Решение Ярославского областного суда от 11.03.2013 по делу N 3-21/2013 <О признании недействующим подпункта 135 Перечня земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства ЯО от 26.11.2008 N 619-п>



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2013 г. по делу № 3-21/2013

Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи
областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заря" о признании недействующим подпункта 135 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",

установил:

26 ноября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Подпунктом 135 названного приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п (далее - Постановление № 619-п) разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Угличский район, Климатинский сельский округ, кадастровый номер земельного участка 76:16:000000:122, площадью 7 900 000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести", № 110 от 10.12.2008 года.
ООО "Заря" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим подпункта 135 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению № 619-п, ссылаясь на то, что данный участок принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 года № 172-ФЗ) и нарушает права заявителя как правообладателя земельного участка, поскольку перевод вышеуказанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда произведен без согласия ООО "Заря" и при отсутствии правовых оснований к такому переводу.
Заявитель ООО "Заря" извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо Правительство Ярославской области о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Правительства Ярославской области.
Как видно из представленных объяснений, Правительство Ярославской области заявленные требования ООО "Заря" не признает, ссылаясь на то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством и действующим Земельным кодексом РФ земли, на которых расположены леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения, так как они входили в единый лесной фонд и не передавались сельскохозяйственным организациям в собственность. Согласно Лесному кодексу от 29.01.1997 года № 22-ФЗ лесные земли передавались в управление сельскохозяйственным организациям в постоянное (бессрочное) пользование после изъятия их из земель государственного лесного фонда, при этом их перевод из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не требовался. Вместе с тем участки лесного фонда входили в состав земель лесного фонда, ошибочно учтены в категории "земли сельскохозяйственного назначения". С целью устранения указанных несоответствий, для уточнения категории земельных участков, занятых лесом и ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, а также установления их правовой природы как земельных участков, изначально относящихся к землям лесного фонда, Правительством было принято постановление № 619-п от 26.11.2008 года. При этом в оспариваемом постановлении не ставится вопрос о прекращении права постоянного бессрочного пользования заявителя на земельный участок.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, в соответствии с ч. 1 и ч. 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категория в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается в том числе согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 135 приложения к постановлению № 619-п, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Угличского муниципального района от 04.09.2007 № 257 "Об утверждении проекта землеустройства (перераспределения) земель СПК (колхоза) "Заря" за СПК (колхоз) "Заря" на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок, общей площадью 790 га.
На основании данного постановления за СПК (колхоз) "Заря" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 7 900 000 кв. м, расположенный по адресу Ярославская область, Угличский район, Климатинская волость, кадастровый номер 76:16:000000:0122.
Решением единственного члена СПК (колхоз) "Заря" от 24.03.2008 г. кооператив реорганизован в форме преобразования в ООО "Заря" с передачей ему всех прав и обязанностей реорганизованного кооператива.
На основании передаточного акта от 19.05.2008 г. ООО "Заря" был передан земельный участок, расположенный по адресу Ярославская область, Угличский район, Климатинская волость, кадастровый номер 76:16:000000:01225, принадлежавший СПК (колхозу) "Заря" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право ООО "Заря" на указанный земельный участок 07.08.2009 г. зарегистрировано в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, ООО "Заря" на момент принятия оспариваемого Постановления № 619-п и до настоящего времени является правообладателем земельного участка, кадастровый номер 76:16:000000:122, расположенного в Угличском районе.
В связи с принятием Постановления № 619-п земельный участок с кадастровым номером 76:16:000000:122, площадью 7 900 000 кв. м, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности.
Как видно из материалов дела, право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Заря" на указанный земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия постановления оспорено не было.
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.
Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст. ст. 216, 305 ГК РФ).
Из текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельных участков из категорий земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда от 25.11.2008 года № 5848 и приложенных к нему документов следует, что в нарушение ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие ООО "Заря" (его правопредшественника) на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие получено не было.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка ООО "Заря", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, избрав один из указанных видов права исключительно по своему усмотрению (с учетом установленных Кодексом и федеральными законами оснований отказа в предоставлении земельных участков в собственность).
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права ООО "Заря", поскольку перевод земельного участка, правообладателем которого является данное лицо, в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельный участок.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года № 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующим подпункт 135 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
К.Н.ИГНАТОВ

Решение вступило в законную силу
12 апреля 2013 года.


------------------------------------------------------------------