Решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.10.2013 по делу N А82-9226/2013 <О признании частично не действующим постановления мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 N 516 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. по делу № А82-9226/2013

Резолютивная часть оглашена 30.09.2013.
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
председательствующего Сурововой М.В., судей Украинцевой Е.П. и Ландарь Е.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Педченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Владимирского ОАО "Промжелдортранс" (ИНН 3328101252, ОГРН 1023301456331) к Мэрии города Ярославля (ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824)
с участием прокурора Ярославской области
о признании пункта 27 постановления мэрии г. Ярославля № 516 от 13.03.2013 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля" недействующим с момента его принятия
при участии:
от заявителя - Цицер Е.Л. по доверенности от 17.06.2013, Гадючко Н.В. по доверенности от 26.02.2013,
от ответчика - Сорокиной Ю.С. по доверенности от 14.09.2013,
от прокурора - Кузьмина А.Г. прокурора отдела,

установил:

Владимирское открытое акционерное общество "Промжелдортранс" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - постановления мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 № 516 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля" в части пункта 27, с момента его принятия.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил заявленные требования, просит суд признать пункт 27 Приложения 2 "Ставки арендной платы за землю" к постановлению мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 № 516 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля" недействительным в части установления в 13 группе вида разрешенного использования "земельные участки прочих объектов, не указанных в настоящем приложении" и в части установления ставки арендной платы (коэффициентов функционального использования для земельных участков, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено и распоряжение которыми осуществляется органом городского самоуправления) за земельные участки, занятые объектами железнодорожного транспорта необщего пользования, в размере 3,396% с момента принятия решения.
Мэрия считает оспариваемый акт принятым в соответствии с действующим законодательством, заявленные требования - не подлежащими удовлетворению.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Ярославской области.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 № 516 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля" в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации утверждено положение о порядке расчета арендной платы (приложение № 1) и ставки арендной платы (приложение № 2). Постановление опубликовано в газете "Городские новости" 16.03.2013, вступило в законную силу с 01.04.2013. Установленные ставки являются и коэффициентами функционального использования для земель, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется мэрией г. Ярославля, право на установление которых предоставлено мэрии г. Ярославля пунктом 2.3 постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области".
В оспариваемом пункте 27 приложения № 2 постановления установлена ставка (коэффициент) для земельных участков прочих объектов, не указанных в настоящем приложении, в размере 3,376% кадастровой стоимости.
Заявитель является арендатором 15 земельных участков. В материалы дела представлены договоры аренды № 22039-и от 20.10.2009, № 22038-и от 20.10.2009 и № 18870/2-п от 27.03.2008, заключенные с управлением земельных ресурсов мэрии г. Ярославля на неопределенный срок (последний в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ). Земельные участки предоставлены заявителю и используются им для эксплуатации подъездных железнодорожных путей необщего пользования.
При расчете арендной платы управлением применен к заявителю коэффициент функционального использования, установленный оспариваемым пунктом 27 - земельные участки прочих объектов, не указанных в настоящем приложении. По объяснениям мэрии выделять в отдельный вид использования "земельные участки для эксплуатации подъездных железнодорожных путей" нецелесообразно.
Судебная коллегия полагает, что если такой коэффициент к заявителю применен, то он имеет право оспаривать затрагивающий его права и законные интересы нормативный акт.
Оспаривая нормативный акт, заявитель ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 15837/11, абзац 3 пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (далее - Правила) и Приказ Минэкономразвития России от 13.12.2010 № 626 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования" (далее - Приказ).
Оценив обстоятельства дела и приведенные сторонами доводы, коллегия судей полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как разъяснено Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 15837/11, принципы определения арендной платы, установленные Постановлением № 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением № 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
Названным Приказом ставка арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 № 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации".
Данным Приказом для Ярославской области установлена ставка в размере 34,03 руб./га в год.
Таким образом, с учетом установленной правоприменительной практики к заявителю по заключенным им договорам не может быть применена ставка арендной платы выше той, которая установлена федеральным законодательством.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать постановление мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 № 516 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля" в той части, в которой оно не предусматривает ставки арендной платы (коэффициенты функционального использования) для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, в пределах ставок, установленных для земель данного функционального назначения Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", не соответствующим названному Постановлению и не действующим в этой части.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок.

Председательствующий
М.В.СУРОВОВА

Судьи
Е.П.УКРАИНЦЕВА
Е.В.ЛАНДАРЬ


------------------------------------------------------------------