Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 06.08.2013 по делу N 2-3403/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично не действующей карты градостроительного зонирования города Ярославля в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 N 201 >



КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. по делу № 2-3403/2013

Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Ярославля об оспаривании Карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля в части,

установил:

Прокурор г. Ярославля обратился в суд с заявлением о признании не соответствующей закону и недействующей карты градостроительного зонирования г. Ярославля в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля № 201 от 17.09.2009 (в редакции решения муниципалитета г. Ярославля от 11.10.2012 № 737) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № <...>, состоящего из земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, расположенных в границах <...>, к территориальной зоне застройки многоэтажными домами (Ж.1). В заявлении указано, что решением муниципалитета г. Ярославля № 737 от 11.10.2012 г. в Правила землепользования и застройки внесены изменения, в том числе в карту градостроительного зонирования города Ярославля. Согласно внесенным изменениям, изменилось зонирование территории двух земельных участков с кадастровыми номерами № (№ <...>, № <...>) из территориальных зон застройки малоэтажными и индивидуальными домами (Ж.3, Ж.4) в территориальную зону застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.1). Внесение указанных изменений не соответствует требованиям градостроительного законодательства, так как население <...> о вынесении на публичные слушания, о проведении публичных слушаний и о рассмотрении вопроса о внесении изменений в карту градостроительного зонирования территории города Ярославля в части изменения зонирования территории двух земельных участков, расположенных в границах <...>, из территориальных зон застройки малоэтажными и индивидуальными жилыми домами (Ж.3, Ж.4) в территориальную зону застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.1) не было уведомлено, мнение по указанному вопросу, включая свои предложения, представить не могло. Документальное подтверждение рассмотрения на публичных слушаниях данного вопроса отсутствует.
В качестве заинтересованных лиц судом привлечены мэрия г. Ярославля и ЗАО "ЯСУ Гидроспецфундаментстрой".
В судебном заседании прокурор Трухмаева Е.Г. доводы заявления поддержала в полном объеме, считала в оспариваемой части нормативный акт принятым в нарушение требований ч.ч. 4 и 5 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, поскольку предложение ЗАО "ЯСУ Гидроспецфундаментстрой" об изменении зонирования земельных участков в <...> районе до его принятия подлежало доведению до общественности путем его опубликования в газете <...> и обсуждению на публичных слушаниях.
Представитель муниципалитета г. Ярославля по доверенности Б. возражал против удовлетворения заявления, считал, что порядок принятия изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля не был нарушен.
Представители мэрии г. Ярославля К. и Г., действующие на основании доверенности, считали требование прокурора не подлежащим удовлетворению. Полагали, что пункты 4 и 5 ст. 33 ГрК, на нарушение которых ссылается прокурор, не применимы, поскольку в данном случае идет речь не о подготовке проекта правового акта, а об обсуждении предложений по проекту. Закон не обязывает публиковать все поступившие по проекту предложения. Обращение ЗАО "ЯСУ Гидроспецфундаментстрой" было расценено не как обращение за внесением изменений в Правила землепользования и застройки, а как предложение по опубликованному проекту изменений Правил землепользования и застройки г. Ярославля.
Представитель заинтересованного лица ЗАО "ЯСУ Гидроспецфундаментстрой" по доверенности З. с заявлением не согласилась по тем же основаниям.
Выслушав прокурора, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора не подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.
На основании ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Задачей суда по такой категории дел, согласно данным Пленумом Верховного суда РФ в Постановлении от 29.11.2007 № 48 разъяснениям, является проверка следующих обстоятельств: принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом в пределах их полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие, соответствие содержания акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что решением муниципалитета г. Ярославля № 201 от 17.09.2009 г. утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля.
10 октября 2012 года муниципалитетом города Ярославля принято решение № 737 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля", которое было опубликовано в газете "Городские новости" от 11 октября 2012 г. № 85 (1516).
Указанное решение является муниципальным нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение существующих правоотношений в сфере землепользования в г. Ярославле.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На основании ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно Уставу города Ярославля, утвержденному Решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 г. № 42, муниципалитет города Ярославля - представительный орган городского самоуправления, в чьи полномочия, в том числе, входит утверждение правил землепользования и застройки (ст. 55, п. 52 ст. 69 Устава г. Ярославля).
Таким образом, решение № 737 от 10.10.2012 г., которым утвержден муниципальный нормативный правовой акт, вносящий изменения в Правила землепользования и застройки города Ярославля, принято надлежащим органом.
В соответствии с п. 47 указанного решения приложение к Правилам землепользования и застройки города Ярославля "Карта градостроительного зонирования города Ярославля" изложено в новой редакции (приложение № 1 к Правилам).
По новой редакции Карты градостроительного зонирования города Ярославля земельные участки с кадастровыми номерами № (№ <...>, № <...>), в границах <...> расположены в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.1). В редакции Карты до принятия муниципалитетом решения от <...> указанные земельные участки располагались в территориальной зоне застройки малоэтажными и индивидуальными жилыми домами (Ж.3, Ж.4).
Прокурор считает решение о принятии изменений в Правила землепользования и застройки в этой части не соответствующим закону в связи с несоблюдением процедуры принятия нормативного правового акта.
Статьей 33 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, который соответствует порядку, установленному статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ для подготовки и утверждения проекта правил землепользования и застройки.
В силу ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями к внесению изменений в правила землепользования и застройки могут явиться предложения об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Указанные предложения рассматриваются комиссией, которая в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации - ч. 4 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ.
В силу положений п. 5 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Согласно ч. 1 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
В рассматриваемой ситуации проект решения муниципалитета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля относился ко всей территории города.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц - ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
На основании ч. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению. В этом сообщении указываются:
1) состав и порядок деятельности комиссии;
2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);
3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
5) иные вопросы организации работ.
В соответствии с ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ по результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
В соответствии с ч.ч. 11 - 14 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
На основании ч.ч. 15, 16 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации, который в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В силу ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. После утверждения правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети "Интернет".
По мнению прокурора обязательное условие принятия нормативного правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки - обсуждение проекта изменений на публичных слушаниях в части внесения изменений в Карту градостроительного зонирования по расположенным в <...> районе г. Ярославля территориям не было соблюдено.
Из обстоятельств дела следует, что 09.09.2011 г. мэр г. Ярославля в постановлении № 2376 дал указание подготовить проект решения муниципалитета города Ярославля "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля".
Проект решения муниципалитета был подготовлен и <...> мэром <...> издано постановление № <...> "О проведении публичных слушаний по проекту решения муниципалитета <...> "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки <...>", которым назначены публичные слушания по прилагаемому к постановлению проекту решения, дано указание Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки <...> провести публичные слушания по проекту <...>; установлено, что предложения и замечания по проекту муниципального правового акта могут быть направлены в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки <...> до <...>.
Названное постановление и прилагаемый к нему проект решения муниципалитета опубликованы в газете "Городские новости" от 14 января 2012 года № 2 (1433).
Судом установлено, что по опубликованному проекту решения муниципалитета земельные участки с кадастровыми номерами № (№ <...>, № <...>), в границах <...> располагаются в территориальных зонах Ж.3, Ж.4 - зоны застройки малоэтажными и индивидуальными жилыми домами.
<...> первому заместителю мэра г. Ярославля по вопросам градостроительства и социально-экономического развития - председателю комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Ярославля поступило письмо ЗАО "ЯСУ Гидроспецфундаментстрой" с предложением об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка малоэтажной застройки зоны (Ж.3, Ж.4) в квартале, ограниченном <...>, в зону застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.1).
Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля всего было рассмотрено 41 обращение, содержащие 57 предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля, в том числе, предложение ЗАО "ЯСУ Гидроспецфундаментстрой" об изменении зонирования территории двух земельных участков, на заседании от <...> решено принять предложение и внести изменения в Правила землепользования и застройки города Ярославля также и в части изменения зонирования вышеуказанных земельных участков.
<...> состоялись публичные слушания по проекту решения муниципалитета города Ярославля "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля". Из содержания протокола публичных слушаний, копия которого представлена в материалы дела, видно, что вопрос об изменении зонирования территорий в границах <...> на публичных слушаниях был обсужден, в частности, по данному вопросу изложила свое мнение Ф.И.О.1 - председатель <...>. По названному предложению ОАО "ЯСУ "Гидроспецфундаментстрой" на публичных слушаниях дана положительная рекомендация.
<...> комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля направила в адрес мэра города Ярославля проект решения муниципалитета города Ярославля "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля", согласованный в департаменте культуры Ярославской области и Министерстве культуры Российской Федерации, для принятия решения о направлении его в муниципалитет города Ярославля для утверждения.
Решением муниципалитета от 10 октября 2012 года этот проект был утвержден и опубликован; территориальные зоны в квартале, ограниченном улицами <...> в <...> районе г. Ярославля, на которых расположены земельные участки с кадастровыми номерами № (№ <...>, № <...>), изменены с Ж.3, Ж.4 на Ж.1 - зону застройки многоэтажными жилыми домами.
Мнение прокурора, что предложение ЗАО "ЯСУ Гидроспецфундаментстрой" следовало расценивать как обращение за внесением изменений в Правила землепользования и застройки г. Ярославля, подлежащее рассмотрению в порядке, установленном ч.ч. 4, 5 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, с подготовкой самостоятельного проекта муниципального нормативного правового акта, с обязательным его опубликованием и последующим обсуждением на публичных слушаниях по правилам ч. 14 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ не основано на законе и фактических обстоятельствах дела.
Предложение ЗАО "ЯСУ Гидроспецфундаментстрой" об изменении зонирования территории в <...> районе г. Ярославля поступило в период работы над изменениями в Правила землепользования и застройки города Ярославля, было рассмотрено комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки в установленном порядке в качестве предложения по проекту новой редакции Карты градостроительного зонирования города, подготовлено для обсуждения на публичных слушаниях и принято лишь после процедуры публичных слушаний. Суд отмечает, что градостроительное законодательство не содержит требований о публикации в средствах массовой информации поступивших предложений по обсуждаемому проекту муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Процедура подготовки и проведения публичных слушаний по проекту решения муниципалитета города Ярославля о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля, в том числе в части планируемых изменений в Карте градостроительного зонирования города Ярославля, не противоречит требованиям закона.
Суд также учитывает объяснения представителей заинтересованных лиц о том, что до проведения публичных слушаний производилось информирование населения города о характере предполагаемых изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля, в том числе об изменении зонирования территории, на которых расположены земельные участки с кадастровыми номерами № (№ <...>, № <...>).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение муниципалитета города Ярославля от <...>, которым утверждена новая редакция Карты градостроительного зонирования города Ярославля, меняющая территориальное зонирование в границах двух земельных участков на <...>, принято с соблюдением установленного порядка принятия муниципального нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурору города Ярославля отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья
И.Н.БАБИКОВА


------------------------------------------------------------------