которого оформлена лепным орнаментом из чередующихся вертикально поставленных развитых акантовых листьев и небольших вертикально поставленных лавровых веточек, отделенным снизу рядом бус; столярное ограждение галереи, состоящее из квадратных в плане крупных опорных балясин с рельефно выделенным нижним и верхним плинтом, завершенных четырехгранными пирамидами с лекальными гранями, увенчанными кубкообразными завершениями, точеных круглых в плане промежуточных балясин, нижней горизонтальной связи и точеных поручней;
архитектурно-художественное оформление первого яруса храма: оформленные аналогично колоннам, поддерживающим галерею, пилястры коринфского ордена, расположенные в проекции колонн, кроме алтарной части; шесть прямоугольных круглых с арочными завершениями ниш, расположенных на промежуточных осях между оконными и дверными (в том числе заложенными) проемами, кроме алтарной апсиды, из которых четыре западные с монументальной живописью, с небольшими профилированными карнизами, выделяющими арочные завершения, и простым обрамлением архивольта; профилированные тонкие тяги по периметру, верхняя из которых проходит на уровне "ремешков"-астрагалов пилястр и повторяет их профиль, нижняя - примерно посредине между верхней тягой и оконными и дверными проемами, с мелким стилизованным поребриком в верхней части, с треугольными ложными фронтонами над северным и южным проемами, выполненных аналогичными тягами; профилированные тяги по периметру, ограничивающие плавную широкую падугу, переходящую в нижнюю поверхность галереи; лепные прямоугольные орнаменты, расположенные на падугах в промежутках между пилястрами, разделенные на тридцать небольших ложных кессонов, в центре каждого из которых расположена лепная цветочная розетка с двумя ярусами лепестков: с шестилепестковым внутренним кольцом и различным количеством лепестков внешнего кольца (двенадцати- и восьмилепестковые розетки чередуются в шахматном порядке); оформление алтарной части: сюжетные, орнаментальные и текстовые стеновые росписи, в том числе на своде, помещенные отдельными сюжетами в орнаментально и линейно выделенные "зеркала"; плоские узкие прямоугольные горизонтальные ниши на восточной стене: одна над восточным окном и две симметрично расположенные на уровне нижней трети окна; небольшие лепные цветочные розетки над живописными сюжетами на восточной стене; оформление арочного входного (западного) проема с укрупненным внутренним арочным проемом с росписью на внутренней поверхности архивольта и храмозданной надписью на внутренней поверхности северной стены проема; столярное заполнение входного (западного) дверного проема: световая фрамуга с четырехчастной радиусной расстекловкой, двупольные двери с прямоугольной, близкой к квадрату глухой нижней филенкой и световой верхней с фигурной расстекловкой: сдвоенные прямоугольные крупные ячейки в середине каждой створки, сдвоенные полуциркульные ячейки в верхней и нижней узких частях, отображенные относительно горизонтальной оси; столярное заполнение внутреннего дверного проема на лестницу: филенчатая дверь с нижней и средней глухими филенками и средней световой с фигурной расстекловкой; столярное заполнение внутреннего арочного оконного проема лестничной клетки с четырехчастной радиусной расстекловкой с прямым средником и промежуточными обвязками лекальных очертаний; монументальная живопись;
местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление иконостаса: двухъярусный иконостас столярного исполнения, сложной конфигурации в плане, стилизованный под складень: выгнутая центральная часть (в проекции алтаря), незначительно вогнутые боковые части с прямыми узкими (в ширину боковых врат) ризалитами, расположенные под тупым углом к центральной части, глухие боковые стенки, расположенные под острым углом к боковым частям иконостаса, замыкающие алтарное пространство; рельефно выделенные плинтус и высокий цоколь, отделенный тонким пояском с рядом бус и катушек, завершенный небольшим карнизом, с резными симметричными провисающими драпировками на осях; оформление первого яруса: осевое расположение, прямоугольная форма, габариты проемов: двухстворчатые Царские врата - в центре иконостаса в обрамлении тонких колонн с упрощенной капителью, базой, каннелюрами в верхней части и фигурным эхином, высотой в первый ярус иконостаса на стилизованных фигурных импостах, спускающихся на цоколь, с лицевой гранью, покрытой горизонтальной "насечкой", с завитком внизу и небольшим "фартуком" округлых очертаний, покрытом диагональной сетки; оформление прямоугольных с выкружкой в верхней части створок Царских врат: резные накладные центрические композиции, расположенные на уровне цоколя: четыре угловых веерных розетки обрамляют крупную композицию растительного орнамента (восемь геометризированных расширяющихся кнаружи сильно вырезанных акантовых листьев-лучей, расходящихся от центральной розетки), вписанную в ромб, оформление верхней части врат: прорезной симметричный растительный орнамент, состоящий из рогов изобилия, лиственных и цветочных тонких ветвей, гирлянд, завитков, розеток и тонких вазонов, с четырьмя (по два на каждой створке) круглыми проемами в простом обрамлении: в верхних - "Благовещение", в нижних - евангелисты, оформление нащельника линейным вертикальным резным орнаментом в форме горизонтально расположенных трехлепестковых бутонов; над выкружкой Царских врат помещена резная скульптурная композиция "Святой дух" в форме радиально расходящихся лучей, образующих круг, в центре которого расположено горельефное анфасное изображение голубя; одностворчатые северные и южные врата в центре боковых частей иконостаса (в проекции оконных проемов), обрамленные на уровне первого яруса тонким линейным орнаментом из упрощенных акантовых листьев на перемычке и заостренных зубцов на боковинах; осевое расположение (симметрично относительно врат) и габариты крупных прямоугольных вертикальных проемов, оформленных рамами с тонким линейным орнаментом из заостренных зубцов; небольшие колонны в углах между центральной и боковыми частями иконостаса, каннелированные в верхних двух третях, с квадратными тонким плинтом, базами и упрощенными капителями с резным растительным орнаментом, на небольших стилизованных фигурных импостах с лицевой гранью, покрытой горизонтальной "насечкой", спускающихся на цоколь; небольшой межъярусный карниз, раскрепованный на вертикалях ризалитов, продолжающийся на глухих боковых стенках, с линейным орнаментом из ряда бус в нижней части и ряда мелких зубчиков в верхней части; оформление второго яруса: осевое расположение, габариты прямоугольных горизонтальных проемов, оформленных рамами с тонким линейным орнаментом из ряда ов, с цветочными розетками на углах, с помещенными над рамами треугольными композициями "Всевидящее око" (кроме крупного прямоугольного вертикального проема над Царскими вратами, не имеющего оформления); вертикальные резные ленточные орнаменты с растительными мотивами и драпировками, размещенные на вертикалях колонн; фриз с резным растительным орнаментом из завитков тонких стилизованных акантовых листьев с вазонами на центральных осях боковых частей иконостаса, с трехчастным стилизованным изображением рога изобилия на боковых осях центральной части иконостаса; подкарнизный пояс из стилизованных вертикально расположенных, направленных вниз изогнутых листьев-зубцов; оформление стилизованного выносного карниза с разрывом на оси Царских врат, с четырьмя архивольтами над боковыми осями боковых частей иконостаса, в которых помещены арочные проемы с простым обрамлением, со стилизованными метопами, в которых помещены цветочные восьмилепестковые розетки, разделенными узкими "дорожками" с поперечной "насечкой" (на глухих боковых стенках - без розеток), с профилированной тягой и поясом из стилизованных вертикально расположенных, направленных вверх, несколько изогнутых упрощенных акантовых листьев-зубцов; расположенные над карнизом резные композиции: симметричные резные орнаментальные композиции из акантовых листьев на боковых осях центральной части иконостаса, фланкирующие центральную резную композицию из растительной розетки, на которой расположена стилизованная подушка, изображенная горизонтальной драпировкой с перехватами по сторонам, с царским венцом, резные композиции на центральных осях боковых частей иконостаса, состоящие из лучей и символического возвышения, на фоне которых изображены справа ветхозаветные символы (слева направо): скрижали, венец (далее элемент утрачен); слева - новозаветные символы (слева направо): Евангелие, потир и крест; отстоящая от лицевой линии иконостаса трехсоставная резная объемная скульптурная композиция "Распятие": в центре восьмиконечный крест с распятым Иисусом Христом, слева от него Богородица, справа - Иоанн Богослов;
архитектурно-художественное оформление второго яруса храма: широкий подоконный пояс с уступом в верхней части, выделенным профилированной тягой; профилированные архивольты окон с рядом мелких заостренных зубцов; симметричные орнаментальные композиции над архивольтами окон, состоящие из опрокинутого углового вазона-"зонтика", расположенного в верхнем наружном от архивольта углу, отходящего от него центрального (осевого) симметричного стилизованного акантового побега, завершенного симметричными небольшими одинарными завитками акантовых листьев, с симметрично отходящими от него крупными одинарными завитками акантовых листьев, развитыми боковыми завитками, обрамляющими боковые стороны архивольта: спускающегося вниз крупного раздвоенного завитка и развивающихся по горизонтали уменьшающихся завитков со стилизованным соцветием на конце; прямоугольные накладные доски в простенках окон с помещенными на них лепными крупными квадратными профилированными рамами, оформленными лепными орнаментами из коротких округлых акантовых листьев и ряда бус, с крупным лепным венком из лавровых ветвей в центре и четырьмя лепными восьмилепестковыми цветочными розетками с выпуклой серединой по углам; уступчатый мелкопрофилированный карниз, отделяющий купол; вертикальное восьмичастное членение купола, выполненное вертикальными "лентами" орнаментов из сильно закрученных завитков тонких акантовых листьев с небольшими стилизованными цветами на концах, ограниченных тонкими тягами с рядом бус; параллельные лентам орнамента, расположенные близко к ним тонкие тяги, выделяющие боковые "ленты", оформленные рядом бус с внутренней стороны и рядом упрощенных мелких акантовых листьев-зубцов с внешней, выделяющим сегменты купола, усеченные кольцом в центре, и соединяющимся с соседним по дуге кольцом, расположенные по кругу в нижней части купола объемные лепные фигуры серафимов (парные симметричные на боковых "лентах") и херувимов (на осях сегментов купола, выделенных "лентами"), соединенные крупными провисающими лепными гирляндами из виноградных листьев с цветами; широкое гладкое кольцо с профилированным внутренним краем в основании светового барабана в центре купола; роспись в центре светового барабана с изображением Саваофа;
композиция и архитектурно-художественное оформление интерьера трапезной, включая сохранившиеся фрагменты первоначального западного портика летнего храма, монументальную живопись: стеновые и потолочные, сюжетные и орнаментальные росписи; местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление северного и южного иконостасов: двухъярусные иконостасы столярного исполнения Г-образные в плане со скошенным углом, соединенные архивольтом; осевое расположение, габариты и оформление проемов, в том числе крупных прямоугольных вертикальных проемов первого яруса, помещенных в рамы с линейными резными орнаментами в форме ряда зубцов, ов, упрощенных заостренных листьев, и высоких проемов Царских врат; оформление прямоугольных с выкружкой в верхней части створок Царских врат: верхняя часть оформлена богатым прорезным орнаментом из завитков развитых акантовых листьев, обрамляющим овальные вертикальные рамы медальонов (по два на каждой створке: "Благовещение" и "Евангелисты"), и резными вставками из прорезных розеток-рокайлей с завитками под выкружкой, нижняя часть оформлена накладными розетками: овальные вертикальные рамы медальонов, оформленные завитками сверху и снизу, обрамлены орнаментом из сильно вырезанных и выгнутых развитых акантовых листьев; нижняя кромка ворот прикрыта одноступенчатым плинтусом; нащельник оформлен линейным орнаментом из лавровых листьев с шариками на оси; над выкружкой Царских врат помещена резная скульптурная композиция в форме радиально расходящихся лучей, образующих круг, в центре которого расположено горельефное изображение голубя (на северных вратах - вид сверху, на южных - вид снизу); осевое расположение, габариты и оформление небольших прямоугольных горизонтальных проемов второго яруса; рельефно выделенные, раскрепованные на вертикалях простенков плинтус и высокий цоколь, оформленный на осях резными орнаментами в форме провисающих драпировок на скошенных углах, на раскреповках - удлиненными вертикальными звездчатыми розетками, на лицевых западных сторонах - крупными округлых очертаний восьмилепестковыми розетками из развитых расширяющихся к концам акантовых листьев и центральной цветочной розетки, на боковых сторонах, формирующих проход в летний храм, - венками из стилизованных листьев (утраченные элементы необходимо восстановить при проведении научной реставрации) с четырьмя перехватами и помещенными в них мальтийскими крестами: небольшой крест на фоне восьмиконечной "орденской" звезды, укрупненный крест с короткими промежуточными "лучами" с трехгранными квадрами призматического руста на основных лучах и выпуклым средокрестием, а также провисающая драпировка; тонкие резные колонны с базами, упрощенными капителями и фигурным эхином, высотой в два яруса в простенках; резные линейные орнаментальные мотивы растительного рисунка, расположенные на осях над вторым ярусом, и расположенные между ними (над простенками) небольшие резные цветочные розетки; мелкопрофилированный выносной карниз с линейным орнаментом в форме стилизованных вертикально расположенных, направленных вниз незначительно изогнутых листьев-зубцов в нижней части; прямоугольный горизонтального расположения фронтон на оси Царских врат с прямоугольным горизонтальным проемом, оформленным простой гладкой рамой, с резными модульонами по бокам, наружная грань которых украшена упрощенными акантовыми листьями, в центре нижнего завитка модульона - цветочная розетка с вынесенным горизонтально вперед удлиненным стилизованным цветком лилии, небольшим карнизом в завершении, над которым размещена резная композиция из полукольца с помещенной в него цветочной полурозеткой из ажурных и сплошных лепестков, увенчанного мальтийским крестом, фланкированного стилизованными бутонами; овальные вертикальные медальоны на подставках, размещенные на осях, с резным обрамлением растительного (травяного) орнамента со стилизованной фронтально размещенной "розой" у основания и тремя аналогичными "розами" в верхней части, увенчанными лучами-листьями; резные композиции над скошенными углами, состоящие из радиальных лучей, образующих полукруг, полуциркульной фестончатой фигуры - возвышения, на фоне которых изображены новозаветные символы: крест, потир и Евангелие; треугольные фронтоны на боковых сторонах, обращенных к проходу в летний храм с орнаментальной вензелеобразной розеткой в тимпане, состоящей из тонких стилизованных акантовых листьев с двумя симметричными завитками в центре розетки;
печь, облицованная гладкими белыми изразцами, в северо-западном углу первого яруса колокольни-притвора;
элементы декоративно-прикладного искусства, станковая живопись: церковная утварь и другие движимые предметы культа, в том числе оформление напольных киотов летнего храма, в том числе лицевой (западный) фасад северного киота и лицевой (западный) фасад правой части сдвоенного южного киота: рельефно выделенный плинтус, отделенный линейным орнаментом в форме трехлепестковых бутонов, чередующегося с овами (основной мотив); раскреповка на боковинах фасада; высокий рельефно выделенный цоколь, на северном киоте: с крупной прямоугольной выделенной уменьшенным орнаментом аналогичного рисунка филенкой, в центре которой находится резная розетка из стилизованных упрощенных выгнутых волной акантовых листьев в форме вертикального ромба с "пуговкой" в центре, вертикальные прямоугольные узкие филенки на боковинах, выделенные аналогичным орнаментом, с линейной резной композицией в форме букета, состоящего из банта со сдвоенными петлями, наложенного на стебли, и расположенных последовательно над ним упрощенных стилизованных акантовых листьев с объемной четырехлепестковой "розой" (на нижних четырех листьях), направленной вверх виноградной упрощенной кистью (на следующих четырех листьях), двух асимметрично расположенных желудей (на следующей паре листьев), небольшой объемной трехлепестковой "розой" с "пуговкой" в центре (на верхних четырех листьях); на южном киоте: вертикальные прямоугольные узкие филенки на боковинах, выделенные аналогичным орнаментом, с линейной резной композицией в форме букета, состоящего из банта с отходящими короткими боковыми побегами, наложенного на стебли, и расположенных последовательно над ним упрощенных стилизованных акантовых листьев с объемной четырехлепестковой "розой" (на нижних четырех листьях), уплощенной пятилепестковой цветочной розеткой с выпуклым центром (на следующих четырех листьях), двух асимметрично расположенных желудей (на следующей паре листьев), небольшим объемным бутоном (на верхних четырех листьях); профилированный карниз между цоколем и основной частью; прямоугольный проем в профилированной раме в центре основной части; прямоугольные горизонтальные плашки под рамой, на южном киоте - с дарственной надписью: "Отъ 6 петербургскихъ жителей стараниемъ Ивана Михайловича Глебычева 1907 г."; небольшие колонны на вертикалях боковин с прямоугольным пьедесталом, завершенным плинтом, профилированной базой из двух валиков с выкружкой между ними, ромбовидный вертикальный призматический руст в нижней трети ствола колонны, спиралевидный орнамент в форме виноградной лозы с гроздьями в верхней части ствола колонны, профилированный пояс, отделяющий ствол колонны от капители, коринфская капитель с рядом акантовых листьев, волютами и фигурной абакой, короткая прямоугольная в плане "архитравная" опора завершения киота с накладным мальтийским крестом на лицевой грани; профилированный карниз в завершении киота, отделенный упрощенным орнаментом, сходным с основным мотивом; треугольный щипец над основной частью киота с помещенной в него резной композицией ("Святой дух"), вписанной в треугольник: горельефное анфасное изображение голубя с раскинутыми крыльями в центре на фоне возвышения - "облака" из плотных плоских завитков на радиально расходящихся лучах; стилизованные объемные чаши-бутоны над боковинами северного киота и четырехконечный латинский крест с мелкозубчатыми краями на шаре-"яблоке", фланкированном тонкими завитками развернутых в профиль акантовых листьев над "коньком" киота; шарообразные стилизованные чаши над боковинами южного киота и каннелированный восьмиконечный крест, оформленный аналогично кресту северного киота;
лицевой (западный) фасад левой части сдвоенного южного киота: раскреповка фасада на боковинах; рельефно выделенный плинтус, отделенный четвертьваликом; высокий рельефно выделенный цоколь с крупной прямоугольной выделенной четвертьваликом филенкой, в центре которой находится резная розетка из равноконечного каннелированного креста с трилистными скругленными завершениями основных лучей, наложенного на кольцевидную розетку с завитками в центре каждой дуги, выделенной лучами креста, вписанного в кольцо с развитыми, повернутыми в профиль тонкими акантовыми листьями, отходящими от кольца по бокам и образующими на промежуточных осях креста завитки, симметричные, отображенные по вертикали с перехватами на боковых частях, смыкающиеся на вертикальной оси креста; вертикальные прямоугольные узкие филенки на боковинах, выделенные четвертьваликом, с линейной резной композицией, симметричной, отображенной по горизонтали, из центральной скругленной розетки со звездчатой серединой с отходящими уплощенными развернутыми в профиль акантовыми листьями, пересекающимися и образующими розетки, сходные по форме с французской лилией, более крупные с развитым мотивом промежуточные и упрощенные крайние; профилированный карниз между цоколем и основной частью и узкая промежуточная тяга под карнизом; прямоугольный проем в профилированной с рядом мелких квадров "бриллиантового" руста раме в центре основной части; небольшие колонны-балясины на вертикалях боковин: пьедесталы с наложенной на лицевую грань плоской резной звездчатой четырехконечной розеткой, гладкая база, над которой расположен валик с незначительным выступом, выделенный крупными выкружками, сужающаяся кверху каннелированная нижняя часть балясины, центральный укрупненный валик с выкружкой и меньшим валом с небольшими выступами, прямая каннелированная верхняя часть балясины, тонкие "ремешки", валик и выкружка в верхней части, прямоугольный верхний плинт с резным орнаментом в форме вытянутой вверх омеги с лиственным орнаментом со скругленными концами; фриз с арочным щипцом и резной композицией из S-образных боковых завитков акантовых листьев, развернутых в профиль, центральных омегообразных развитых завитков, образующих возвышение с расположенным над ним четырехконечным каннелированным латинским крестом с трилистными скругленными завершениями основных лучей, резные розетки лекальных очертаний, сходных со стилизованным плоским картушем, с отверстием в центре на боковинах фриза; профилированный карниз с рядом мелких квадров "бриллиантового" руста, завершенный резными каплевидными розетками над боковинами с помещенными в них стилизованными французскими лилиями, и центральной резной композицией из симметричных развитых разнонаправленных (Т-образных крупных центральных и S-образных мелких боковых) акантовых листьев, увенчанной четырехконечным латинским крестом со стреловидными окончаниями лучей;
оформление напольных (северного и южного) киотов трапезной: раскреповка фасада на боковинах; рельефно выделенный плинтус, отделенный четвертьваликом; высокий рельефно выделенный цоколь с крупной прямоугольной выделенной четвертьваликом филенкой, в центре которой находится резная розетка из равноконечного каннелированного креста с трилистными скругленными завершениями основных лучей, наложенного на кольцевидную розетку с завитками в центре каждой дуги, выделенной лучами креста, вписанного в кольцо с развитыми, повернутыми в профиль тонкими акантовыми листьями, отходящими от кольца по бокам и образующих на промежуточных осях креста завитки, симметричные, отображенные по вертикали с перехватами на боковых частях; вертикальные прямоугольные узкие филенки на боковинах, выделенные четвертьваликом, с линейной резной композицией, симметричной, отображенной по горизонтали, из центральной скругленной розетки со звездчатой серединой с отходящими уплощенными развернутыми в профиль акантовыми листьями, пересекающимися и образующими розетки, сходные по форме с французской лилией, более крупные с развитым мотивом промежуточные и упрощенные крайние; профилированный карниз между цоколем и основной частью и узкая промежуточная тяга под карнизом; прямоугольный проем в профилированной с рядом мелких квадров "бриллиантового" руста раме в центре основной части; небольшие колонны-балясины на вертикалях боковин: пьедесталы с наложенной на лицевую грань плоской резной звездчатой четырехконечной розеткой, гладкая база, завершенная валиком, цилиндр ствола балясины, выделенный с обеих сторон валиками с выкружками, небольшой короткий энтазис с орнаментом из вертикально расположенных скругленных развитых акантовых листьев, укрупненный вал с пояском в центре, отделенный с обеих сторон выкружками с валиками, каннелированный ствол балясины, отделенный от верхних коротких цилиндров ствола с промежуточными меньшими валиками более крупным валиком, прямоугольный верхний плинт с резным орнаментом в форме вытянутой вверх омеги с лиственным орнаментом со скругленными концами; фриз с арочным щипцом и резной композицией из равноконечного каннелированного креста с трилистными лилиеобразными завершениями основных лучей, наложенного на кольцевидную розетку с завитками в центре каждой дуги, выделенной лучами креста, вписанного в кольцо, от верхней дуги которого отходят вниз и вбок симметричные упрощенные акантовые листья, и нижней линии орнамента с акантовым мотивом, повторяющим кривизну нижней дуги кольца, плоские резные звездчатые четырехконечные розетки на боковинах фриза, профилированный карниз с рядом мелких квадров "бриллиантового" руста, завершенный резными каплевидной формы фестончатыми розетками с боковыми завитками-волютами над боковинами с помещенными в них стилизованными лилиеобразными розетками, и центральной резной композицией из симметричных развитых разнонаправленных (Т-образных крупных центральных, S-образных мелких боковых и разогнутых нижних) каннелированных акантовых листьев, увенчанной четырехконечным латинским крестом со стреловидными окончаниями лучей;
другие подлинные элементы внешнего и внутреннего убранства здания.
Утвержден
приказом
департамента культуры
Ярославской области
от 06.12.2013 № 52
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"АНСАМБЛЬ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО:
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, 1779 - 1787
ГГ., 1906 Г.; ОГРАДА СО СВЯТЫМИ ВОРОТАМИ, УГЛОВЫМИ БАШНЯМИ И
ЮЖНЫМИ ВОРОТАМИ, ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX В." (ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛ.,
РОСТОВСКИЙ РАЙОН, С. МОСЕЙЦЕВО, УЛ. ТРУДА, Д. 45)
Предметом охраны объекта культурного наследия "Ансамбль церкви во имя преподобного Сергия Радонежского: церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, 1779 - 1787 гг., 1906 г.; ограда со Святыми воротами, угловыми башнями и южными воротами, последняя треть XIX в." являются:
градостроительная роль ансамбля, участвующего в формировании разреженной линии застройки улицы Труда, являющегося композиционным центром и высотной доминантой застройки села;
территория ансамбля, исторически сложившаяся как свободное пространство вокруг построек ансамбля, включающая в себя пространство в границах ограды ансамбля, а также территорию за пределами ограды, ограниченную с севера трассой улицы Труда, с востока - трассой пешеходной дорожки, с запада - территорией соседнего (№ 47) строения, с юга - трассой пешеходной дорожки;
визуальный коридор вдоль улицы Труда;
центрическая планировка ансамбля и его объемно-пространственная композиция, центром которой является здание храма, периметр которой образует ограда с угловыми башнями и южными воротами, лицевую (западную) сторону которой формируют Святые ворота; силуэтные характеристики здания церкви, Святых ворот и угловых башен ограды;
общее художественное решение ансамбля и архитектурные характеристики (архитектурно-стилевое, цветовое решение, основные строительные и отделочные материалы) памятников, входящих в его состав:
церковь во имя Сергия Радонежского Чудотворца, 1779 - 1787 гг., 1906 г.;
ограда, в составе которой находятся южные ворота, а также четыре угловых башни: северо-западная, юго-западная, северо-восточная, юго-восточная, 1870-е - 1880-е гг.;
Святые ворота, 1870-е - 1880-е гг.
Утвержден
приказом
департамента культуры
Ярославской области
от 06.12.2013 № 52
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕСТНОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
ЗНАЧЕНИЯ "ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА,
1783 - 1789 ГГ., 1834 Г., 1906 - 1907 ГГ."
(ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛ., РОСТОВСКИЙ РАЙОН,
С. ДЕБОЛОВСКОЕ, Д. 104А)
Предметом охраны объекта культурного наследия "Церковь во имя Сергия Радонежского Чудотворца, 1783 - 1789 гг., 1834 г., 1906 - 1907 гг." являются:
композиционные особенности здания, представляющего собой высотную доминанту и композиционный центр села Деболовское;
линейная, ориентированная по оси восток-запад асимметричная объемно-пространственная композиция сложного объема храма трапезного типа, состоящего из основного храма и южного придела:
основной храм - крупный объем двухсветного пятиглавого четверика с примыкающей с востока пониженной пятигранной алтарной апсидой; одноярусная прямоугольная в плане трапезная, примыкающая к четверику с запада с незначительным отступом по линии северного фасада; четырехъярусная прямоугольная в плане колокольня, расположенная с большим отступом по линии северного фасада трапезной, с примыкающей с запада небольшой прямоугольной в плане папертью с пониженной прямоугольной в плане кладовой в одну ось шириной, расположенной с юга; четырехскатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой крыши четверика; размеры, форма круглых в плане барабанов под главами четверика: глухих боковых и светового центрального; луковичная, повышенного профиля форма глав, увенчанных восьмиконечными крестами с "яблоком" в основании; пятискатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой шатровой крыши апсиды; двухскатная форма, габариты, угол наклона скатов первоначальной прямой крыши трапезной; четырехгранная форма, габариты купола колокольни, увенчанной шпилем с конусовидным широким основанием на квадратном в плане световом барабане, габариты, первоначальная форма шпиля, завершенного восьмиконечным крестом; габариты, скатная форма, угол наклона скатов первоначальной крыши паперти и кладовой;
южный придел - одноярусный, прямоугольный в плане, одноглавый, вытянутый по оси восток-запад, меньший по длине объем, примыкающий к основному храму с юга, с полукруглой апсидой, перекрытой конхой, со слабым ризалитом южного (бокового) фасада; скатная форма, габариты, угол наклона скатов первоначальной крыши придела; размеры, форма барабана под главкой придела, расположенного на квадратном в плане основании; первоначальная форма главки, увенчанной восьмиконечным крестом;
местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных оконных и дверных проемов на фасадах основного храма: размеры, осевое расположение прямоугольных с арочными перемычками окон четверика; размеры, осевое расположение прямоугольных с лучковыми перемычками окон трапезной, в том числе на южной (внутренней) стене, и на боковых (северном и южном) фасадах апсиды; размеры, осевое расположение прямоугольных с арочными перемычками крупных проемов первого, третьего и четвертого ярусов колокольни; размеры, осевое расположение прямоугольных с лучковыми перемычками небольших проемов второго яруса колокольни; размеры, осевое расположение первоначального прямоугольного входного проема на северном фасаде паперти (в настоящее время заложен до оконного - целесообразно восстановить при проведении научной реставрации); размеры, осевое расположение первоначального прямоугольного с арочной перемычкой входного проема на западном фасаде паперти (в настоящее время заложен - целесообразно восстановить при проведении научной реставрации); размеры, осевое расположение прямоугольного с арочной перемычкой небольшого оконного проема в южной стене кладовой и первоначально входного проема в западной стене кладовой;
местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных проемов на фасадах южного придела: размеры, осевое расположение прямоугольных с арочными перемычками оконных проемов; размеры, осевое расположение арочного проема в тимпане фронтона на южном фасаде;
материал капитальных стен объемов - красный глиняный кирпич размером 29 - 31 x 15 - 16 x 8 - 9 см, сложенный способом старорусской кладки (чередование тычков и ложков); материал кровли - металл;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов четверика основного храма, в том числе рельефно выделенный цоколь; угловые огибающие пилястры, горизонтально рустованные с широкими швами на уровне первого яруса, с крупными прямоугольными вертикальными филенками на уровне второго яруса на северном фасаде; фигурные наличники простого профиля окон первого этажа, расположенные с небольшим отступом от проемов, с профилированными арочными сандриками, соединенными с наличниками прямыми боковинами-"ушками" с небольшими "серьгами", с трехлепестковыми замковыми камнями с повышенной скругленной средней частью, с небольшими угловыми элементами на нижних углах, продолжающими боковины; фигурные наличники простого профиля окон второго этажа, расположенные с небольшим отступом от проемов, с клинчатыми замковыми камнями с повышенной серединой, небольшими "ушками" с фигурными "серьгами", с небольшими прямоугольными досками на нижних углах, продолжающими боковины и нижние части наличников, и небольшими полочками-импостами с уступом на боковых поверхностях проемов в основании архивольтов; гладкий фриз по периметру, отделенный от стеновой поверхности тягой из двух полок, раскрепованный пилястрами; уступчатый развитой карниз с рядом "городков", раскрепованный пилястрами; простые пояски-валики в верхних и нижних частях барабанов;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов апсиды и трапезной основного храма, в том числе рельефно выделенный цоколь; угловые горизонтально рустованные с широкими швами пилястры на северной, восточной и южной гранях апсиды, на северо-западном углу трапезной; фигурные наличники окон (в том числе ложных окон апсиды) с трехчастными замковыми камнями с повышенной средней частью, "ушками" с "серьгами" и небольшими прямоугольными вертикальными досками на нижних углах; гладкий фриз по периметру, отделенный от стеновой поверхности тягой из двух полок, раскрепованный пилястрами; многоуступчатый развитой карниз с рядом "городков", раскрепованный пилястрами;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни, в том числе оформление первого яруса: рельефно выделенный цоколь; угловые горизонтально рустованные с широкими швами пилястры; клинчатый замковый камень над архивольтом северного проема; профилированные тяги-импосты в основании архивольта на лицевой и внутренней поверхностях арки северного проема; угловые с выпущенным углом горизонтально рустованные пилястры; гладкий фриз по периметру, отделенный от стеновой поверхности тягой из двух полок, раскрепованный пилястрами; многоуступчатый развитой карниз с рядом "городков", раскрепованный пилястрами; оформление второго яруса: угловые пилястры без баз с выпущенными углами, с крупными прямоугольными вертикальными филенками; крупные плоские фигурные оконные ниши с арочным завершением и небольшим перехватом-импостом на внутренней грани в основании архивольта; рамочные, расположенные с отступом от проема, наличники простого профиля с лучковой перемычкой и незначительными "плечиками"; многоуступчатый карниз, раскрепованный пилястрами; оформление третьего яруса: угловые пилястры с выпущенным углом, с гладкими пьедесталами и фигурными накладными досками горизонтального расположения на них; с обрамлением проемов простого профиля с трехлепестковым замковым камнем с повышенным центральным лепестком и профилированными тягами-импостами в основании архивольта на лицевой и внутренней поверхностях проемов; профилированный карниз, раскрепованный пилястрами; оформление четвертого яруса: прямоугольные квадратные в плане тумбы на углах; угловые колонны композитного ордена, близкого к тосканскому; слабые ризалиты на всех гранях, оформленные короткими пилястрами-импостами и небольшими плоскими вертикальными нишками в форме ромба на вертикалях пилястр; гладкий рельефно выделенный фриз и профилированный карниз, раскрепованные на вертикалях ризалитов; гладкий пояс под четырехгранным куполом; небольшие ложные люкарны с круглой плоской нишей в центре и треугольными фронтонами в основании купола; прямоугольная, квадратная в плане тумба-основание шпиля с выступающим поясом в основании, плоскими прямоугольными с лучковыми перемычками-нишками на гранях, карнизом из валика с небольшими круглыми "подвесками" на осях и ряда зубцов;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов паперти с кладовой, в том числе рельефно выделенный цоколь; угловые пилястры, огибающие на западном фасаде, с крупными вертикальными восьмигранными (прямоугольными со скошенными углами) филенками, смещенными от центра книзу, и широким рустовым швом, отделяющим единичные нижние квадры; промежуточная тяга простого профиля на западном фасаде, раскрепованная на пилястрах (сохранилась на пилястрах, на поверхности стен необходимо восстановить при проведении научной реставрации); крупная плоская арочная ниша на северном фасаде (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); прямоугольные с арочными завершениями ниши (глубину и конфигурацию необходимо уточнить при проведении научной реставрации), симметричные относительно центрального проема западного фасада, оформленные рамочным наличником простого профиля с простыми лучковыми сандриками-валиками, акцентирующими архивольты; оформление западного проема: обработанный выкружкой архивольт, фигурный с повышенной незначительно заостренной средней частью замковый камень над архивольтом; уступчатая архитравная тяга; гладкий фриз, раскрепованный на вертикалях пилястр, на западном фасаде - на вертикалях пилонов фронтона; простой карниз-полка; прямоугольные квадратные в плане тумбы парапета на углах над западным фасадом с простой тягой-полочкой в средней части и уступчатым карнизом, завершенные пирамидально; арочный перспективный (необходимо восстановить при проведении научной реставрации) фронтон: два крупных пилона, завершенные уступчатыми карнизами, с расположенными на лицевых гранях плоскими прямоугольными вертикальными нишками, поддерживающие архивольт, обработанный валиком (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); в оформлении фасадов кладовой: рельефно выделенный цоколь, угловые огибающие пилястры; карниз, раскрепованный пилястрами; прямоугольная с арочным завершением ниша на западном фасаде (глубину и конфигурацию необходимо уточнить при проведении научной реставрации), оформленная рамочным наличником простого профиля с простым лучковым сандриком-валиком, акцентирующим архивольт; оформление уступом и простой подоконной полкой небольшого оконного проема на южной стене;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов южного придела, в том числе рельефно выделенный цоколь; оконные проемы, обработанные уступом; плоские оконные арочные ниши на южном и восточном (апсида) фасадах, обработанные валиком/рамкой (необходимо уточнить и восстановить при проведении научной реставрации), на боковых осях южного фасада - укрупненные с помещенными в них крупными клинчатыми замковыми камнями и клинчатыми "каменьями", расположенными веерно с промежутками, оформляющими архивольты проемов; подоконные полки простого профиля шириной в оконную нишу на южном и восточном фасадах; рамочные наличники простого профиля окон западного фасада придела с простыми тягами-импостами в основании архивольта; тяга простого профиля на фасадах на уровне оснований архивольтов, продолжающаяся в оконных нишах как импосты архивольтов (на поверхности стен необходимо восстановить при проведении научной реставрации); уступчатый карниз придела и апсиды; оформление уступом арочного окна в тимпане с клинчатым замковым камнем;
характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен;
художественный металл: крупная металлическая сетка из прута круглого сечения с перехватами в местах пересечения, с ячейками в форме ромба в ограждении третьего яруса колокольни;
пространственно-планировочная структура интерьера: историческая линейная планировка основного храма и придела в капитальных стенах;
внутристенная кирпичная лестница на первый ярус колокольни;
материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий: сомкнутые своды четверика, апсиды и первого яруса колокольни основного храма; коробовый свод трапезной со щековыми распалубками над дверным и оконными проемами;
архитектурно-художественное оформление интерьера, в том числе профилированные тяги-импосты по периметру столбов нижнего яруса колокольни в основании архивольтов; оформление трапезной основного храма: обрамление оконных проемов профилированными штукатурными тягами (необходимо восстановить по существующим фрагментам при проведении научной реставрации) и мелкопрофилированный с рядом зубцов пояс в основании свода по периметру (необходимо восстановить по существующим фрагментам при проведении научной реставрации); фрагментарно сохранившиеся росписи в алтарях, в четверике и трапезной; прямоугольная с лучковой перемычкой кованая дверная решетка в проеме, соединяющем трапезную и первый ярус колокольни, из вертикально расположенных волнообразно изогнутых прутьев круглого сечения с перехватами в местах смыкания верхушек волн друг с другом, образующими ромбообразный с лекальными сторонами рисунок;
другие подлинные элементы внешнего и внутреннего убранства храма.
Утвержден
приказом
департамента культуры
Ярославской области
от 06.12.2013 № 52
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕСТНОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
ЗНАЧЕНИЯ "ДОМ СПЕЦИАЛИСТОВ" - ПЕРВЫЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ЖИЛОЙ
МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ В ЯРОСЛАВЛЕ, 1928 - 1932 ГГ."
(Г. ЯРОСЛАВЛЬ, НАРОДНЫЙ ПЕР., Д. 6)
Предметом охраны объекта культурного наследия "Дом специалистов" - первый кооперативный жилой многоквартирный дом в Ярославле, 1928 - 1932 гг." являются:
композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки Народного переулка, улицы Волкова, замыкающего композицию Советской площади;
объемно-пространственная композиция четырехэтажного с подвалом сложного в плане с ломаной линией дворового фасада здания, состоящего из шести одноподъездных секций: расположенный вдоль оси Народного переулка основной блок из пяти секций, размещенных в одну линию, отличающихся по ширине (первая (юго-западная) и четвертая - в пять осей; вторая, третья и пятая по лицевому (юго-восточному) фасаду - в семь осей), четные секции расположены с незначительным смещением по оси, образующим отступ по линии лицевого (юго-восточного) фасада и выступ по линии дворового (северо-западного) фасада; шестая секция (северо-восточная) в пять осей по лицевому (северо-восточному) фасаду, в две оси по боковому (южному) фасаду, с прямоугольным сквозным проездом на северной оси лицевого (восточного) фасада расположена вдоль оси улицы Волкова, примыкает южным углом к северному углу блока; скатная форма, габариты, существующий угол наклона скатов и высотные отметки по коньку прямых крыш с вальмами и слуховыми окнами на скатах; местоположение, конфигурация, конструкция, габариты и оформление консольных прямых (основного блока) и огибающих (на восточном углу северо-восточной секции) балконов на втором - четвертом этажах лицевых фасадов, в том числе симметричное относительно центральной оси расположение балконов на секциях, оформление ограждений балконов: металлическая решетка простого рисунка из прута круглого сечения с угловыми стойками из прута квадратного профиля с перехватами на уровне горизонтальных тяг;
местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проемов на фасадах: осевое расположение, прямоугольная форма, в том числе горизонтальных узких проемов подвала, вертикальных ленточных проемов лестничных клеток; характер первоначальных столярных заполнений оконных и дверных проемов;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе рельефно выделенный цоколь по периметру основного блока и северо-восточной секции; прямоугольные консольные козырьки над входными проемами; двухуступчатый венчающий карниз;
характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен лицевых фасадов;
колористическое решение фасадов: серый цоколь; выделенные цветом горизонтали оконных проемов: на первом этаже - от цоколя до верхней кромки оконных проемов, на последнем этаже - простенки оконных проемов; простенки, включая внешние, трех центральных оконных проемов второго и третьего этажей широких секций основного блока: второй с юго-запада, третьей, пятой;
пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах;
другие подлинные элементы внешнего и внутреннего убранства здания: железобетонные лестницы в подъездах с деревянными перилами; сохранившиеся на ряде дверных полотен квартир с наружной стороны металлические таблички с именами их первых владельцев; механические звонки с поворотным механизмом.
Утвержден
приказом
департамента культуры
Ярославской области
от 06.12.2013 № 52
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕСТНОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
ЗНАЧЕНИЯ "ДОМ ДОХОДНЫЙ С ТРАКТИРОМ ПРАУТИНЫХ - ВИНОГРАДОВА -
РАБОТНОВЫХ, РУБЕЖ XVIII - XIX ВВ., 1863 Г., 1890-Е ГОДЫ"
(Г. ЯРОСЛАВЛЬ, УЛ. СВОБОДЫ, Д. 21/67)
Предметом охраны объекта культурного наследия "Дом доходный с трактиром Праутиных - Виноградова - Работновых, рубеж XVIII - XIX вв., 1863 г., 1890-е годы" (г. Ярославль, ул. Свободы, д. 21/67) являются:
композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии исторической застройки улиц Свободы и Республиканской, закрепляющего угол квартала;
объемно-пространственная композиция прямоугольного в плане двухэтажного с антресолью с южной стороны и подвалом с северной стороны, с заглубленным юго-восточным углом (необходимо восстановить при проведении комплексной научной реставрации) западного (углового) объема с двумя лицевыми фасадами: северным по ул. Свободы - в шесть оконных осей, западным по Республиканской ул. - в семь оконных осей; четырехскатная форма, габариты, существующий угол наклона скатов и высотные отметки по коньку прямой вальмовой крыши; форма и размеры круглых слуховых окон с треугольными фронтончиками на южном и восточном скатах крыши;
конструкции уплощенных коробовых сводов подвала западного объема со щековыми распалубками над дверными проемами; опорная арка над средней площадкой лестницы в восточной части западного объема;
местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных проемов: осевое расположение, прямоугольная форма оконных проемов западного объема: осевое расположение, прямоугольная форма оконных проемов первого и второго этажей на северном, западном, южном фасадах, второго этажа восточного фасада; осевое расположение, прямоугольная, близкая к квадрату форма меньших по размеру оконных проемов антресольного этажа на южном, западном и восточном фасадах; местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных дверных проемов на северном фасаде: осевое расположение, прямоугольная форма; характер столярных заполнений оконных проемов;
материал капитальных стен - красный полнотелый глиняный кирпич;
композиция и архитектурно-художественное оформление северного, западного и южного фасадов западного (углового) объема, включая рельефно выделенный цоколь; заглубленные перспективные трехсторонние наличники окон первого этажа (необходимо восстановить при проведении комплексной научной реставрации) на лицевых (северном и западном) фасадах - с крупными клинчатыми замковыми камнями; мелкопрофилированные междуэтажную, подоконную второго этажа тяги, мелкопрофилированную архитравную тягу по периметру объема, в южной части восточного и западного фасадов и на южном фасаде прерываемую окнами антресольного этажа; трехсторонние профилированные наличники окон второго этажа с повышенной перемычкой, завершенной прямыми профилированными сандриками, в которых на лицевых (северном и западном) фасадах размещены лепные композиции растительного орнамента с центральной розеткой из укороченных акантовых листьев в форме ромба, от которой в стороны отходят симметричные, отображенные по вертикали завитки; гладкий фриз и подшивной карниз большого выноса по периметру объема;
характер обработки фасадной поверхности западного объема: неоштукатуренные поверхности наружных стен, облицовка цоколя белым камнем (необходимо восстановить при проведении комплексной научной реставрации), оштукатуренный фриз, штукатурные декоративные элементы на фасадах;
пространственно-планировочная структура интерьера западного объема: историческая планировка в капитальных стенах: поперечная стена основных этажей разделяет объем на меньшую северную и большую южную части, в северной части выделен объем лестницы, южная часть разделена на две неравные части по линии отступа фасада: меньшую восточную и большую западную, которые соединяются внутренним дверным проемом;
архитектурно-художественное оформление лицевых фасадов центрального и восточного объемов, включая рельефно выделенный кирпичный цоколь, клинчатые замки над прямоугольными окнами, обрамленными заглубленными трехсторонними перспективными штукатурными наличниками, архитравную профилированную штукатурную тягу центрального объема, переходящую в междуэтажную тягу восточного объема, профилированную штукатурную тягу под окнами второго этажа восточного объема, многоступенчатый карниз с поясом прямоугольных зубчиков восточного объема, дополненного элементами кирпичного стиля под карнизом в виде уступчатых кирпичных и оштукатуренных "висячих полотенец" по сторонам фасада;
характер обработки поверхности лицевых фасадов центрального и восточного объемов: оштукатуренные поверхности наружных стен, штукатурные и кирпичные элементы на лицевых фасадах.
------------------------------------------------------------------