Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 20.05.2013 по делу N 2-1971/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично не действующим подпункта 47 пункта 1 Решения муниципалитета г. Ярославля от 11.10.2012 N 737 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ярославля">



КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. по делу № 2-1971/2013

Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Ф.,
с участием старшего помощника прокурора г. Ярославля Андреевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Н. о признании недействующим подпункта 47 пункта 1 Решения муниципалитета г. Ярославля от 11.10.2012 года № 737 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ярославля" в части,

установил:

К.Н. обратился с заявлением о признании недействующим подпункта 47 пункта 1 Решения муниципалитета г. Ярославля от 11.10.2012 года № 737 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ярославля" в части установления границы санитарно-защитной зоны с включением в нее земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу <...>, со дня его принятия. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 15.11.2010 года по гражданскому делу № мэрия г. Ярославля обязана в первоочередном порядке предоставить М. и З. земельные участки ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенные в <...> для индивидуального жилищного строительства. Указанные земельные участки были сформированы и в <...> постановлены на государственный кадастровый учет с номерами № и N. Видом разрешенного использования земельных участков является индивидуальное жилищное строительство. Постановлениями мэра г. Ярославля № 2400 от 09.09.2011 и № 2465 от 20.09.2011 г. указанные земельные участки на правах аренды для индивидуального жилищного строительства были переданы М. и З. Дополнительными соглашениями от <...> и от <...> М. и З. передали права арендаторов по указанным выше договорам аренды заявителю К.Н. Намереваясь реализовать целевое назначение земельных участков, К.Н. <...> обратился в ДАРТГ мэрии г. Ярославля с заявлением о выдаче градостроительных планов земельных участков, которые были им получены в <...>. <...> К.Н. обратился в ДАРТГ мэрии г. Ярославля с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуальных жилых домов с инженерными коммуникациями. Решениями № 11-стр и № 12-стр от 08.09.2013 года К.Н. было отказано в выдаче указанных разрешений в связи с несоответствием представленных документов требованиям Градостроительных планов земельных участков, а именно: в соответствии с приложением к Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201, указанные земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне, в которой согласно п.п. 5.1 - 5.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные дома. Санитарно-защитная зона в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № установлена подпунктом 47 пункта 1 Решения муниципалитета г. Ярославля от 11.10.2012 года № 737 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ярославля". Заявитель полагает, что решение муниципалитета № 737 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ярославля" является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в связи с тем, что оснований для установления санитарно-защитной зоны на указанных земельных участках не имелось. Каких-либо железнодорожных путей, в связи с наличием которых было бы необходимо устанавливать санитарно-защитную зону, на расстоянии 100 м от переданных заявителю в аренду земельных участков не имеется. В соответствии с п. 6.8 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от крайней оси железнодорожного пути. При осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77 "Защита от шума" при размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более, чем на 50 м. Постановлением Госстроя РФ от 30.06.2003 № 136 СНиП II-12-77 признаны утратившими силу, с 01.01.2004 года введены в действие СНиП 23-03-2003. Согласно п.п. "в" п. 4.1 данного акта защита от шума строительно-акустическими методами на территории жилой застройки должна обеспечиваться не только соблюдением санитарно-защитных зон, но и в том числе применением шумозащитных зданий, придорожных шумозащитных экранов, шумозащитных зеленых насаждений. Согласно п. 4.4 раздел "Защита от шума" должен включаться в состав проектной градостроительной документации по планировке и застройке городов. Обязанность по проведению шумозащитных мероприятий возложена на органы местного самоуправления, поскольку разработка градостроительной документации по планировке территории города входит в их компетенцию. Таким образом, основания для установления санитарно-защитной зоны железной дороги в размере 100 м отсутствуют, территория данной зоны может быть уменьшена до 50 м, и земельные участки К.Н. не будут в нее включены даже с учетом того, что стометровая санитарно-защитная зона на данный момент установлена верно.
В судебном заседании заявитель К.Н., представители заявителя М., К.Ю. доводы заявления поддержали в полном объеме, пояснив, что переданные заявителю в аренду земельные участки расположены в территориальной зоне Ж4, зоне индивидуальной жилой застройки, в то время как железнодорожные пути должны находиться в зоне внешнего транспорта - ИТ1. Земельные участки К.Н. не могут одновременно находиться и в зоне Ж4, и в зоне ИТ1. Таким образом, имеется противоречие между установлением различного режима использования одних и тех же земельных участков. Железнодорожные пути, в связи с наличием которых на территории спорных земельных участков установлена санитарно-защитная зона, расположены на территории Ярославского муниципального района Ярославской области. Следовательно, ДАРТГ мэрии г. Ярославля был не вправе устанавливать санитарно-защитную зону в отношении объекта, расположенного на территории иного муниципального образования. При принятии в данной части Правил землепользования и застройки г. Ярославля муниципалитетом г. Ярославля превышены свои полномочия.
Представитель ответчиков мэрии г. Ярославля, ДАРТГ мэрии г. Ярославля по доверенности А. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что негативное влияние на спорные земельные участки оказывают железнодорожные пути, соединяющие <...> с железнодорожной линией междугороднего сообщения. Данные железнодорожные пути частично проходят по территории г. Ярославля, частично по территории иных муниципальных образований. ПЗЗ г. Ярославля разрабатываются и применяются на территории городского округа Ярославль. Поскольку участок указанных железнодорожных путей в районе рассматриваемых земельных участков расположен за границей городского округа, он не отображен на указанной карте. Однако на топографическом плане 1:500 расположение санитарно-защитной зоны шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного полотна, обосновано. Расположение рассматриваемых земельных участков в территориальной зоне Ж4 не противоречит их расположению в санитарно-защитной зоне. В соответствии с ч. 2 ст. 35 ГрК РФ в случае совпадения части территориальной зоны с зоной с особыми условиями использования (наложения зоны с особыми условиями использования территорий на часть территориальной зоны) установленные в соответствии с условиями использования территорий, указанные в ст. 64 правил, ограничивают действие установленного Правилами градостроительного регламента на соответствующей части территориальной зоны. Таким образом, использовать спорную территорию можно с учетом ограничений, установленных в соответствии с законодательством и отраженных на карте зон с особыми условиями использования территории. Согласно СНиП 2.07.01-89* ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена не более, чем на 50 м, при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий. Таким образом, для уменьшения ширины санитарно-защитной зоны важен не тот факт, что такие мероприятия предусмотрены, а то, что они осуществлены. При рассмотрении дела по иску М. и З. о предоставлении спорных земельных участков на основании договора аренды ДАРТГ мэрии г. Ярославля не сообщал суду о том, что данные земельные участки находятся в санитарно-защитной зоне железной дороги, поскольку СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" на момент рассмотрения дела судом носил рекомендательный характер. Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в который включен в том числе п. 6.8 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". С этого момента данный пункт СНиП стал обязательным к применению. ДАРТГ мэрии г. Ярославля и муниципалитет г. Ярославля не устанавливал на территории спорных земельных участков санитарно-защитную зону, а только отображал данную зону, установленную нормативно-правовым актом.
Представитель муниципалитета г. Ярославля по доверенности Б. возражал против удовлетворения заявления, поддержав позицию представителя мэрии г. Ярославля и ДАРТГ мэрии г. Ярославля.
Представитель УЗР мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании <...> года представитель по доверенности С. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что К.Н. направлялось уведомление в УЗР мэрии г. Ярославля об уступке прав по договорам аренды спорных земельных участков гр. К. Договоры об уступке прав по договорам аренды, заключенным с К.Н., государственную регистрацию не прошли.
Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Андреевой И.М., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 15.11.2010 года по гражданскому делу № мэрия г. Ярославля обязана в первоочередном порядке предоставить М. и З. земельные участки ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенные в <...> для индивидуального жилищного строительства.
На момент вынесения решения Заволжским районным судом г. Ярославля действовали Правила землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденные решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201. Согласно графическому приложению № 1 к данным правилам - карте градостроительного зонирования г. Ярославля, спорные земельные участки находились за пределами санитарно-защитной зоны Ляпинской котельной. Однако решением муниципалитета г. Ярославля от 11.10.2012 № 737 в Правила землепользования и застройки г. Ярославля были внесены изменения, в том числе Приложение № 1 было изложено в новой редакции, в соответствии с которой спорные земельные участки находятся в санитарно-защитной зоне железнодорожных путей. Указанное решение вступило в законную силу 21.10.2012 г.
В соответствии с п. 6.8 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от крайней оси железнодорожного пути.
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в который включен в том числе п. 6.8 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Таким образом, с момента вступления в силу распоряжения Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р требования п. 6.8 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" обязательны для применения на всей территории РФ.
В соответствии с топографическим планом 1:500, отображающим границы санитарно-защитной зоны в районе земельных участков по <...> железнодорожные пути, соединяющие Речной порт (<...>, 1) с железнодорожной линией междугороднего сообщения частично проходят по территории г. Ярославля, части по территории Ярославского муниципального района. Спорные земельные участки находятся на расстоянии менее 100 м от оси крайнего железнодорожного пути.
В данном случае Правила землепользования и застройки г. Ярославля только отображают нормативно установленную санитарно-защитную зону, но не устанавливают границы санитарно-защитной зоны.
Согласно СНиП 2.07.01-89* ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена не более, чем на 50 м, при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий.
Таким образом, основанием для уменьшения границ санитарно-защитной зоны является осуществление специальных шумозащитных мероприятий. В данном случае подобные мероприятия не производились, в связи с чем границы санитарно-защитной зоны отображены верно.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 ГрК РФ в случае совпадения части территориальной зоны с зоной с особыми условиями использования (наложения зоны с особыми условиями использования территорий на часть территориальной зоны), установленные в соответствии с условиями использования территорий, указанные в ст. 64 правил, ограничивают действие установленного Правилами градостроительного регламента на соответствующей части территориальной зоны.
Таким образом, нахождение спорных земельных участков в территориальной зоне Ж4 не препятствует использованию заявителем указанных земельных участков с учетом установленных ограничений. Установление определенных условий использования данной территории не противоречит отнесению спорных земельных участков к территориальной зоне Ж4.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления К.Н. о признании недействующим подпункта 47 пункта 1 Решения муниципалитета г. Ярославля от 11.10.2012 года № 737 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ярославля" в части установления границы санитарно-защитной зоны с включением в нее земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу <...>, со дня его принятия, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления К.Н. о признании недействующим подпункта 47 пункта 1 Решения муниципалитета г. Ярославля от 11.10.2012 года № 737 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ярославля" в части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья
В.В.БАРЫШЕВА


------------------------------------------------------------------