Постановление мэрии г. Ярославля от 15.11.2013 N 2683 "О внесении проекта решения муниципалитета "О бюджете города Ярославля на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов" в муниципалитет города Ярославля и об одобрении прогноза социально-экономического развития города Ярославля"



МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2013 г. № 2683

О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА "О БЮДЖЕТЕ ГОРОДА
ЯРОСЛАВЛЯ НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 - 2016 ГОДОВ"
В МУНИЦИПАЛИТЕТ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ И ОБ ОДОБРЕНИИ ПРОГНОЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Ярославле, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 № 600, учитывая протокол публичных слушаний по проекту решения муниципалитета "О бюджете города Ярославля на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов" от 11 ноября 2013 года, заключение о результатах публичных слушаний от 13 ноября 2013 года,

МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить:
1) прогноз базовых бюджетообразующих показателей социально-экономического развития города Ярославля на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов (приложение 1);
2) прогноз социально-экономического развития города Ярославля на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов (приложение 2).

2. Внести проект решения муниципалитета "О бюджете города Ярославля на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов" в муниципалитет города Ярославля.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Ярославля по вопросам социально-экономического развития города.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Первый заместитель мэра
города Ярославля
по вопросам социальной
политики и культуры
А.В.НЕЧАЕВ





Приложение 1
к постановлению
мэрии города Ярославля
от 15.11.2013 № 2683

ПРОГНОЗ
БАЗОВЫХ БЮДЖЕТООБРАЗУЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 - 2016 ГОДОВ

Наименование показателя
Единица измерения
2011 г. (факт)
2012 г. (факт)
2013 г. (оценка)
2014 г. (прогноз)
2015 г. (прогноз)
2016 г. (прогноз)
1. Потребительские цены
Индекс потребительских цен
% роста (снижения) декабрь к декабрю
106,0
107,8
107,1
106,8
106,2
106,1
% роста (снижения) к пред. году
109,6
105,2
108,2
107,3
106,0
106,1
в том числе:







на продовольственные товары
% роста (снижения) декабрь к декабрю
102,0
107,9
106,4
106,8
106,8
106,5
% роста (снижения) к пред. году
110,5
103,1
108,2
106,9
106,5
106,6
на непродовольственные товары
% роста (снижения) декабрь к декабрю
108,1
106,8
106,8
106,2
106,5
106,2
% роста (снижения) к пред. году
107,7
107,8
106,6
106,7
106,1
106,3
на платные услуги населению
% роста (снижения) декабрь к декабрю
110,6
109,5
108,9
106,5
106,6
106,2
% роста (снижения) к пред. году
110,9
105,9
107,9
107,9
106,9
106,4
2. Демография. Занятость. Финансы населения
Численность постоянного населения (на конец года)
тыс. чел.
595,2
599,2
602,7
605,7
608,3
610,4
Число родившихся
чел.
6445
7020
6936
6927
6930
6937
Число умерших
чел.
8330
8452
8613
8776
8943
9113
Миграционный прирост (убыль) населения
чел.
5682 <1>
5434
5142
4864
4601
4353
Численность занятых в экономике города (за год)
тыс. чел.
330,8
330,0
329,3
328,3
327,0
325,4
% роста (снижения) к пред. году
99,4
99,8
99,8
99,7
99,6
99,5
Среднесписочная численность работников в крупных и средних организациях (за год)
тыс. чел.
183,9
182,1
182,0
181,9
181,8
181,7
% роста (снижения) к пред. году
99,0
99,0
99,9
99,9
99,9
99,9
Фонд начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций (за год)
млн. руб.
50269,1
56286,8
62050,3
68589,9
76435,7
85408,1
% роста (снижения) к пред. году
111,3
112,0
110,2
110,5
111,4
111,7
Среднемесячная (начисленная) заработная плата в крупных и средних организациях (за год)
руб.
22779,2
25758,2
28411,3
31422,9
35036,5
39170,8
% роста (снижения) к пред. году
112,4
113,1
110,3
110,6
111,5
111,8
Реальный размер изменения среднемесячной начисленной заработной платы
% роста (снижения) к пред. году
104,0
107,4
103,3
104,1
104,7
105,3
Численность лиц, имеющих официальный статус безработного (на конец года)
тыс. чел.
4,19
2,99
2,59
2,33
2,22
2,17
% роста (снижения) к пред. году
73,3
71,3
86,8
90,0
95,1
98,0
Уровень регистрируемой безработицы (на конец года)
%
1,1
0,8
0,7
0,7
0,6
0,6
3. Муниципальные финансы
Налоговые доходы
млн. руб.
5437,6
5368,5
5967,5
5361,7
5809,3
6299,8
% роста (снижения) к пред. году
109,4
98,7
111,2
89,8
108,3
108,4
в том числе:







налог на доходы физических лиц
млн. руб.
4061,1
3695,2
4164,0
3460,0
3855,0
4306,0
земельный налог
млн. руб.
783,8
1054,8
1130,0
1136,0
1141,0
1146,0
единый налог на вмененный доход
млн. руб.
358,5
401,0
424,0
456,0
482,0
506,0
налог на имущество физических лиц
млн. руб.
32,9
152,0
178,0
206,0
222,7
226,0

--------------------------------
<1> С 2011 года в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок девять месяцев и более.





Приложение 2
к постановлению
мэрии города Ярославля
от 15.11.2013 № 2683

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 - 2016 ГОДОВ

Наименование показателя
Единица измерения
2011 г. (факт)
2012 г. (факт)
2013 г. (оценка)
2014 г. (прогноз)
2015 г. (прогноз)
2016 г. (прогноз)
1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг по видам деятельности (по крупным и средним организациям)
Индекс промышленного производства
% роста (снижения) к пред. году
112,7
103,2
103,5
105,4
106,2
105,4
Добыча полезных ископаемых
млн. руб.
41,3
203,4
251,6
280,0
315,5
357,8
индекс производства в % к пред. году
81,8
140,3
116,8
108,6
108,6
109,5
Обрабатывающие производства - всего
млн. руб.
109412,0
119860,3
129681,4
141306,1
155194,8
170394,8
индекс производства в % к пред. году
114,1
108,6
102,8
104,3
105,7
105,6
в том числе:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
млн. руб.
19485,4
21404,3
22616,0
23919,9
25430,8
27090,6
индекс производства в % к пред. году
99,9
100,2
100,4
98,8
101,2
101,6
текстильное и швейное производство
млн. руб.
1235,5
888,4
779,0
805,0
855,3
909,5
индекс производства в % к пред. году
88,1
84,4
84,2
99,6
102,0
102,4
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
млн. руб.
1760,2
1815,7
1908,4
2107,6
2353,6
2620,5
индекс производства в % к пред. году
107,3
95,0
101,2
105,0
107,2
107,3
обработка древесины и производство изделий из дерева
млн. руб.
170,1
416,4
465,3
542,2
642,3
753,8
индекс производства в % к пред. году
107,4
138,3
106,9
110,1
112,3
112,5
целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность и полиграфическая продукция
млн. руб.
3644,3
3633,5
4001,1
4502,7
5111,4
5859,0
индекс производства в % к пред. году
95,4
106,1
103,2
103,8
107,6
111,2
производство кокса и нефтепродуктов
млн. руб.
15797,3
18152,4
19799,0
21990,7
24460,3
27215,0
индекс производства в % к пред. году
98,0
104,2
101,0
109,5
111,8
109,5
химическое производство
млн. руб.
14084,8
15736,1
17234,6
19155,1
21286,9
23650,1
индекс производства в % к пред. году
113,9
136,5
110,7
108,8
108,6
108,9
производство резиновых и пластмассовых изделий
млн. руб.
11587,5
10522,9
11200,8
11929,9
12781,1
13710,6
индекс производства в % к пред. году
109,6
91,1
107,6
104,2
104,7
105,2
производство прочих неметаллических минеральных продуктов
млн. руб.
4976,7
5341,9
5716,2
6091,4
6509,7
7009,1
индекс производства в % к пред. году
112,4
105,0
104,8
102,7
102,0
102,9
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
млн. руб.
4743,2
6177,4
6705,4
7733,3
9161,3
10889,2
индекс производства в % к пред. году
129,1
125,9
111,6
109,6
110,8
112,2
производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов)
млн. руб.
4077,3
4066,2
4504,0
4941,8
5379,6
5817,4
индекс производства в % к пред. году
137,4
109,7
104,6
104,6
104,0
103,7
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
млн. руб.
4703,1
6106,4
6616,6
7026,8
7536,9
8047,1
индекс производства в % к пред. году
101,5
106,2
102,3
101,2
102,4
102,4
производство транспортных средств и оборудования
млн. руб.
21723,1
23392,1
25732,5
27961,2
30891,2
33832,6
индекс производства в % к пред. году
107,9
114,5
103,9
103,6
105,5
105,0
прочие производства
млн. руб.
1423,5
2206,6
2402,5
2598,5
2794,4
2990,3
индекс производства в % к пред. году
94,2
103,6
94,7
100,7
101,2
101,3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - всего
млн. руб.
19250,2
19929,3
22598,8
25702,1
28969,3
31492,6
индекс производства в % к пред. году
104,7
101,4
103,0
105,8
107,3
103,2
в том числе:
производство, передача и распределение электроэнергии
млн. руб.
11405,9
11498,0
12563,9
13629,8
14695,7
15961,6
индекс производства в % к пред. году
98,3
101,2
99,2
100,9
102,7
103,1
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)
млн. руб.
6424,1
6939,0
7727,4
8726,7
9964,1
10772,4
индекс производства в % к пред. году
92,8
96,4
101,1
105,1
108,7
102,7
сбор, очистка и распределение воды
млн. руб.
1003,1
1046,6
1145,7
1276,8
1423,8
1532,9

индекс производства в % к пред. году
90,3
107,7
99,4
103,7
106,2
102,2
2. Инвестиции, основные фонды (по крупным и средним организациям)
Объем инвестиций в основной капитал - всего
млн. руб.
37684,0
34622,1
36368,6
38344,8
41002,9
44500,9
% роста (снижения) к пред. году в сопоставимых ценах
100,4
85,6
99,0
99,5
100,6
101,8
в том числе:







за счет собственных средств организаций
млн. руб.
22572,7
21226,1
21784,8
22968,5
24560,7
26656,0
за счет привлеченных средств организаций
млн. руб.
15111,3
13396,0
14583,8
15376,3
16442,2
17844,9
Индекс-дефлятор на инвестиции в основной капитал
% роста (снижения) к пред. году
106,8
109,1
106,1
106,0
106,3
106,6
Полная учетная стоимость основных фондов (на конец года)
млн. руб.
209427,2
235686,3
251713,0
268326,0
286303,9
305296,8
Степень износа основных фондов
%
44,9
45,8
44,8
44,1
43,8
43,1
Остаточная балансовая стоимость основных фондов (на конец года)
млн. руб.
115356,1
127823,7
138945,6
149994,2
160902,8
173713,9
3. Строительство
Объем работ, выполненных организациями по виду деятельности "Строительство" (по крупным и средним организациям)
млн. руб.
7972,3
7131,2
7186,4
7254,8
7410,0
7665,2
% роста (снижения) к пред. году в сопоставимых ценах
105,7
82,4
95,8
96,2
97,1
98,1
Индекс-дефлятор цен работ по договорам строительного подряда
% роста (снижения) к пред. году
81,2
99,5
100,5
101,9
101,5
102,1
Индекс цен строительной продукции
% роста (снижения) декабрь к декабрю
108,6
106,5
106,5
107,4
108,5
109,6
Ввод в эксплуатацию жилых домов (общ. площадь)
тыс. кв. м
201,0
191,0
200,0
204,0
207,0
210,0
% роста (снижения) к пред. году
117,4
95,0
104,7
102,0
101,5
101,4
Средняя обеспеченность жильем населения города (на конец года)
кв. м на чел.
22,2
22,3
22,5
22,7
23,0
23,3
Число семей, состоящих на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий
количество семей
6430
6385
6033
5502
5205
4943
Число семей, улучшивших жилищные условия в результате реализации целевых программ и выполнения государственных полномочий
количество семей
518
587
632
326
280
278
4. Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищный фонд - всего (на конец года)
тыс. кв. м
13233,5
13352,7
13542,1
13750,4
13979,5
14231,5
в том числе жилищный фонд многоквартирных домов
тыс. кв. м
12155,4
12327,6
12517,0
12725,3
12954,4
13206,4
Затраты на капитальный ремонт жилищного фонда
млн. руб.
65,9
154,6
188,4
174,1
174,2
93,0
% роста (снижения) к пред. году
52,8
234,6
121,9
92,4
100,0
53,4
Годовая стоимость жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению
млн. руб.
5561,2
6962,2
7797,8
8733,5
9781,5
10759,7
Фактический уровень платежей населения за жилое помещение и коммунальные услуги
%
98,6
99,6
98,3
98,3
98,3
98,3
Отпущено коммунальных ресурсов:







тепловая энергия - всего
тыс. Гкал
8674,3
8076,6
8075,0
8073,0
8076,0
8079,0
% роста (снижения) к пред. году
98,8
93,1
100,0
100,0
100,0
100,0
в том числе населению
тыс. Гкал
2476,8
2253,0
2250,0
2248,0
2250,0
2253,0
% роста (снижения) к пред. году
110,1
90,9
99,8
99,9
100,0
100,1
электроэнергия - всего
млн. кВт. ч
1004,5
1000,7
1009,6
1046,0
1072,1
1098,3
% роста (снижения) к пред. году
103,6
99,6
100,9
103,6
102,5
102,4
в том числе населению
млн. кВт. ч
483,6
485,8
487,0
490,5
492,0
496,0
% роста (снижения) к пред. году
129,1
100,4
100,2
100,7
100,3
100,8
холодное водоснабжение - всего
тыс. куб. м
81976,0
77751,07
73983,0
70284,0
68080,0
66500,0
% роста (снижения) к пред. году
93,8
94,8
95,1
95,0
96,9
97,6
в том числе населению
тыс. куб. м
35051,8
33205,06
32248,8
31604,8
31193,9
30757,2
% роста (снижения) к пред. году
92,1
94,7
97,1
98,0
98,7
98,6
отвод сточных вод - всего
тыс. куб. м
65716,8
61943,3
58685,0
55750,7
53966,7
53211,2
% роста (снижения) к пред. году
92,5
94,3
94,7
95,0
96,8
98,6
в том числе населению
тыс. куб. м
47262,2
44535,24
43401,4
42533,4
41682,7
41099,2
% роста (снижения) к пред. году
92,8
94,2
97,4
98,0
98,0
98,6
газ природный - всего
млн. куб. м
1936,3
1979,7
2002,0
2030,0
2050,0
2070,0
% роста (снижения) к пред. году
96,9
102,2
101,1
101,4
100,9
100,9
в том числе населению
млн. куб. м
113,0
111,5
109,0
108,0
107,5
107,0
% роста (снижения) к пред. году
99,4
98,7
97,9
98,9
99,5
99,5
5. Охрана окружающей среды
Инвестиции в основной капитал на строительство природоохранных объектов
млн. руб.
198,2
541,2
189,4
167,9
167,9
167,9
% роста (снижения) к пред. году
73,2
273,0
35,0
88,7
100,0
100,0
Объем сброса загрязненных сточных вод
млн. куб. м
135,0
146,4
146,4
146,4
146,4
146,4
% роста (снижения) к пред. году
91,8
108,4
100,0
100,0
100,0
100,0
Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух разными источниками загрязнения, - всего
тыс. т
88,3
84,3
84,6
84,9
85,2
85,5
% роста (снижения) к пред. году
96,1
95,6
100,5
100,5
100,5
100,5
в том числе:







стационарными источниками загрязнения
тыс. т
45,9
43,9
43,8
43,7
43,6
43,5
% роста (снижения) к пред. году
99,8
95,8
99,8
99,8
99,8
99,8
передвижными источниками загрязнения
тыс. т
42,4
40,4
40,8
41,2
41,6
42,0
% роста (снижения) к пред. году
92,4
95,3
101,0
101,0
101,0
101,0
Объем оборотного и повторно-последовательного использования воды промышленными организациями
млн. куб. м
229,0
225,4
222,0
218,7
215,4
212,2
% роста (снижения) к пред. году
98,0
98,5
98,5
98,5
98,5
98,5
6. Транспорт и связь
Объем перевозок грузов автомобильным транспортом крупных и средних организаций
тыс. т.
2308,7
1955,0
2023,4
2106,4
2192,7
2282,6
% роста (снижения) к пред. году
96,4
84,7
103,5
104,1
104,1
104,1
Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом
тыс. т
15256,0
15930,0
16793,1
17367,1
18047,5
18754,6
% роста (снижения) к пред. году
103,0
104,4
105,4
103,4
103,9
103,9
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования и маршрутными такси - всего
млн. чел.
164,0
161,3
140,0
140,0
140,0
140,0
в том числе частными организациями
млн. чел.
74,1
75,7
63,3
63,3
63,3
63,3
Перевезено пассажиров железнодорожным транспортом
тыс. чел.
6255,0
6150,0
6204,7
6324,8
6476,6
6632,0
Наличие наземных механических транспортных средств на конец года всего
ед.
152765
153525
155484
157695
161133
165238
% роста (снижения) к пред. году
99,2
100,6
101,4
101,5
104,2
103,2
в том числе:

автобусов, трамваев, троллейбусов (перевозка пассажиров по городским маршрутам регулярных перевозок)
ед.
1208
1097
1087
1087
1087
1087
грузовых автомобилей
ед.
29859
30401
31366
32331
33296
34261
легковых автомобилей
ед.
119050
119213
120167
121368
123796
126891
Число организаций сети связи общего пользования
ед.
23
41
37
40
40
40
Число основных телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования (или имеющих выход на нее) в домашних условиях
ед.
250900
215000
212000
208000
205000
202000
Абонентская база операторов подвижной связи
тыс. ед.
2149,4
2149,5
2023,0
2061,0
2114,0
2167,0
Количество абонентов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (физические лица)
ед.
126600
150000
153000
175000
193000
209000
Количество абонентов сети проводного радиовещания
ед.
43500
31500
23500
17500
12500
7500
Количество абонентов сети кабельного телевещания
ед.
230000
283400
287000
307000
320000
332000
7. Потребительский рынок (по крупным и средним организациям)
Оборот розничной торговли
млн. руб.
28431,5
38069,8
47320,8
54466,2
63017,4
67617,7
% роста (снижения) к пред. году в сопоставимых ценах
124,5
122,1
114,9
107,3
109,2
101,1
Оборот общественного питания
млн. руб.
946,9
1406,9
1909,6
2350,4
2712,1
3113,8
% роста (снижения) к пред. году в сопоставимых ценах
113,4
135,4
125,4
114,7
108,9
108,2
Объем платных услуг населению
млн. руб.
20568,1
21340,8
23640,1
25739,8
27839,6
29939,3
% роста (снижения) к пред. году в сопоставимых ценах
103,6
98,5
102,7
100,9
101,2
101,1
8. Малое и среднее предпринимательство
Число субъектов малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) - всего
ед.
37392,0
37263,0
34898,0
34906,0
35322,0
35788,0
% роста (снижения) к пред. году
101,3
99,7
93,7
100,0
101,2
101,3
в том числе:







средние предприятия
ед.
109,0
97,0
83,0
81,0
82,0
84,0
% роста (снижения) к пред. году
94,8
89,0
85,6
97,6
101,2
102,4
малые и микропредприятия
ед.
18638,0
18964,0
19005,0
19290,0
19675,0
19750,0
% роста (снижения) к пред. году
104,7
101,7
100,2
101,5
102,0
100,4
индивидуальные предприниматели
ед.
18645,0
18202,0
15810,0
15335,0
15565,0
15954,0
% роста (снижения) к пред. году
98,1
97,6
86,9
97,0
101,5
102,5
Средняя численность работников в сфере малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) за год
тыс. чел.
157,4
148,0
147,4
146,7
148,2
151,2
% роста (снижения) к пред. году
153,3
94,0
99,6
99,5
101,0
102,0
Доля численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в численности занятых в экономике города
%
47,6
44,8
44,8
44,5
44,9
45,8
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг собственными силами (без НДС и акцизов) субъектами малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей и микропредприятий)
млн. руб.
52895,2
57799,0
74430,7
76663,6
78963,5
81332,4
% роста (снижения) к пред. году
112,4
109,3
128,8
103,0
103,0
103,0
9. Финансовое состояние крупных и средних организаций города
Сальдированный финансовый результат (прибыль и убыток)
млн. руб.
9061,8
14984,3
16780,6
18621,8
20472,9
22330,0
Сумма убытка организаций
млн. руб.
4593,0
3755,2
3740,2
3680,3
3610,4
3534,6
% роста (снижения) к пред. году
136,0
81,8
99,6
98,4
98,1
97,9
Доля убыточных организаций в общем числе организаций
%
25,2
23,4
23,2
22,9
22,7
22,5
Сумма прибыли прибыльных организаций
млн. руб.
13654,8
18739,5
20520,8
22302,1
24083,3
25864,6
% роста (снижения) к пред. году
132,1
137,2
109,5
108,7
108,0
107,4
Доля прибыльных организаций в общем числе организаций
%
74,8
76,6
76,8
77,1
77,3
77,5
Социальная сфера
10. Образование <*>
Численность обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, среднего (полного) общего образования и специальные (коррекционные) программы
чел.
53451
53837
53149
53805
54228
55005
Численность обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных учреждениях - всего
чел.
50493
51172
51030
51646
52109
53720
в том числе в первую смену
чел.
41642
42083
41850
42546
42730
44050
% от общего числа обучающихся
80,2
82,0
82,0
82,3
82,0
82,0
Численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста
чел.
27485
28474
28274
31235
31340
32700
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями
мест на 1000 детей в возрасте 1 - 6 лет включительно
600
600
600
613
613
625
Численность обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей
чел.
28860
28831
31095
31095
32026
32989
11. Развитие сферы охраны здоровья граждан
Численность работников МУЗ "Санаторий "Ясные зори" - всего, в том числе:
чел.
189
177
180
183
183
183
- врачей
чел.
19
16
19
20
20
20
- среднего медицинского персонала
чел.
30
30
30
32
32
32
Число коек МУЗ "Санаторий "Ясные зори"
шт.
165
165
165
150
150
150
Численность граждан, получивших санаторно-оздоровительную помощь в МУЗ "Санаторий "Ясные зори", - всего, в том числе:
чел.
4238
4296
4890
4890
4890
4890
- работников муниципальных учреждений, органов городского самоуправления, муниципальных органов
чел.
1869
1462
1590
1590
1590
1590
- прочих граждан
чел.
2369
2834
3300
3300
3300
3300
Количество проведенных общественно значимых мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, санитарно-гигиеническому просвещению населения и формированию здорового образа жизни, пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов
ед.
-
43
40
41
42
43
12. Социальная защита
Пособия, социальные выплаты, субвенции и другие виды социальной помощи, предоставляемой населению, - всего
млн. руб.
1902,1
1999,6
2400,6
2499,8
2625,5
2623,1
в том числе за счет средств:







федерального и областного бюджетов
млн. руб.
1860,3
1969,3
2365,1
2464,2
2591,4
2590,1
городского бюджета
млн. руб.
41,8
30,3
35,5
35,7
34,1
33,0
Численность граждан, получающих меры социальной поддержки, - всего
чел.
200262
209745
205581
205600
205600
205600
в том числе инвалиды
чел.
64120
62357
61400
61400
61400
61400
Количество семей, состоящих на учете в органах социальной защиты, - всего
семья
12444
12590
12818
12650
12650
12650
в том числе многодетные семьи
семья
1981
2213
2380
2400
2400
2400
Численность граждан, состоящих на учете в органах опеки и попечительства
чел.
1538
1432
1463
1460
1460
1460
Количество центров социального обслуживания населения
ед.
6
6
6
6
6
6
Численность граждан, обслуживаемых в центрах социального обслуживания населения
чел.
18685
22376
21027
24792
24792
24792
Количество социальных услуг, предоставляемых населению в центрах социального обслуживания населения
тыс. ед.
2316,0
2368,8
2380,0
2380,0
2380,0
2380,0
Численность граждан, обслуживаемых в доме ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий
чел.
1108
1107
1100
1100
1100
1100
Количество социальных услуг, предоставляемых в доме ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий
ед.
12859
12621
12000
12000
12000
12000
13. Физическая культура и спорт
Число спортивных сооружений - всего
ед.
834
839
846
852
853
855
в том числе:







плосткостные спортивные сооружения
ед.
356
360
367
373
374
376
спортивные залы
ед.
231
232
232
234
237
239
плавательные бассейны
ед.
12
12
12
13
14
15
стрелковые тиры
ед.
15
15
15
15
16
16
Численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом
чел.
142811
166865
173065
179265
188365
194565
Проведено спортивных соревнований
ед.
266
306
306
310
310
310
14. Культура <*>
Число массовых библиотек
ед.
31
31
31
31
31
31
Общее количество читателей (с учетом виртуальных читателей)
чел.
213483
213600
230000
230000
230000
230000
Число культурно-досуговых учреждений (на конец отчетного периода)
ед.
14
13
13
13
13
13
Число музыкальных, художественных школ, школ искусств
ед.
13
13
13
13
13
13
Численность учащихся музыкальных, художественных школ, школ искусств
чел.
4504
4469
4469
4469
4469
4469
15. Молодежная политика <*>
Численность детей и молодежи, занимающихся в кружках и секциях в учреждениях социального обслуживания подростков и молодежи
чел.
1125
1118
1095
1095
1300
1400
Количество молодежи, получившей услуги по содействию в вопросах трудоустройства в учреждениях социального обслуживания подростков и молодежи
чел.
2349
3050
2802
2572
2572
2572
16. Правоохранительная деятельность
Зарегистрировано преступлений - всего
ед.
7984
7225
6750
6400
6238
6162
% роста (снижения) к пред. году
89,9
90,5
93,4
94,8
97,5
98,8
в том числе совершенных несовершеннолетними или с их участием
ед.
265
271
250
240
230
220

--------------------------------
<*> данные по муниципальным учреждениям города.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
ЯРОСЛАВЛЯ НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 - 2016 ГОДОВ

Прогноз основных показателей социально-экономического развития города Ярославля на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Ярославля, утвержденным постановлением мэра города Ярославля от 09.06.2008 № 1709.
Подготовка прогноза основных показателей социально-экономического развития города Ярославля осуществлялась исходя из ориентиров и приоритетов политики органов городского самоуправления, результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций различных секторов экономики, социально-демографических процессов, итогов социально-экономического развития города прошлых лет и тенденций развития экономики Ярославской области и России в целом.
При этом использовались:
- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов;
- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- проект прогноза социально-экономического развития Ярославской области на 2014 - 2016 годы;
- данные государственной и ведомственной статистики;
- предложения структурных подразделений мэрии города Ярославля.
Основные параметры социально-экономического развития города Ярославля на 2014 - 2016 годы определены на основании тенденций развития предыдущих лет с применением различных экспертных, экономико-математических и статистических методов анализа и прогнозирования, отчетных значений показателей за предыдущий год и предварительной оценки их ожидаемых значений на текущий год с учетом возможных условий, влияющих на их изменение.

Демография

На протяжении последних трех лет в городе отмечается рост численности ярославцев в среднем на 3,9 тыс. чел. в год. По предварительной оценке численность постоянного населения города Ярославля по итогам 2013 года по сравнению с 2012 годом увеличится на 3,5 тыс. чел. и составит 602,7 тыс. чел. В прогнозируемом периоде положительная динамика сохранится, и в 2016 году численность населения достигнет 610,4 тыс. чел., что на 11,2 тыс. чел. превысит значение за 2012 год.
Демографическая ситуация в 2013 - 2016 годах характеризуется относительной стабилизацией рождаемости населения. В среднем значение этого показателя составит 6,9 тыс. чел. в год. В то же время структурные изменения, обусловленные сокращением числа женщин репродуктивного возраста 20 - 29 лет при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет, а также тенденция откладывания рождения первого ребенка на более поздний период будут оказывать негативное влияние.
В прогнозном периоде не планируется снижение показателя смертности, который в силу старения населения к 2016 году увеличится на 5,8% по сравнению со значением 2013 года. Негативные тенденции могут постепенно преодолеваться в результате целенаправленных мер по реализации демографической политики Российской Федерации.
Немаловажное значение в увеличении численности постоянного населения в прогнозном периоде играет умеренное повышение роли миграционного фактора. Миграционный прирост в среднесрочной перспективе сохранится в пределах 4,4 - 5,1 тыс. чел. ежегодно и будет полностью компенсировать естественную убыль населения.

Труд и занятость

В связи с изменением возрастной структуры населения в сторону увеличения численности населения старше трудоспособного возраста численность населения трудоспособного возраста, наоборот, будет снижаться. Эти тренды приведут к существенному росту демографической нагрузки на трудоспособное население и к снижению численности занятых в экономике города с 329,3 тыс. чел. в 2013 году до 325,4 тыс. чел. в 2016 году. Вместе с этим, численность работников промышленных предприятий будет незначительно снижаться в основном за счет снижения численности работающих в обрабатывающем секторе. Одновременно будет наблюдаться рост занятости в секторах, связанных с оказанием услуг населению.
Основные меры реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Ярославской области" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и региональной адресной программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области на 2013 - 2015 годы будут направлены на развитие рынка труда с учетом необходимости решения задач по достижению наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на основе формирования рациональной структуры занятости населения, повышения конкурентоспособности рабочей силы, развития профориентации и переподготовки кадров с учетом потребностей экономики, создания условий для увеличения территориальной мобильности рабочей силы и эффективного трудоустройства граждан, ищущих работу. С учетом предпринятых мер число безработных граждан к 2016 году снизится на 16,2% относительно 2013 года.
По мере увеличения мобильности населения и улучшения профессионального соответствия путем профобучения, переобучения и повышения квалификации безработных граждан уровень безработицы в течение 2013 - 2016 годов продолжит снижаться и к концу 2016 года по прогнозным значениям не превысит 0,6%.

Финансы населения

Достижение стабилизации в экономике города, рост производства способствуют росту заработной платы. В 2014 - 2016 годах реальная заработная плата будет расти со среднегодовым темпом 4,7%.
В целом по итогам 2013 года прогнозируется рост номинальной среднемесячной заработной платы на 10,3%, по оценочным значениям ее размер достигнет 28411,3 руб., а к концу 2016 года увеличится до 39170,8 руб.
В прогнозный период немаловажное значение на рост средней заработной платы по городу будет иметь организация новых производств с более высоким уровнем оплаты труда.

Потребительские цены

В 2013 году относительно предыдущего года индекс потребительских цен ожидается на уровне 108,2%, в том числе рост цен на продовольственные товары составит 108,2%, на непродовольственные - 106,6%.
В 2014 - 2016 годах прогнозируется постепенное снижение уровня инфляции с 7,3% в 2014 году до 6,1% в 2016 году. В 2016 году предполагается наименьший рост цен на непродовольственные товары - 106,3%, на платные услуги - 106,4%, наибольший на продовольственные товары - 106,6%.

Муниципальные финансы

Основными налоговыми доходами городского бюджета являются: налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельный налог, налог на имущество физических лиц.
По итогам 2013 года ожидается увеличение налоговых доходов относительно 2012 года на 11,2%, объем налоговых поступлений составит 5967,5 млн. руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц - 4164,0 млн. руб.,
- земельный налог - 1130,0 млн. руб.,
- единый налог на вмененный доход - 424,0 млн. руб.,
- налог на имущество физических лиц - 178,0 млн. руб.
В 2014 году уменьшатся поступления собственных (налоговых и неналоговых) доходов, в том числе за счет:
- снижения норматива зачисления налога на доходы физических лиц в городской бюджет с 40% до 30%;
- передачи штрафов за нарушение миграционного законодательства на федеральный уровень.
При этом городским бюджетом будут получены дополнительные поступления, в том числе за счет:
- установления норматива отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты;
- увеличения норматива отчисления от арендной платы, продажи права и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, на 20% (с 80% до 100%).
Кроме того, с 2016 года увеличится норматив отчисления в бюджет города по плате за негативное воздействие на окружающую среду с 40% до 55%.
Ожидаемое поступление налоговых доходов в 2014 году составит 5361,7 млн. руб. По прогнозу в 2015 году доходы возрастут на 8,3%, в 2016 году - на 8,4%.

Промышленное производство

В среднесрочной перспективе ожидаются умеренные темпы роста промышленного производства, являющиеся продолжением тенденций, заложенных в 2012 году, когда на смену восстановительному росту промышленного производства 2010 - 2011 годов пришли темпы умеренного развития промышленности. По итогам текущего года индекс промышленного производства оценочно составит 103,5%.
По виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в 2013 году отмечен значительный рост объема отгруженной продукции. В 2014 - 2016 годах объем отгруженной продукции будет расти со среднегодовым темпом 12,5%.
Наибольшую долю в промышленном производстве занимают обрабатывающие производства - 85,0% от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, предоставляемых услуг. Основной выпуск товаров приходится на производство транспортных средств и оборудования (16,9%), пищевых продуктов (14,8%), нефтепродуктов (13,0%), химическое производство (11,3%) и производство резины и пластмассовых изделий (7,3%).
В 2013 году увеличение объемов выпуска продукции обрабатывающими производствами составит 129,7 млрд. руб. или 102,8% в сопоставимых ценах относительно предыдущего года. Среди отраслей наибольший рост индекса производства в 2013 году прогнозируется:
- в сфере металлургического производства и производства металлических изделий - 111,6%;
- в химическом производстве - 110,7%;
- в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий - 107,6%;
- в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева - 106,9%.
При этом наиболее заметно снизилась отгрузка продукции текстильного и швейного производства, производства нефтепродуктов, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования и прочих производств.
В целом по обрабатывающим производствам в среднесрочной перспективе ожидается сохранение тенденции роста объема выпускаемой продукции, индекс производства за период 2014 - 2016 годов в среднем составит 105,2%.
В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды по итогам 2013 года прогнозируется рост 103,0% по сравнению с 2012 годом, в среднесрочной перспективе - 105,4% в среднем за год.
Промышленный рост в городе ожидается благодаря сохранению относительно благоприятных условий развития экономики региона и страны в целом. Важным стимулом прироста объемов производства города послужит растущий конечный потребительский спрос в связи с прогнозируемым увеличением доходов населения.

Инвестиции

По итогам 2013 года объем инвестиций оценивается в 36,4 млрд. руб. в номинальном выражении, что в действующих ценах на 5,0% выше уровня 2012 года, в сопоставимых ценах на 1,0% ниже уровня 2012 года. Основной прирост инвестиций в основной капитал будет отмечен в 2015 - 2016 годах. К концу 2016 года объем инвестиций достигнет 44,5 млрд. руб., что в действующих ценах на 8,5% выше итогов 2015 года, в сопоставимых ценах - выше на 1,8%. Динамика инвестиций в основной капитал будет определяться объемами средств предприятий, направляемых на модернизацию и развитие производства. Муниципальная и региональная поддержка инвестиционной деятельности также будет направлена на создание режима наибольшего благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности, повышение заинтересованности организаций города в увеличении объемов производства товаров, работ, услуг, улучшении их качества, создании новых рабочих мест.
Вложения инвестиций в основной капитал будут осуществляться как за счет собственных средств, так и за счет привлеченных источников.

Основные фонды

В результате проводимой модернизации экономики, создания новых производств учетная стоимость основных фондов на конец 2013 года, по оценочным данным, составит 251,7 млрд. руб. и к концу 2016 года вырастет до 305,3 млрд. руб., темп роста стоимости основных фондов за период 2013 - 2016 годов составит 121,3%. Степень износа основных фондов постепенно снижается и в 2013 году оценочно составит 44,8%, в период 2014 - 2016 годов данный показатель сохранится в пределах 43,1 - 44,1%, что связано с увеличением объема инвестиций в основной капитал.

Строительство

Ситуация в строительной отрасли в целом положительная, прослеживается ежегодный рост объема выполненных работ строительными организациями, наблюдается увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов.
Объем работ и услуг по виду деятельности "Строительство" в 2013 году, по оценочным данным, составит 7,2 млрд. руб. или 100,8% в действующих ценах к 2012 году. Однако в сопоставимых ценах прослеживается снижение.
В 2014 году объем строительных работ составит 7,3 млрд. руб., а к 2016 году увеличится до 7,7 млрд. руб.
За 2013 год, по предварительным данным, будет введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью 200,0 тыс. кв. м, в 2016 году этот показатель планируется увеличить до 210,0 тыс. кв. м. За счет наращивания темпов роста строительства будет расти средняя обеспеченность жильем населения города. По оценке 2013 года показатель будет составлять 22,5 кв. м на человека, а по прогнозу в 2016 году - 23,3 кв. м.
Приоритетными задачами в части обеспечения населения города доступным жильем в период 2014 - 2016 годов являются повышение доступности жилья для населения и уровня комфорта жилищного фонда, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке жилья.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство - важнейшая сфера деятельности города, включающая в себя обслуживание и ремонт жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства.
Общая площадь жилищного фонда города Ярославля оценочно к концу 2013 года составит 13,5 млн. кв. м, в том числе в многоквартирных домах 12,5 млн. кв. м. В связи с приемкой жилья от нового строительства прогнозируется увеличение жилищного фонда к 2016 году относительно 2013 года на 5,1%.
Объем жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, в текущем году составит 7,8 млрд. руб., в среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение объема оказываемых услуг, который к 2016 году составит 10,8 млрд. руб.
На капитальный ремонт жилищного фонда в 2013 году планируется направить 188,4 млн. руб. бюджетных средств.
Отпуск коммунальных ресурсов в целом по городу в 2013 году составит:
- тепловая энергия - 8,1 млн. Гкал;
- электроэнергия - 1009,6 млн. кВт. ч;
- холодное водоснабжение - 74,0 млн. куб. м;
- отвод сточных вод - 58,7 млн. куб. м;
- газ - 2002,0 млн. куб. м.
В прогнозируемом периоде наблюдается снижение потребления коммунальных ресурсов:
- тепловой энергии - в связи с установкой приборов учета, которые отражают фактическое потребление энергии и направлены на экономию энергоресурсов;
- водоснабжения - в связи с установкой приборов учета, которые отражают фактическое потребление воды и направлены на экономию водных ресурсов.
По электрической энергии и газоснабжению имеется тенденция к увеличению потребления ресурса, что связано в основном с вводом в эксплуатацию новых объектов строительства. При этом процент оснащения объектов приборами учета газа остается низким.

Охрана окружающей среды

Основными направлениями муниципальной политики в сфере экологии является реализация природоохранных мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий для жизни населения, улучшение состояния окружающей природной среды на территории города. Решение поставленных задач осуществляется при помощи реализации программы "Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду города Ярославля на 2012 - 2014 годы".
За счет реализации промышленными предприятиями мероприятий по снижению загрязнения водных объектов до нормативных значений объем сброса загрязненных сточных вод в прогнозном периоде остается на уровне 2012 года.
В целях стабилизации и улучшения экологической обстановки ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" проведен капитальный ремонт оборудования блоков оборотного водоснабжения; продолжено строительство ливневой канализации с очистными сооружениями предприятий узла Ярославль-Главный Ярославским отделением СЖД - филиалом ОАО "РЖД"; ГУ ОАО "ТГК-2" по Ярославской области разработан проект реконструкции системы водоотведения с переводом промышленного ливневого стока ТЭЦ-2 с очистных сооружений ОАО "Автодизель" в систему гидрозолоудаления; на ОАО "Русские краски" проведена реконструкция схем сбора и очистки сточных вод цеха по производству лаков и смол, что позволило сократить сбросы загрязняющих веществ на 0,42 т/год; на ОАО "Ярославльводоканал" начато строительство технологической канализации для отвода промывных технологических вод Центральной водопроводной станции в городскую фекальную канализацию; ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" филиал "Балтика-Ярославль" за счет изменения технологии очистки стоков до требований ОАО "Ярославльводоканал" позволило снизить концентрации загрязняющих веществ по основным показателям на 95 - 98%, что привело к снижению нагрузки на городские очистные сооружения; на территории ОАО "Ярославский шинный завод" организована система водооборота в производстве "ЦМК-650", проведена замена фильтрующих материалов очистных сооружений ливневых сточных вод.
В течение 2014 года будет разработана долгосрочная целевая программа "Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду города Ярославля на 2015 - 2017 годы".
В 2015 - 2016 годах ожидается дальнейшее снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников за счет реализации мероприятий, включенных в городскую природоохранную программу.
В связи с ростом количества автотранспорта в городе ожидается некоторое увеличение выбросов в атмосферу от передвижных источников.
За счет внедрения ресурсосберегающих технологий, увеличения доли оборотного и повторно-последовательного использования воды ожидается некоторое снижение объемов водопотребления промышленными предприятиям на 5,9% в 2016 году относительно 2012 года.

Транспорт и связь

В 2013 году деятельность транспортного комплекса характеризуется ростом объема перевозимых грузов автомобильным транспортом (темп роста - 103,5% по отношению к 2012 году) и железнодорожным транспортом (темп роста - 105,4% по отношению к предыдущему году). В среднесрочной перспективе ожидается продолжение увеличения данных показателей, рост которых за 2014 - 2016 годы составит 112,8% и 111,7% соответственно.
Развитие рынка пассажирских перевозок будет определяться темпами роста реальных располагаемых доходов населения, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг.
В сфере пассажирского обслуживания по оценке 2013 года планируется перевезти транспортом общего пользования 140,0 млн. чел., что ниже 2012 года на 13,2%, из них частными организациями - 63,3 млн. чел.; железнодорожным транспортом - 6,2 млн. чел., что выше 2012 года на 0,9%.
В период с 2014 по 2016 годы количество транспортных средств увеличится в среднем на 3,0% в год и к концу 2016 года составит 165,2 тыс. ед. В структуре транспортных средств в среднесрочной перспективе число легковых автомобилей будет увеличиваться на 1,8%, грузовых на 3,0%, число автобусов, трамваев, троллейбусов, осуществляющих перевозку пассажиров по городским маршрутам регулярных перевозок, останется на уровне 2013 года.
В прогнозный период ожидается устойчивое развитие отрасли связи. Количество основных телефонов сети общего пользования по оценке 2013 года составит 212,0 тыс. ед., абонентская база операторов подвижной связи - 2,0 млн. ед. В 2013 году количество абонентов сети проводного радиовещания уменьшится до 23,5 тыс. ед., что связано с переходом к более совершенным технологиям и к 2016 году составит лишь 7,5 тыс. ед. В текущем году увеличится число абонентов сети кабельного телевещания до 287,0 тыс. ед., информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (физические лица) до 153,0 тыс. ед.
Особенностью современного развития отрасли связи является становление новых информационно-коммуникационных технологий и их широкое распространение в повседневной деятельности горожан для модернизации всех отраслей экономики.
Развитие будет направлено на совершенствование технических характеристик оборудования (быстродействие, производительность, пропускная способность, длительность автономной работы) с одновременной миниатюризацией и универсализацией. Стремительное развитие получат технологии беспроводной и подвижной радиосвязи, увеличатся интеллектуальные возможности программных средств. Одной из ключевых тенденций развития станет конвергенция технологических платформ, в условиях которой универсальные транспортные сети и сети доступа позволяют предоставлять одновременно весь перечень телекоммуникационных услуг без четкой дифференциации, существовавшей между сетями в прошлом.
Ускорение развития технологий повлечет за собой развитие конкуренции, которая приведет к снижению стоимости и увеличению доступности телекоммуникационных услуг.
Малый бизнес Ярославля вносит значительный вклад в развитие экономики города, обеспечивая достаточно высокую занятость населения.

Потребительский рынок

Современный потребительский рынок города имеет устойчивое состояние, и его можно охарактеризовать как стабильный с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли и сферы обслуживания населения, способный удовлетворить спрос населения на основные продовольственные, непродовольственные товары и услуги.
В структуре потребительского рынка города наибольшую долю занимает сектор розничной торговли, в котором удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия составляет 45,5%, непродовольственных товаров - 54,5%. На фоне замедления инфляционных процессов и увеличения реально располагаемых денежных доходов населения как основных факторов формирования потребительского спроса в городе наблюдается положительная динамика оборота розничной торговли, общественного питания и объема платных услуг населения. В 2013 году оборот розничной торговли достигнет 47,3 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 14,9% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По итогам 2014 года оборот ожидается в размере 54,5 млрд. руб., в 2016 году - 67,6 млрд. руб. В среднесрочной перспективе прогнозируется ежегодный прирост показателя в сопоставимой оценке в среднем на 5,9%.
В среднесрочной перспективе позитивное влияние на развитие сферы торговли будет оказывать укрупнение предприятий розничной торговли и дальнейшее совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса. Развитие крупных и средних предприятий торговли по-прежнему будет связано с развитием розничных торговых сетей, которые более эффективны за счет строительства собственных распределительных центров, использования современного программного обеспечения, улучшения системы учета товарных и финансовых потоков.
Оборот общественного питания организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2013 году увеличится в сопоставимой оценке на 25,4% к предыдущему году и составит 1,9 млрд. руб. Индекс физического объема в 2014 - 2016 годах прогнозируется в пределах 108,2 - 114,7%.
В 2013 году населению города будет оказано платных услуг организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, на сумму 23,6 млрд. руб. В структуре объема платных услуг наибольший удельный вес приходится на услуги связи и коммунальные услуги. Значительную часть объема бытовых услуг составляет техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования. К 2016 году объем платных услуг составит 29,9 млрд. руб.
В среднесрочной перспективе на динамику объема платных услуг населению, так же как и на торговлю, наибольшее влияние будет оказывать рост денежных доходов населения и ослабление инфляционного давления. В дальнейшем это будет поддерживать стабильную позитивную динамику рынка платных услуг.
В целях выравнивания уровня обеспеченности населения в торговом обслуживании и оказании платных услуг проводится работа по совершенствованию инфраструктуры потребительского рынка. Для улучшения потребительского обслуживания населения с различным уровнем доходов осуществляется последовательное внедрение современных форм торговли с эффективной технологией продаж, динамичное развитие сетевых структур розничной торговли, торговля в кредит.

Малое и среднее предпринимательство

Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства оказывает влияние на повышение уровня социально-экономического развития города. Субъекты малого и среднего бизнеса создают и модернизируют объекты производственного и бытового назначения, насыщают рынок товарами и услугами, формируют и расширяют конкурентную среду, обеспечивают занятость и улучшение качества жизни населения, пополняют доходную часть бюджета.
В 2013 году ожидается, что количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства снизится на 6,3% по сравнению с 2012 годом и составит 34,9 тыс. ед. Рост числа субъектов предпринимательской деятельности планируется в 2014 - 2016 годах, что связано с увеличением количества микропредприятий.
Численность работников малого и среднего бизнеса к 2016 году увеличится на 2,6% относительно 2013 года и по оценке составит 151,2 тыс. чел.
В 2013 году субъектами малого и среднего предпринимательства оценочно будет отгружено товаров собственного производства на сумму 74,4 млрд. руб., темп роста к уровню 2012 года составит 128,8%. Доля малого бизнеса относительно объема отгруженных товаров крупных и средних организаций составляет около 40,0%. В период 2014 - 2016 годов прогнозируется ежегодное увеличение объемов выпускаемой продукции в среднем на 3,0%.

Финансовое состояние предприятий города

Прогноз финансового состояния предприятий города отражает процессы развития экономики, включая ее структурные изменения. По итогам текущего года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) составит 16,8 млрд. руб. или 112,0% к 2012 году, а в 2016 году увеличится относительно 2013 года в 1,3 раза.
Общая сумма убытков составит 3,7 млрд. руб. или 99,6% к сумме убытков за 2012 год. В прогнозный период ожидается постепенное снижение доли убыточных предприятий.
Сумма прибыли в 2013 году прогнозируется около 20,5 млрд. руб. или 109,5% к сумме прибыли 2012 года. В плановом периоде прогнозируется увеличение числа прибыльных организаций - их доля в 2016 году составит 77,5%, а размер прибыли возрастет до 25,9 млрд. руб.

Образование

Муниципальная система образования города Ярославля представляет собой разнообразную, многофункциональную сеть учреждений образования различных типов и видов, реализующих вариативные образовательные программы, позволяющие удовлетворить запросы населения в соответствии с интересами и склонностями детей.
Положительная динамика ожидаемых показателей в 2014 - 2016 годах обусловлена:
- по дошкольным учреждениям - в связи с открытием после капитального ремонта учреждений дошкольного образования, введением новых учреждений дошкольного образования и с открытием новых групп в имеющихся учреждениях дошкольного образования, учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Численность воспитанников таких учреждений в 2014 году увеличится на 10,5% по сравнению с 2013 годом и составит 31,2 тыс. чел., в 2016 году показатель достигнет 32,7 тыс. чел.;
- по общеобразовательным учреждениям - в связи с ростом рождаемости и миграцией. В 2014 году прирост численности обучающихся в образовательных учреждениях составит 1,2% к показателям 2013 года, а к 2016 году возрастет на 3,5% к итогам 2013 года и составит 55,0 тыс. чел.;
- по учреждениям дополнительного образования детей - в связи с реорганизацией 8 межшкольных учебных комбинатов в 5 учреждений дополнительного образования "Межшкольный учебный центр", оказывающих дополнительные образовательные услуги обучающимся среднего и старшего школьного возраста по программам профессионального самоопределения.
Наиболее востребованы у детей и их родителей художественные и спортивные объединения. Ежегодно обучающиеся учреждений дополнительного образования становятся стипендиатами Губернаторской премии.
Ожидается, что численность детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, подведомственных департаменту образования мэрии города Ярославля, по итогам 2013 года увеличится до 31,1 тыс. чел., а к концу 2016 года возрастет практически до 33,0 тыс. чел.

Развитие сферы охраны здоровья граждан

Основными направлениями деятельности органов городского самоуправления в сфере охраны здоровья являются:
- организация санаторно-оздоровительной помощи в муниципальном учреждении здравоохранения "Санаторий "Ясные зори", создание необходимых условий для оказания санаторно-оздоровительной помощи и устойчивому функционированию учреждения. В 2013 году наблюдается увеличение численности граждан, получивших санаторно-оздоровительную помощь в санатории "Ясные зори".
В 2014 году планируется уменьшение коечного фонда санатория со 165 до 150 коек за счет модернизации существующего жилого фонда (проведение работ по улучшению комфортности номеров, в том числе по разделению блоков с двухместными номерами на одноместные комнаты).
Показатель по численности граждан, получивших санаторно-оздоровительную помощь в МУЗ "Санаторий "Ясные зори", на 2014 - 2016 годы ожидается на уровне оценки 2013 года, поскольку уменьшение коечного фонда не повлечет за собой сокращение численности граждан, желающих получить санаторно-оздоровительную помощь, за счет увеличения оборачиваемости койки в связи с улучшением комфортности номеров;
- реализация на территории города Ярославля мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, по санитарно-гигиеническому просвещению населения и формированию здорового образа жизни, пропаганда донорства крови.

Социальная поддержка населения

Реализация мероприятий социальной политики по поддержке наименее обеспеченных категорий населения позволит не допускать увеличения численности нуждающихся граждан. Одной из важнейших задач при этом является формирование и развитие эффективной комплексной адресной системы социальной поддержки и социального обслуживания населения (ветеранов, инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих детей), расширение спектра и повышения качества оказываемых услуг.
Муниципальное казенное учреждение "Центр социальных выплат" города Ярославля", в составе которого 6 отделов социальных выплат в каждом районе города, обеспечивает назначение и выплату большого количества пособий, компенсаций, субсидий и социальной помощи.
Сумма средств, направленных на различные пособия, социальные выплаты и другие виды социальной помощи, предоставляемой населению, в 2013 году увеличится на 20,1% и составит 2,4 млрд. руб. против 2,0 млрд. руб. в 2012 году. К 2016 году рост данного показателя составит 9,3%.
В Ярославле социальное обслуживание граждан осуществляется 6 муниципальными учреждениями "Комплексный центр социального обслуживания населения города Ярославля" и муниципальным казенным учреждением "Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий".
Оценочно, в 2013 году в центрах социального обслуживания населения будет обслужено 21,0 тыс. чел., что на 6,0% меньше, чем в 2012 году. К 2016 году ожидается увеличение показателя на 17,9%.
Численность граждан, обслуживаемых в доме ночного пребывания в прогнозный период 2014 - 2016 годов, составит 1,1 тыс. чел., количество предоставляемых социальных услуг - 12,0 тыс. ед.
Сохранение системы социальной поддержки отдельных категорий жителей и выполнение в полном объеме публичных социальных обязательств, установленных федеральным, региональным и муниципальным законодательством, является стабилизирующим фактором в жизни горожан.

Физическая культура и спорт

Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения.
В период 2014 - 2016 годов прогнозируется увеличение числа спортивных сооружений на 9 единиц, в 2016 году их число составит 855 единиц.
Занятия физической культурой и спортом являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности. В настоящее время в Ярославле физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с населением проводят 457 учреждений различных форм собственности. Реализация и проведение мероприятий в данном направлении повлечет за собой увеличение доли населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 28,7% в 2013 году до 31,9% в 2016 году.

Культура

Основной целью отрасли "Культура" является сохранение и развитие культурного потенциала города и дальнейшее позиционирование города как центра туризма, образования, культуры и науки.
В Ярославле работают две муниципальные централизованные библиотечные системы, в них входит 31 муниципальная библиотека. Увеличение количества читателей в 2013 году связано с введением электронного доступа к справочно-поисковому аппарату и базам данных библиотек, и к концу года их число достигнет 230 тыс. чел.
Число учащихся на бюджетных местах в муниципальных детских школах искусств в 2014 - 2016 годы планируется сохранить на уровне 4,5 тыс. чел. в год.
Особое внимание в прогнозный период предстоит уделить расширению доступа детей и молодежи к сфере культуры, обеспечению непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранению и развитию системы художественного образования.

Молодежная политика

Сегодня все более очевидной становится ключевая роль молодежи как особой социальной группы в развитии общества, городской среды обитания. Молодежь - это не только социально-возрастная группа населения 14 - 30 лет, но и один из стратегических ресурсов, способный создавать и стимулировать развитие инноваций, воспроизводить материальные и интеллектуальные ресурсы. При этом в условиях демографической тенденции к старению общества нагрузка на молодежь как на социальную группу серьезно увеличивается.
Численность детей и молодежи, занимающихся в кружках и секциях, к концу 2013 года достигнет 1,1 тыс. чел., что по сравнению с 2012 годом меньше на 2,1%, а это связано с уменьшением финансирования на организацию кружковой и клубной работы.
В рамках содействия трудоустройству молодежи в 2013 году помощь в предоставлении работы получат 2,8 тыс. чел.
В городе реализуются пять долгосрочных целевых программ: "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Ярославля", "Обеспечение жильем молодых семей в Ярославле", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Молодежь", "Семья и дети".

Правоохранительная деятельность

Анализ общего состояния и динамики преступности, а также текущие экономическая, общественно-политическая и социально-демографическая ситуации позволяют охарактеризовать криминогенную обстановку в городе как стабильную.
В прогнозном периоде планируется сокращение общей преступности, а также тяжких и особо тяжких преступлений, уличной преступности и числа правонарушений в общественных местах. В период 2014 - 2016 годов уровень зарегистрированных преступлений снизится на 8,7% к показателям 2013 года.
Сокращается и число преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, в связи с повышением эффективности работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, к 2016 году сокращение составит 12,0% относительно 2013 года.
Повышение правосознания несовершеннолетних будет достигаться посредством проведения мероприятий профилактического характера и внедрения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
В прогнозе основных показателей социально-экономического развития города Ярославля на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов поставлены достаточно высокие ориентиры в развитии города, необходимые для формирования его нового облика, укрепления статуса инвестиционно привлекательного промышленного и культурного центра с высоким уровнем жизни горожан.


------------------------------------------------------------------