Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 15.07.2013 по делу N 2-2838/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 1 пункта 1.2 постановления мэрии г. Ярославля от 27 мая 2013 г. N 1188 "Об обеспечении реализации городом Ярославлем отдельных полномочий по распоряжению земельными участками">



КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу № 2-2838/2013

Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующим нормативного акта в части,

установил:

<...> мэрией города Ярославля принято постановление № "Об обеспечении реализации городом Ярославлем отдельных полномочий по распоряжению земельными участками". Постановление опубликовано в установленном порядке в газете "Городские новости" от <...>.
П., имеющий в собственности временное сооружение - киоск по продаже печатной продукции, расположенный <...>, обратился в суд с заявлением о признании недействующим абз. 1 п. 1.2 названного постановления, указав, что данное положение противоречит действующему законодательству, в частности, ст. ст. 60, 62, 64 ЗК РФ, поскольку предусматривает внесудебный порядок разрешения земельного спора.
Заявитель П. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суд в известность не поставил.
Представитель территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд с учетом мнения участвующих в судебном заседании лиц определил рассмотреть заявление при имеющейся явке.
Представитель мэрии города Ярославля по доверенности Г. с заявлением не согласился, просил отказать в его удовлетворении, считая принятый мэрией города Ярославля правовой акт не противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Прокурор Иромашвили А.С. дала заключение о соответствии оспариваемого акта федеральному законодательству.
Выслушав мнение представителя заинтересованного лица, прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования П. не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 7, 82 Устава города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета города Ярославля от 16 октября 1995 года № 42, мэр города Ярославля - высшее должностное лицо, глава города, возглавляет мэрию города Ярославля.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 87 Устава города Ярославля мэр города Ярославля, как высшее должностное лицо города, издает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты мэрии города Ярославля по вопросам, отнесенным к полномочиям мэрии города, по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Ярославской области.
На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 4.1 раздела II Регламента мэрии города Ярославля, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 24.09.2003 № 3311, по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Ярославской области, мэр издает постановления мэрии нормативного характера.
Указанные постановления подлежат официальному опубликованию в газете "Городские новости" (п. 4.10 Регламента).
Оспариваемое Постановление мэра города Ярославля является нормативным актом, принятым мэром г. Ярославля в надлежащей форме, содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Постановление опубликовано в газете "Городские новости" в установленном порядке.
В соответствии с названным постановлением мэрии г. Ярославля мэрией установлено, что Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля при выявлении фактов самовольного размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, без оформления правоустанавливающих документов на землю, используемых хозяйствующими субъектами для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности, на земельных участках, распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления, в течение двухнедельного срока со дня выявления направляет соответствующие сведения в территориальные администрации мэрии города Ярославля по месту размещения таких объектов для принятия мер по их демонтажу и (или) перемещению.
Согласно п. 1.2 постановления территориальные администрации мэрии города Ярославля:
- в двухнедельный срок после получения соответствующей информации из управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля организовывают мероприятия по демонтажу и (или) перемещению указанных в пункте 1 постановления самовольных временных построек в места, определенные для их хранения;
- обеспечивают соблюдение прав владельцев самовольно размещенных объектов путем заключения договоров хранения этих объектов, их вскрытия (при необходимости), составления описи имущества (при наличии такового), последующего закрытия и опечатывания, размещения в газете "Городские новости" информации о месте хранения соответствующего объекта и его возврате при предъявлении документов, подтверждающих право владения им.
В соответствии с п. 1.3 постановления в целях реализации постановления заместителем мэра города Ярославля по вопросам градостроительства могут издаваться муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 4 ст. 7 названного Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа - ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из приведенных норм следует, что уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является мэрия города Ярославля. Мэр города Ярославля как высшее должностное лицо мэрии вправе издавать муниципальные правовые акты, касающиеся вопросов реализации права по распоряжению земельными участками, в форме постановлений.
Кроме того, согласно п. 5 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 87 Устава города Ярославля мэр города как высшее должностное лицо города и как руководитель мэрии города Ярославля обеспечивает осуществление органами городского самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Ярославской области; определяет функции и полномочия структурных подразделений мэрии и их штаты.
Территориальные администрации мэрии города Ярославля являются структурными подразделениями мэрии города Ярославля, осуществляющими в соответствующем территориальном районе города полномочия мэрии города по вопросам, установленным Положением о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утвержденным Решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 № 307. В пункте 3.1 Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля приведен перечень функций и полномочий территориальных администраций, не являющийся закрытым. Согласно подп. 45 п. 3.1 Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля территориальная администрация помимо изложенных в этом пункте выполняет иные полномочия в соответствии с правовыми актами мэрии города.
Анализ оспариваемого П. абзаца 1 п. 1.2 постановления не позволяет прийти к выводу об установлении внесудебного порядка разрешения земельного спора. Этим пунктом на территориальные администрации мэрии города Ярославля возложена функция по организации мероприятий по демонтажу и (или) перемещению самовольных временных построек в места, определенные для их хранения, установлен срок проведения этих мероприятий. Содержание понятия "мероприятия по демонтажу и (или) перемещению самовольных временных построек" в постановлении не раскрыто. Вместе с тем, оснований считать, что абзац 1 п. 1.2 постановления предусматривает именно внесудебный порядок разрешения вопроса об освобождении земельных участков путем демонтажа и перемещения самовольной постройки, не имеется.
В соответствии с п. 3.3 Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля порядок осуществления функций территориальной администрации устанавливается правовыми актами мэрии города.
Порядок осуществления территориальными администрациями мэрии города Ярославля возложенной на них постановлением № 1188 функции этим нормативным правовым актом не установлен.
Таким образом, постановление № 1188 от 27 мая 2013 года мэрией города Ярославля издано в пределах компетенции, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления П. о признании недействующим абз. 1 п. 1.2 постановления мэрии г. Ярославля от 27 мая 2013 № 1188 "Об обеспечении реализации городом Ярославлем отдельных полномочий по распоряжению земельными участками" отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья
И.Н.БАБИКОВА


------------------------------------------------------------------