Решение Ярославского областного суда от 16.04.2013 по делу N 3-27/2013 <О признании недействующим подпункта 206 Перечня земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства ЯО от 26.11.2008 N 619-п>



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. по делу № 3-27/2013

Изготовлено 22 апреля 2013.
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению крестьянского хозяйства Шумова В.А. о признании недействующим п/п 206 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26 ноября 2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",

установил:

26 ноября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с Приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Подпунктом 206 названного приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п (далее - Постановление № 619-п) разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Первомайский район, Козский сельский округ, в районе ур. Фоминское, кадастровый номер земельного участка 76:10:022001:9911 площадью 699 000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести", № 110 от 10.12.2008 года.
Крестьянское хозяйство Шумова В.А. обратилось с заявлением о признании недействующим подпункта 206 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к Постановлению № 619-п, ссылаясь на то, что данный участок принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 года № 172-ФЗ) и нарушает права заявителя как правообладателя земельного участка, поскольку перевод вышеуказанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда произведен без согласия крестьянского хозяйства Шумова В.А. и при отсутствии правовых оснований к такому переводу.
Представитель заявителя Коровина А.С. в судебном заседании поддержала заявление по изложенным в нем доводам.
Заинтересованное лицо Правительство Ярославской области о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, представителя для участия в рассмотрении дела не направило, ходатайствовало о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Правительства Ярославской области.
Как видно из представленных объяснений, Правительство Ярославской области заявленные требования крестьянского хозяйства Шумова В.А. не признает, ссылаясь на то, что правоотношения с заявителем изначально складывались исходя из функционального определения участка в составе лесного фонда. Спорный земельный участок изначально относился к категории земель лесного фонда и ошибочно был учтен в составе земель сельскохозяйственного назначения. С целью устранения указанных несоответствий, для уточнения категории земельных участков, занятых лесами и ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, а также установления их правовой природы как земельных участков, изначально относящихся к землям лесного фонда, Правительством было принято Постановление № 619-п от 26.11.2008 года. В целях приведения договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ с крестьянским хозяйством Шумова В.А. на основании его заявления был заключен договор аренды лесного участка.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, в соответствии с ч. 1 и ч. 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается в том числе согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в подпункте 206 приложения к Постановлению № 619-п, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Первомайского района от 05.10.1994 № 325 "Об объединении крестьянских хозяйств" за крестьянским хозяйством Шумова В.А. сохранено право пользования земельным участком площадью 69,9 га. На основании указанного постановления Шумову В.А. выдано свидетельство о праве владения и пользования землей, согласно которому в пользовании крестьянского хозяйства находится земельный участок площадью 69,9 га.
Таким образом, крестьянское хозяйство Шумова В.А. на момент принятия оспариваемого Постановления № 619-п и до настоящего времени является правообладателем земельного участка, расположенного в Первомайском районе, Козском сельском округе, в районе ур. Фоминское, площадью 69,9 га.
В связи с принятием Постановления № 619-п земельный участок с кадастровым номером 76:10:022001:9911, площадью 699 000 кв. м, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности.
Как видно из материалов дела, право постоянного бессрочного пользования крестьянского хозяйства Шумова В.А. на указанный земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия постановления оспорено не было.
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.
Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст. ст. 216, 305 ГК РФ).
Из текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда от 25.11.2008 года № 5848 и приложенных к нему документов следует, что в нарушение ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие крестьянского хозяйства Шумова В.А. на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие у заявителя получено не было.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка крестьянского хозяйства Шумова В.А., Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, избрав один из указанных видов права исключительно по своему усмотрению (с учетом установленных Кодексом и федеральными законами оснований отказа в предоставлении земельных участков в собственность).
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права крестьянского хозяйства Шумова В.А., поскольку перевод земельного участка, правообладателем которого является данное лицо, в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права постоянного бессрочного пользования заявителя на земельный участок.
Позиция Правительства Ярославской области, что земельный участок фактически занят лесами, что подтверждается заключением заявителем договоров пользования данными землями как лесными, правового значения не имеет. Как указывалось выше, крестьянское хозяйство Шумова В.А. является правообладателем земельного участка, в отношении которого разрешен вопрос о переводе из одной категории земель в другую. Данное право крестьянского хозяйства Шумова В.А. никем не оспорено. При таких обстоятельствах вопрос о переводе подлежал разрешению при наличии согласия данного лица.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года № 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать п/п 206 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26 ноября 2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья
Е.Ю.ЩЕГОЛЬКОВА

Решение вступило в законную силу
23 мая 2013 года.


------------------------------------------------------------------