Определение Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2013 по делу N А82-7829/2013 "О прекращении производства по делу"



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2013 г. по делу № А82-7829/2013

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Арбитражный суд Ярославской области в составе:
Председательствующего Украинцевой Е.П., судей Сурововой М.В. и Ландарь Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мельниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" (ИНН 7606069518, ОГРН 1087606002384)
к Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7604052011, ОГРН 1027600684407)
о признании приказа Департамента от 30.11.2011 № 85-окк "Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые организациями коммунального комплекса" (в редакции приказов департамента от 28.12.2011 № 141-ви и от 10.02.2012 № 5-ви) в части приложения № 18 не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2010 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в той части, в которой при установлении тарифа: объем реализации услуг по холодному водоснабжению был принят в размере, превышающем 68862 тыс. куб. м, объем реализации услуг по техническому водоснабжению был принят в размере, превышающем 14066 тыс. куб. м, объем реализации услуг по водоотведению и очистке сточных вод был принят в размере, превышающем 66769 тыс. куб. м; и в той части, в которой при определении финансовых потребностей не были учтены: расходы на выплату заработной платы и отчисления на социальные нужды в сумме 100526 тыс. руб., необоснованно включена прибыль от прочей деятельности в сумме 46485 тыс. руб.
при участии:
от заявителя - Смирнова Л.Е. по доверенности от 28.01.2013 и Кропотов А.В. по доверенности от 08.02.2013
от ответчика - Пилатовский С.В. по доверенности от 12.02.2013, Багно С.П. по доверенности от 14.03.2013 и Кононенко О.А. по доверенности от 08.11.2012
от прокурора - Кузьмин А.Г. по доверенности от 14.09.2012,

установил:

Открытое акционерное общество "Ярославльводоканал" (далее - ОАО "Ярославльводоканал") обратилось в суд с заявлением о признании приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент) от 30.11.2011 № 85-окк "Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые организациями коммунального комплекса" (в редакции приказов департамента от 28.12.2011 № 141-ви и от 10.02.2012 № 5-ви) в части приложения № 18 не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2010 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в той части, в которой при установлении тарифа: объем реализации услуг по холодному водоснабжению был принят в размере, превышающем 68862 тыс. куб. м, объем реализации услуг по техническому водоснабжению был принят в размере, превышающем 14066 тыс. куб. м, объем реализации услуг по водоотведению и очистке сточных вод был принят в размере, превышающем 66769 тыс. куб. м; и в той части, в которой при определении финансовых потребностей не были учтены: расходы на выплату заработной платы и отчисления на социальные нужды в сумме 100526 тыс. руб., необоснованно включена прибыль от прочей деятельности в сумме 46485 тыс. руб.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ в дело вступил прокурор Ярославской области. Прокурор полагает оспариваемый нормативный правовой акт неподведомственным арбитражному суду.
Рассмотрев материалы дела и оценив доводы сторон, коллегия судей также пришла к выводу о неподведомственности данного спора арбитражному суду.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда. В соответствии со статьей 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Данные нормы в редакции Закона № 126-ФЗ действуют с 10.06.2013. Заявитель обратился в суд 18.06.2013. Согласно статье 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Таким образом, заявление заявителя подлежит рассмотрению в соответствии с действующей редакцией статьей 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заявителем оспаривается установление исполнительным органом Ярославской области тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для организаций коммунального комплекса.
Акт принят в соответствии с Законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) и на него же ссылается заявитель.
Данным Законом арбитражный суд назван компетентным судом только в статье 17, которой предусмотрено, применительно к актам субъектов РФ, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, вправе выдавать предписания органу регулирования субъекта Российской Федерации, в том числе о досрочном пересмотре установленных органом регулирования субъекта Российской Федерации предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случае установления их на уровне выше максимальных и (или) ниже минимальных предельных индексов, изменения предельных индексов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае неисполнения указанного предписания федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирования субъекта Российской Федерации по установлению предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Таким образом, непосредственно рассмотрение настоящего спора арбитражным судом федеральным законом, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрено.
Исходя из разъяснений, приведенных в п. 2.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", заявление об оспаривании нормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования.
Как следует из Закона № 210-ФЗ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании установленных субъектом РФ предельных индексов и тарифов в случае, если они не соответствуют предельным индексам, установленным для данного субъекта РФ федеральным органом регулирования.
Применительно к п. 2.5 указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, согласно которому арбитражный суд не может прекратить производство по делу, если заявление об оспаривании этого же нормативного акта уже подавалось заявителем в суд общей юрисдикции, и не было им рассмотрено по существу по ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции, суд оценил определение Ярославского областного суда от 02.07.2013, которым в принятии заявления заявителя об оспаривании приказа департамента было отказано. Суд сослался на п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя, и указал на то, что оспариваемый акт на момент обращения заявителя в суд утратил силу, не действует и потому не затрагивает права, свободы и законные интересы заявителя.
Таким образом, оспариваемый в настоящем деле нормативный правовой акт не относится к компетенции арбитражного суда.
С учетом установленных и выявленных обстоятельств, связанных с компетенцией арбитражного суда и подведомственностью спора, заявитель просил отложить слушание дела, ссылаясь на обжалование определения Ярославского областного суда от 02.07.2013 года. Суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения ходатайства общества и обращает его внимание на статью 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Дело производством прекратить.
Определение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок.

Председательствующий
Е.П.УКРАИНЦЕВА

Судьи:
М.В.СУРОВОВА
Е.В.ЛАНДАРЬ


------------------------------------------------------------------