Решение Ярославского областного суда от 15.04.2013 по делу N 3-25/2013 <О признании недействующим подпункта 178 Перечня земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства ЯО от 09.10.2008 N 537-п>



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2013 г. по делу № 3-25/2013

Изготовлено 17 апреля 2013 года.
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецова Виталия Павловича о признании недействующим п/п 178 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 9 октября 2008 года № 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",

установил:

В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09 октября 2008 года № 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" земельные участки, расположенные на территории Ярославской области, переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда согласно Приложению.
Согласно п/п 178 Приложения к указанному постановлению Правительства Ярославской области принято решение о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Тутаевский район, Великосельский сельский округ, урочище Синицыно, колхоз "Колос", крестьянское хозяйство Кузнецова В.П. "Паритет", с кадастровым номером 76:15:010501:0042, площадью 830 000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести" № 91 от 10.10.2008 года.
Кузнецов В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным п/п 178 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области № 537-п от 09.10.2008 г., ссылаясь на то, что данным нормативным правовым актом нарушаются права заявителя.
В обоснование заявления указывается, что на основании решения Исполкома Тутаевского горсовета № 135 Кузнецову В.П. в пожизненное наследуемое владение для организации крестьянского хозяйства был выделен земельный участок площадью 142 га в Тутаевском муниципальном районе, ур. Синицыно. Согласно сведениям Управления Роснедвижимости по Ярославской области из данного участка 17,2 га предоставлены Кузнецову В.П. в собственность, 83 га постановлением Правительства Ярославской области переведены в земли лесного фонда, 42 га принадлежат крестьянскому хозяйству на основании договора аренды.
Оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 года № 172-ФЗ), поскольку перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда осуществлен без согласия заявителя как правообладателя данного земельного участка и в силу ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса РФ" влечет за собой прекращение имущественных прав заявителя в отношении данного земельного участка.
Представитель заявителя Нешитова А.Д. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в заявлении.
Заинтересованное лицо Правительство Ярославской области о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, представителя для участия в рассмотрении дела не направило. Согласно отзыву ходатайствовало о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Правительства Ярославской области.
Как видно из представленных объяснений Правительство Ярославской области заявленные требования Кузнецова В.П. не признает, ссылаясь на то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством и действующим Земельным кодексом РФ, земли, на которых расположены леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения, так как они входили в единый лесной фонд и не передавались сельскохозяйственным организациям в собственность. Согласно Лесному кодексу от 29.01.1997 года № 22-ФЗ лесные земли передавались в управление сельскохозяйственным организациям в постоянное (бессрочное) пользование после изъятия их из земель государственного лесного фонда, при этом их перевод из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не требовался. Вместе с тем участки лесного фонда входили в состав земель лесного фонда, ошибочно учтены в категории "земли сельскохозяйственного назначения". С целью устранения указанных несоответствий, для уточнения категории земельных участков, занятых лесами и ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, а также установления их правовой природы как земельных участков, изначально относящихся к землям лесного фонда, Правительством было принято постановление № 537-п от 09.10.2008 года. При этом в оспариваемом постановлении не ставится вопрос о прекращении права заявителя на земельный участок.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленное требование, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 178 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области № 537-п, не разрешался. В связи с этим Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области вправе было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ.
Как следует из материалов дела на основании решения Президиума и исполнительного комитета Тутаевского городского совета народных депутатов от 22.03.1991 № 135 Кузнецову В.П. в пожизненное наследуемое владение для организации крестьянского хозяйства "Паритет" передан земельный участок, площадью 132 га. Согласно удостоверению на право землепользования № 12, выданному исполнительным комитетом Тутаевского городского совета народных депутатов, земля предоставляется крестьянскому хозяйству "Паритет" площадью 142 га.
Распоряжением главы администрации г. Тутаева и Тутаевского района от 11.01.1993 № 11 Кузнецову В.П. из вышеуказанного земельного участка было оформлено в собственность 17,2 га. Постановлением Правительства Ярославской области от 09.10.2008 № 537-п земельный участок площадью 83 га, принадлежавший крестьянскому хозяйству "Паритет", был переведен в земли лесного фонда. Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости за крестьянским хозяйством "Паритет" числится 42 га земли в аренде.
Из указанного следует, что спорный земельный участок предоставлен заявителю как главе крестьянского хозяйства "Паритет". Кузнецов В.П. в силу положений Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является правообладателем земельного участка площадью 83 га.
Постановлением Правительства Ярославской области № 537-п земельный участок площадью 830 000 кв. м переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности.
Как видно из материалов дела, право пожизненного наследуемого владения Кузнецова В.П. на указанный земельный участок в установленном законом порядке на момент принятия постановления не оспорено.
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 266 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения, имеет права владения и пользования участком, передаваемым по наследству.
Право лица, обладающего земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст. ст. 216, 305 ГК РФ).
Из материалов дела, в том числе текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда от 01.10.2008 года № 4726 и приложенных к нему документов, следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие Кузнецова В.П. на перевод земельного участка с кадастровым номером 76:15:010501:0042 площадью 830 000 кв. м, расположенного по адресу Тутаевский район, Борисоглебский сельский округ, урочище Синицыно, колхоз "Колос", крестьянское хозяйство Кузнецова В.П. "Паритет" из состава земель одной категории в другую; такое согласие у правообладателя получено не было.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка, Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" граждане вправе оформить в собственность земельные участки, ранее предоставленные им в пожизненное наследуемое владение.
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права заявителя, поскольку перевод земельного участка, принадлежащего Кузнецову В.П. на праве пожизненного наследуемого владения, в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение данного права на земельный участок.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года № 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать п/п 178 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 9 октября 2008 года № 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
Е.Ю.ЩЕГОЛЬКОВА

Решение вступило в законную силу
23 мая 2013 года.


------------------------------------------------------------------