Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 27.05.2013 по делу N 2-2139/2013 <О признании недействующими абзаца 2 части 3 статьи 9 и части 5 статьи 35 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201>



КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу № 2-2139/2013

Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Ярославля к мэрии г. Ярославля о признании недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

Решением муниципалитета г. Ярославля от 17 сентября 2009 года № 201 утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля. Решение муниципалитета опубликовано в газете "Городские новости" № 76 3 октября 2009 года.
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений абзаца 2 части 3 ст. 9, части 3 ст. 15, части 5 ст. 35 Правил землепользования и застройки города Ярославля в связи с их противоречием федеральному законодательству. Прокурор указал в заявлении, что установленная названными нормами обязанность получать разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, связанное с размещением индивидуального жилого дома или объекта капитального строительства нежилого назначения, в отношении земельных участков, не связанных с расположением на земельном участке объекта капитального строительства (ранее не предоставлявшемся для эксплуатации (содержания), разрушенного, снесенного объекта капитального строительства либо предоставленном для целей, не связанных со строительством объекта капитального строительства), в порядке, предусмотренном для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, вне зависимости от того, что размещение таких объектов капитального строительства предусмотрено градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны в качестве основного или вспомогательного вида разрешенного использования, противоречит земельному и градостроительному законодательству (ст. ст. 7, 40, 41, 42, 85 Земельного кодекса РФ, 37 Градостроительного кодекса РФ), и, по своей сути, является обременительным требованием, что в свою очередь является коррупциогенным фактором - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, предусмотренного подп. "а" п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
В судебном заседании прокурор Трухмаева Е.Г. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Заинтересованные лица муниципалитет города Ярославля и Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля явку своих представителей в суд не обеспечили, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о наличии уважительных причин их неявки суд в известность не поставили.
Суд расценил причины неявки представителей заинтересованных лиц как неуважительные и определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Прокурором оспаривается соответствие федеральному закону абзаца 2 части 3 ст. 9, части 3 ст. 15, части 5 ст. 35 Правил землепользования и застройки города Ярославля.
Указанными нормами устанавливается следующее.
В соответствии с абзацем 2 части 3 ст. 9 Правил землепользования и застройки города Ярославля в случае, если земельный участок не связан с расположением объекта капитального строительства, ранее не предоставлялся для размещения объекта капитального строительства (земельные участки, указанные в пункте 6 части 1 статьи 7 Правил), выбор вида разрешенного использования земельного участка, связанный с размещением объекта капитального строительства, допускается в соответствии с регламентом соответствующей территориальной зоны в порядке, предусмотренном для предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования статьей 15 Правил.
В пункте 6 части 1 статьи 7 Правил землепользования и застройки города Ярославля имеется ссылка на земельные участки, не связанные с расположением на земельном участке объекта капитального строительства (ранее не предоставлявшиеся для эксплуатации (содержания), разрушенного, снесенного объекта капитального строительства либо предоставленные для целей, не связанных со строительством объекта капитального строительства).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Правил землепользования и застройки города Ярославля в случае, если земельный участок не связан с расположением объекта капитального строительства, ранее не предоставлялся для размещения объекта капитального строительства (земельные участки, указанные в пункте 6 части 1 статьи 7 Правил), возможность размещения на указанном участке индивидуального жилого дома или объекта капитального строительства нежилого назначения оценивается Комиссией с учетом градостроительных и иных условий использования территории.
Согласно части 5 ст. 35 Правил землепользования и застройки <...> размещение объектов индивидуального жилищного строительства и объектов капитального строительства нежилого назначения, предусмотренных в соответствующей территориальной зоне в качестве основных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов разрешенного использования на земельных участках, указанных в пункте 6 части 1 статьи 7 Правил, относится в данной территориальной зоне к условно разрешенным видам использования без специального указания на данный вид использования в градостроительных регламентах.
В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного суда РФ в постановлении от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу следует выяснить соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, компетенцию органа или должностного лица, принявшего оспариваемый акт, соответствие содержания акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, Правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На основании ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно Уставу города Ярославля, утвержденному Решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 г. № 42, муниципалитет города Ярославля - представительный орган городского самоуправления, в чьи полномочия, в том числе, входит утверждение генерального плана города; утверждение Правил землепользования и застройки (ст. 55, п. 52 ст. 69 Устава г. Ярославля).
Таким образом, Правила землепользования и застройки города Ярославля приняты надлежащим органом, с соблюдением установленного порядка принятия.
По мнению суда, содержание абзаца 2 части 3 ст. 9, части 5 ст. 35 Правил землепользования и застройки города Ярославля противоречит федеральному земельному и градостроительному законодательству.
Частью 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено деление земель в Российской Федерации на категории по целевому назначению (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса).
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (часть 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков, способ изменения вида разрешенного использования земельных участков определяются Правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством.
На основании ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования.
В силу ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Положения абзаца 2 части 3 ст. 9 и части 5 ст. 35 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, которыми на правообладателей земельных участков, ранее не предоставлявшихся для эксплуатации (содержания), строительства объекта капитального строительства, либо на которых объект капитального строительства был разрушен, снесен, возлагается обязанность по получению разрешения на вид разрешенного использования земельного участка, связанный с размещением объектов капитального строительства (индивидуального жилищного строительства или объектов капитального строительства нежилого назначения), который предусмотрен в данной территориальной зоне в качестве основного вида разрешенного использования (либо вспомогательного), в порядке, предусмотренном для предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка прямо противоречат закону, имеющему большую юридическую силу, а именно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ч. 6 ст. 30, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ. Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ и частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ исключается получение правообладателем земельного участка дополнительных разрешений и установление дополнительных процедур согласования выбора основного и вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков. Эти нормы предоставляют право правообладателям любых земельных участков избирать самостоятельно, без дополнительных согласований основной и вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов.
Часть 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ предусматривает обязательность указания в Правилах землепользования и застройки видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. При этом частью 5 ст. 35 Правил землепользования и застройки города Ярославля установлена возможность отнесения размещения объектов капитального строительства, предусмотренных в соответствующей территориальной зоне в качестве основных видов разрешенного использования, расположенных на земельных участках, указанных в пункте 6 ч. 1 ст. 7 Правил землепользования и застройки города Ярославля, к условно разрешенным видам использования без специального указания на данный вид использования в градостроительных регламентах. Установление такого правила противоречит не только ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, но и предусмотренному ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ принципу единства градостроительного регламента для всех земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ при установлении противоречия оспариваемого нормативного правового акта или его части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, указанный нормативный акт признается недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно данным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 разъяснениям, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, суд считает возможным признать недействующими абз. 2 ч. 3 ст. 9 и ч. 5 ст. 35 Правил землепользования и застройки города Ярославля с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Вместе с тем, суд отмечает, что положения части 3 ст. 15 Правил землепользования и застройки города Ярославля не противоречат правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 15 Правил землепользования и застройки города Ярославля в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Часть 3 ст. 15 Правил землепользования и застройки города Ярославля не возлагает каких-либо дополнительных, по сравнению с установленными законом, обязанностей на правообладателей земельных участков, перечень которых приведен в пункте 6 части 1 ст. 7 Правил землепользования и застройки города Ярославля, или на орган местного самоуправления.
Установленный данной нормой элемент процедуры рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, указанных в пункте 6 части 1 ст. 7 Правил землепользования и застройки города Ярославля, связанный с детализацией процесса подготовки комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля заключения о возможности предоставления такого разрешения, хоть и не предусмотрен ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, тем не менее, не входит в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим части 3 ст. 15 Правил землепользования и застройки города Ярославля.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора города Ярославля удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления настоящего решения в законную силу абз. 2 части 3 статьи 9 и часть 5 статьи 35 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных Решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201.
В удовлетворении остальной части требований прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля в одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья
И.Н.БАБИКОВА


------------------------------------------------------------------