Решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.09.2013 по делу N А82-6223/2013 <О признании недействующими пунктов 8, 8.1 приложения 2 к постановлению мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 N 516 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. по делу № А82-6223/2013

Резолютивная часть
оглашена 18.09.2013
Арбитражный суд Ярославской области в составе: председательствующего Сурововой М.В, судей Украинцевой Е.П. и Ландарь Е.В. при ведении протокола судебного заседания помощниками судей Бриенковой А.В. (до перерыва) и Шадриновой Л.А. (после перерыва), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Ярославской области (ИНН 7604008189, ОГРН 1027600688917) к
Мэрии города Ярославля (ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824) о признании приложения № 2 (в части пунктов 5, 6, 7, 8, 8.1, 12) к постановлению мэрии № 516 от 13.03.2013 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 и недействующим в этой части
при участии:
от прокурора - Кузьмина А.Г. прокурора ГСО
от ответчика - Буракова Б.В. по доверенности от 13.11.2012 и Сорокиной Ю.С. по доверенности от 14.09.2011,

установил:

Заместитель прокурора Ярославской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - постановления мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 № 516 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля" в части пунктов 5, 6, 7, 8, 8.1 и 12 приложения № 2, как не соответствующего Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
Мэрия считает принятые акты соответствующими законодательству и обоснованными результатами мониторингового исследования рынка.
Рассмотрением материалов дела коллегией судей установлено.
Оспариваемым постановлением мэрии г. Ярославля утверждены Положение о порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля (приложение № 1) и Ставки арендной платы за землю (приложение № 2).
Согласно пункту 4 постановления оно применяется также при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, право на которые не разграничено и распоряжение которыми осуществляется мэрией города Ярославля в соответствии с Законом Ярославской области от 27.04.2007 № 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле". При этом коэффициенты функционального использования, предусмотренные пунктом 2.3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п, соответствуют установленным ставкам арендной платы.
Положение предусматривает расчет величины годовой арендной платы в границах кадастрового квартала путем перемножения ставки арендной платы (в процентах), площади земельного участка (в кв. м) и удельного показателя кадастровой стоимости земли города в границах кадастрового квартала с учетом функционального использования (в рублях за 1 кв. м), определяемого в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 № 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области".
Таким образом, ставки арендной платы (они же коэффициенты функционального использования), установленные оспариваемым постановлением, являются одним из показателей расчета годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления городского округа город Ярославль.
Прокурор оспаривает ставки, установленные в пунктах 5, 6, 7, 8, 8.1 и 12 приложения № 2, ссылаясь на несоответствие их принципам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление).
В пункте 5 установлены ставки для земельных участков химчисток, прачечных, ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания, земельных участков бань, парикмахерских, под объектами для оказания платных медицинских услуг, фотоателье, земельных участков по оказанию ритуальных услуг (за исключением изготовления памятников и оград) - 6,5%.
В пункте 6 - ставки для земельных участков предприятий по изготовлению памятников и оград, предприятий по прокату, под объектами розничной торговли продовольственными и промышленными товарами (стационарной торговой сети), земельных участков рынков, ярмарок, ресторанов, кафе, баров, земельных участков под автостоянками и парковками, под предприятиями быстрого питания, детскими кафе, земельных участков организаций лотерей (включая продажу лотерейных билетов), земельных участков под временными сооружениями, осуществляющими торговлю хлебо-булочными изделиями и молоком, столовых и предприятий поставки продукции общественного питания - 7,9%.
В пункте 7 - ставки для земельных участков под ломбардами и объектами приема и торговли антикварными предметами, под заправочными комплексами, включая постоянные и временные АЗС, для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, под автомойками - 7,9%.
В пункте 8 - ставки для земельных участков под временными сооружениями мелкорозничной торговли, объектами нестационарной торговой сети, не имеющими отапливаемых торговых залов (мини-магазинами, торговыми павильонами, палатками, киосками, остановочными пунктами с киоском, ларьками, торговыми автоматами и др.) - 52%.
В пункте 8.1 - ставки для земельных участков под временными сооружениями мелкорозничной торговли, объектами нестационарной торговой сети, имеющими отапливаемые торговые залы (мини-магазинами, торговыми павильонами, палатками, киосками, остановочными пунктами с киоском, ларьками, торговыми автоматами и др.) - 26%.
В пункте 12 - ставки для земельных участков организаций, занимающихся банковской и страховой деятельностью, организаций по оказанию нотариальных услуг - 9,75%.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Ярославской области такой порядок установлен названным Положением, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п. Постановление установило, что коэффициенты функционального использования земельных участков, которые участвуют в расчете арендной платы, определяются органами местного самоуправления на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района или городского округа.
Согласно статье 22 Земельного кодекса размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением, утвердившим основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к основным принципам, в том числе, и на них ссылается прокурор, отнесены принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
В подтверждение обоснованности установления тех коэффициентов, которые оспариваются прокурором, мэрией представлены следующие документы: аналитическая записка по результатам мониторингового исследования рыночного размера арендной платы на земельные участки по видам разрешенного использования, предоставляемые на праве аренды в городе Ярославле органом местного самоуправления, составленную ЗАО "Ярославский центр недвижимости" в декабре 2011 года, аналитическую записку по результатам мониторингового исследования рыночного размера арендной платы на земельные участки по виду разрешенного использования - под временными сооружениями мелкорозничной торговли, объектами нестационарной торговой сети (мини-магазинами, торговыми павильонами, палатками, киосками, остановочными пунктами с киоском, ларьками, торговыми автоматами и др.) в городе Ярославле, составленную ООО "Оценка Профи" по заказу управления земельных ресурсов мэрии в 2013 году, аналитическую записку департамента социально-экономического развития города мэрии от 15.02.2013 № 279/02-18, письмо ТСЖ "Московская слобода" от 19.06.2013, адресованное мэрии, по вопросу стоимости аренды земельных участков под многоквартирными домами площадью 8 кв. м каждый, предоставленных под торговые киоски, информацию об исчисленном по новым ставкам размере арендной платы за земельные участки под временными сооружениями и под объектами стационарной торговли, подготовленную МКУ "Агентство по аренде земельных участков г. Ярославля".
В опровержение представленных мэрией доказательств прокурор ссылается на неактуальность аналитической записки 2011 года, полагая, что с данного времени могли возникнуть факторы, влияющие на рынок аренды недвижимости, на отсутствие в этой записке данных относительно ряда земельных участков - быстрого питания, детских кафе, лотерей, торговли хлебо-булочными изделиями, на грубые нарушения законодательства и методические ошибки в аналитической записке ООО "Оценка Профи", на отсутствие доказательственной силы у аналитической записки департамента социально-экономического развития. В подтверждение своих доводов представил письма ЗАО "Ярославский центр недвижимости" от 23.04.2013 и от 29.04.2013, адресованные прокурору г. Ярославля, и выполненный им в июле 2013 года отчет № 13463-ОА об оценке предельного максимального размера арендной платы за пользование земельным участком для размещения временной платной автостоянки по ул. Громова г. Ярославля.
Оценив обстоятельства дела, приведенные сторонами доводы и представленные ими доказательства, коллегия судей пришла к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в части, относящейся к пунктам 8 и 8.1.
Согласно пункту 2 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, определяется одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оспариваемое прокурором постановление устанавливает размер арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков. Нормативные положения, которые определяют порядок установления арендной платы за муниципальные земли и земли, не разграниченные по уровням собственности, изложены выше и не устанавливают каких-либо методик, которым должны следовать муниципальные органы или органы государственной власти субъектов.
Таким образом, при установлении размера арендной платы на основании кадастровой стоимости закон не устанавливает какой-либо обязательности (кроме общих принципов), в том числе и соблюдения законодательства об оценочной деятельности. В соответствии с законодательством об оценочной деятельности арендная плата устанавливается по другому способу - на основании рыночной стоимости.
Исследовав с учетом изложенного все представленные сторонами документы, суд не нашел оснований признать, что ставки арендной платы, установленные в пунктах 5, 6, 7 и 12 оспариваемого акта, не соответствуют указанным выше принципам, установленным постановлением Правительства РФ.
Что касается ставок, установленных для земельных участков под временными торговыми помещениями в пунктах 8 и 8.1 - 52% и 26% соответственно, то в этой части суд полагает доводы прокурора о нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться, законными и обоснованными.
В процессе судебного разбирательства суд не смог установить, по каким заслуживающим правового внимания причинам арендная плата за земельные участки под объектами розничной торговли столь существенным образом отличается - под стационарными объектами 7,9%, под временными сооружениями с торговыми залами 26%, без торговых залов - 52%, и усматривает в таком установлении необоснованные предпочтения и соответственно нарушение принципа, установленного федеральным органом исполнительной власти.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать приложение № 2 к постановлению мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 № 516 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля" в части пунктов 8 и 8.1 не соответствующим основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и не действующим в этой части.
В остальной оспариваемой части признать приложение № 2 соответствующим названному Постановлению Правительства Российской Федерации и в этой части в удовлетворении требований отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок.

Председательствующий
М.В.СУРОВОВА

Судьи
Е.П.УКРАИНЦЕВА
Е.В.ЛАНДАРЬ


------------------------------------------------------------------