Решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.08.2013 по делу N А82-3742/2013 <О признании недействующим пункта 2.1.5 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 N 306 , в части, относящейся к организациям, управляющим жилищным фондом>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. по делу № А82-3742/2013

Резолютивная часть 02.08.2013
оглашена 29.07.2013
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
председательствующего Сурововой М.В., судей Мухиной Е.В. и Марусина В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Педченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" (ИНН 7606070954, ОГРН 1087606003847) к
Муниципалитету г. Ярославля (ИНН 7604059120, ОГРН 1027600690370)
при участии Мэрии города Ярославля
с участием прокурора Ярославской области
о признании недействующими п.п. 1.4, 2.1.5, 2.2.7, 2.3.1, 2.3.2 и 6.2.1 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 № 306,
при участии:
от заявителя - Ларионовой И.В. по доверенности от 01.05.2013
от ответчика - Березнева И.О. по доверенности от 18.04.2013
от третьего лица - Серебряковой Е.М. по доверенности от 25.01.2013
от прокурора - Кузьмина А.Г. прокурора гражданско-судебного отдела,

установил:

Закрытое акционерное общество "Верхневолжская управляющая компания" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим как не соответствующего нормам Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) и Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170) нормативного правового акта - Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 № 306, в части пунктов 1.4, 2.1.5, 2.2.7, 2.3.1, 2.3.2 и 6.2.1.
Заявитель полагает оспариваемый акт не соответствующим положениям указанных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, в том, что относится к уборке прилегающих территорий.
Муниципалитет полагает оспариваемые положения не противоречащими законодательству, нормативный акт изданным в пределах полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ (далее - Закон № 131-ФЗ).
Привлеченная к участию в деле по ходатайству муниципалитета в качестве третьего лица без самостоятельных требований мэрия г. Ярославля считает акт не нарушающим прав и законных интересов заявителя и соответствующим пункту 25 статьи 16 Закона № 131-ФЗ.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса в дело вступил прокурор Ярославской области. Прокурор считает оспариваемый акт не нарушающим прав и законных интересов заявителя и его требования - не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.

Решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 № 306 утверждены Правила благоустройства территории города Ярославля в соответствии с Законом № 131-ФЗ, Уставом города Ярославля, в целях надлежащего содержания территории города. Решение опубликовано в официальном печатном издании (газете "Городские новости") 18.02.2004 и с этого момента вступило в силу. Решением муниципалитета от 11.01.2012 № 738 Правила изложены в новой редакции, решение опубликовано в том же печатном издании 20.10.2012 и вступило в силу с 21.10.2012.
В новой редакции те пункты Правил, которые оспариваются в настоящем деле, содержат следующие положения.
Пункт 1.4. Благоустройство города обеспечивается деятельностью: мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции; организаций, выполняющих работы по содержанию и благоустройству города; всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также граждан, осуществляющих содержание принадлежащего им имущества, прилегающих территорий, бережно относящихся к городскому имуществу и неукоснительно выполняющих Правила. Прилегающая территория - часть территории общего пользования расстоянием, равным 10 м по периметру объекта (здания, сооружения, помещения, земельного участка), находящегося в собственности граждан и организаций или на ином праве, закрепленная за ними в соответствии с Правилами в целях поддержания чистоты и порядка.
Пункт 2.1.5. Качественная и своевременная уборка уличных и дворовых территорий города и содержание их в чистоте и порядке являются обязанностью всех собственников (владельцев) земельных участков, зданий, сооружений. Границы уборочных площадей между организациями устанавливаются с учетом следующих особенностей: уборка дворовых территорий, прилегающих к ним внутриквартальных проездов, дворовых проездов, тротуаров, а также газонов, устроенных между проезжей частью улиц и тротуарами, по всей протяженности домовладения производится организациями, управляющими жилищным фондом, собственниками (владельцами) земельных участков, зданий, сооружений.
Пункт 2.2.7. Собственники (владельцы, пользователи, арендаторы) земельных участков, зданий, сооружений обязаны ежегодно в апреле (после таяния снега) производить генеральную очистку собственной и прилегающей территории.
Пункт 2.3.1. Содержание прилегающих территорий к зданиям (сооружениям) включает в себя качественную и своевременную уборку тротуаров, внутренних территорий, прилегающих к зданиям (сооружениям), контейнерных площадок, крышек всех колодцев, находящихся на территориях, прилегающих к зданиям (сооружениям), уход за зелеными насаждениями, включая покос травы.
Пункт 2.3.2. Ответственными за обеспечение содержания территорий, прилегающих к зданиям (сооружениям), являются собственники (владельцы) этих зданий (сооружений).
Пункт 6.2.1. Сбор твердых бытовых отходов осуществляется в контейнеры, размещенные в установленных местах на оборудованных контейнерных площадках, в контейнеры-накопители мусоропроводов, иные места хранения отходов. В случаях, когда в соответствии с действующими нормами и правилами невозможно устройство контейнерной площадки, организацией по согласованию с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области определяются места временного хранения отходов. Ответственность за чистоту контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий возлагается на их владельцев.
Как видно из изложенных положений, все они относятся к собственникам (иным законным владельцам) зданий, сооружений, земельных участков, и только изложенное в п. 2.1.5, определяющем границы уборочных площадей, относится к организациям, управляющим жилищным фондом.
Заявитель является организацией, занимающейся управлением многоквартирными жилыми домами, именно в этом качестве он оспаривает нормативный акт, полагая его не соответствующим положениям Жилищного фонда. Во всяком случае, никаких доводов относительно своей недвижимой собственности и своих обязанностей по уборке прилегающей к этой собственности территории не привел.
Учитывая, что в соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель имеет право обратиться в суд за защитой своих собственных прав и интересов (исключения к заявителю не относятся), судебная коллегия полагает, что проверке на соответствие указанным заявителем нормативным актам подлежит только положение, изложенное в пункте 2.1.5 Правил.
И в этой части суд полагает возложение на управляющие организации обязанности по уборке прилегающих к земельным участкам домов территорий не соответствующим положениям Жилищного кодекса.
Согласно статьям 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещения в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, установленные Жилищным кодексом обязанности управляющих организаций касаются только имущества, составляющего общее имущество многоквартирного дома и находящегося в собственности жильцов (иных собственников помещений дома).
Прилегающая территория, обозначенная в Правилах как территория общего пользования в размере 10 м по периметру здания или земельного участка, к общему имущества многоквартирного дома не относится.
Обязанность управляющей организации по уборке прилегающих территорий не вытекает ни из Правил содержания общего имущества № 491, ни из Правил технической эксплуатации № 170.
То, на что сослалась мэрия г. Ярославля, законность проверяемого положения не доказывает. Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Из данной нормы следует, что благоустройство прилегающих территорий относится к собственникам зданий и сооружений.
С учетом изложенного суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

решил:

Признать пункт 2.1.5 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 № 306, в редакции решения от 11.01.2012 № 738, в части, относящейся к организациям, управляющим жилищным фондом, не соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации и не действующим в этой части.
В остальной оспариваемой заявителем части признать Правила благоустройства территории города Ярославля не нарушающими прав и законных интересов заявителя, в удовлетворении его требований отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок.

Председательствующий
М.В.СУРОВОВА

Судьи
Е.В.МУХИНА
В.А.МАРУСИН


------------------------------------------------------------------