Решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.07.2013 по делу N А82-1472/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично не действующими Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета от 17.09.2009 N 201 >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2013 г. по делу № А82-1472/2013

Резолютивная часть
оглашена 01.07.2013
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
председательствующего Сурововой М.В., судей Коробовой Н.Н. и Кокуриной Н.О.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Педченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО Научно-исследовательское предприятие "ЭкспертСтройРегион" (ИНН 7603029274, ОГРН 1057600264435) к
Муниципалитету города Ярославля (ИНН 7604059120, ОГРН 1027600690370)
Мэрии города Ярославля (ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824)
о признании недействующими Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета от 17.09.2009 № 201 (в редакции решения муниципалитета от 11.10.2012 № 737) в части установления рекреационной зоны на территории земельного участка, расположенного по адресу: ул. Зои Космодемьянской, в районе д. 10а в Ленинском районе
при участии:
от заявителя - Травиной М.В. по доверенности от 01.02.2013
от ответчика - Березнева И.О. по доверенности от 18.04.2013 от муниципалитета, Фирсовой М.Г. по доверенности от 03.10.2011 и Гребенщиковой М.В. по доверенности от 01.07.2013 от мэрии
от прокурора - Кузьмина А.Г. прокурора гражданско-судебного отдела,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательское предприятие "ЭкспертСтройРегион" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201 в редакции решения муниципалитета от 11.10.2012 № 737, в части установления рекреационной зоны на территории земельного участка в районе д. 10а по ул. З. Космодемьянской г. Ярославля.
Заявитель полагает, что в оспариваемой своей части нормативный акт не соответствует статьям 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Ярославской области от 13.02.2008 № 33-а "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области" и ГОСТу 28329-89 "Озеленение городов. Термины и определения".
Муниципалитет и мэрия считают принятый нормативный акт соответствующим законодательству, с доводами заявителя не согласились.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса в дело вступил прокурор Ярославской области. Прокурор считает оспариваемый акт соответствующим действующему законодательству, требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.
Решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201 в соответствии с Градостроительным кодексом утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля в составе: порядка их применения и внесения изменений, карты градостроительного зонирования и градостроительных регламентов. Решение опубликовано в официальном печатном издании (газете "Городские новости") 26.09.2009 и вступило в силу с 01.01.2010.
Согласно пункту 32 Правил на территории города с учетом Генерального плана города определены территориальные зоны, границы которых установлены на Карте градостроительного зонирования.
Согласно Карте спорный земельный участок, расположенный в районе д. 10а по ул. З. Космодемьянской г. Ярославля, был отнесен к территориальной зоне ОД - общественно-деловая.
Заявитель претендовал на строительство на данной территории административного здания с торгово-выставочным комплексом по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Решением муниципалитета от 11.10.2012 № 737, официально опубликованным 20.10.2012 и вступившим в силу 21.10.2012, Карта градостроительного зонирования с границами территориальных зон была изложена в новой редакции, в соответствии с которой спорная территория была отнесена к зонам рекреационного назначения.
Строительство административных зданий не предусмотрено в качестве возможных разрешенных видов использования земельных участков, расположенных в таких зонах.
Ранее принятия данного решения решением муниципалитета от 15.09.2011 № 516 были внесены изменения в Генеральный план города, утвержденный решением муниципалитета от 06.04.2006 № 226, которыми спорный земельный участок по карте функциональных зон был включен в зону рекреационного назначения. Изменения вступили в силу 24.09.2011.
Оценив приведенные заявителем доводы и возражения на эти доводы, приведенные ответчиками, заслушав объяснения специалистов (Лукашова А.В. со стороны заявителя и Кузнецовой Т.И. со стороны ответчиков) коллегия судей не нашла оснований признать, что изменения Правил землепользования и застройки подготовлены и приняты в нарушение положений действующего законодательства.
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки муниципальных образований регулируется главой 4 Градостроительного кодекса.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и включают в себя: порядок их применения и внесения изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном для подготовки проекта правил и для их утверждения.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории городского округа, а также физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Статьями 34, 35 Кодекса, на которые ссылается заявитель, предусмотрены порядок установления, виды и состав территориальных зон.
Границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа; определенных Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Границы зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; по красным линиям; границам земельных участков; по границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; естественным границам природных объектов и по иным границам.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Помимо указанных органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В данном случае изменения в карту градостроительного зонирования города были внесены по обращению в комиссию департамента городского хозяйства мэрии. Обращение было мотивированы неоднократными обращениями жителей дома по ул. З. Космодемьянской с просьбой перевести территорию существующего рядом с домом сквера из общественно-деловой в зону городских парков, садов, скверов для сохранения и дальнейшего обустройства единственной озелененной территории внутри квартала, расположенного вблизи промышленной зоны. Обращение департамента было одобрено и учтено при подготовке проекта изменений в целях обеспечения прав жителей города на благоприятную среду жизнедеятельности. Соответствующее несогласие заявителя было рассмотрено на публичных слушаниях по проекту изменений в Правила 14.03.2012 и большинством голосов отклонено.
Таким образом, оспариваемые заявителем изменения в Правила землепользования и застройки города были приняты в порядке и по основаниям, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, с учетом внесенных изменений в Генеральный план города, которому Правила, во всяком случае, не могут противоречить, с учетом сложившейся планировки территории, существующего землепользования и функционального назначения земельного участка.
Не находит суд и несоответствие принятого решения постановлению Правительства Ярославской области № 33-а и статье 85 Земельного кодекса.
С учетом изложенного судебная коллегия считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

решила:

Признать Правила землепользования и застройки города Ярославля, утвержденные решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201 в редакции решения от 11.10.2012 № 737, в части включения земельного участка в районе д. 10а по ул. З. Космодемьянской г. Ярославля в состав рекреационной территориальной зоны соответствующими Градостроительному и Земельному кодексам.
В удовлетворении требования заявителя отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок.

Председательствующий
М.В.СУРОВОВА

Судьи
Н.Н.КОРОБОВА
Н.О.КОКУРИНА


------------------------------------------------------------------