Решение Ярославского областного суда от 20.02.2013 по делу N 3-12/2013 <О признании недействующим подпункта 132 Перечня земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства ЯО от 26.11.2008 N 619-п>



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу № 3-12/2013

Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда
Игнатова К.Н.,
при секретаре Москалевой С.Ф.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Авангард" о признании недействующим подпункта 132 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",

установил:

26 ноября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Подпунктом 132 названного приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п (далее - Постановление № 619-п) разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Угличский район, кадастровый номер земельного участка 76:16:000000:81 площадью 1 900 000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести", № 110 от 10.12.2008 года.
ООО "Агрофирма Авангард" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным подпункта 132 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению № 619-п, ссылаясь на то, что данный участок принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования. Ранее данный участок был предоставлен ТОО "Вперед" в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления главы администрации города Углича Ярославской области от 16.02.1996 г. № 91.
В 1999 г. ТОО "Вперед" реорганизовано в форме преобразования в СПК (колхоз) "Вперед". 20.11.2007 г. единственным членом СПК (колхоз) "Вперед" принято решение реорганизовать СПК (колхоз) "Вперед" в ООО "Вперед", к которому перешли все права и обязанности реорганизованного лица. На основании протокола № 1-08 внеочередного общего собрания участников ООО "Вперед" общество переименовано в ООО "Агрофирма Вперед", которое впоследствии было присоединено к ООО "Агрофирма Авангард".
Оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 года № 172-ФЗ) и нарушает права заявителя как правообладателя земельного участка, поскольку перевод вышеуказанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда произведен без согласия ООО "Агрофирма Авангард" (его предшественников) и при отсутствии правовых оснований к такому переводу.
Представитель заявителя Бодина Т.В. в судебном заседании доводы заявления поддержала, просила требование удовлетворить.
Заинтересованное лицо Правительство Ярославской области о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, представителя для участия в рассмотрении дела не направило, ходатайствовало о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Правительства Ярославской области.
Как видно из представленных объяснений, Правительство Ярославской области заявленные требования ООО "Агрофирма Авангард" не признает, ссылаясь на то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством и действующим Земельным кодексом РФ земли, на которых расположены леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения, так как они входили в единый лесной фонд и не передавались сельскохозяйственным организациям в собственность. Согласно Лесному кодексу от 29.01.1997 года № 22-ФЗ лесные земли передавались в управление сельскохозяйственным организациям в постоянное (бессрочное) пользование после изъятия их из земель государственного лесного фонда, при этом их перевод из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не требовался. Вместе с тем участки лесного фонда входили в состав земель лесного фонда, незаконно учтены в категории "земли сельскохозяйственного назначения". Несоответствие сложившейся практики учета земель лесного фонда требованиям законодательства РФ имеет негативные последствия и приводит к незаконному изъятию земель лесного фонда и передаче их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства. Кроме того, в оспариваемом постановлении не ставится вопрос о прекращении права постоянного бессрочного пользования ООО "Агрофирма Авангард" на земельный участок.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, в соответствии с ч. 1 и ч. 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается в том числе согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 132 приложения к постановлению № 619-п, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ.
Постановлением главы администрации города Углича Ярославской области от 16.02.1996 № 91 за ТОО "Вперед" на праве бессрочного постоянного пользования закреплен земельный участок, о чем ТОО "Вперед" выдано свидетельство о бессрочном постоянном пользовании земельным участком, площадью 190 га.
Правопреемником ТОО "Вперед" явился сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Вперед" (СПК (колхоз) "Вперед"), что следует из листа 16 Устава данного кооператива, утвержденного собранием членов кооператива от 18.03.99 г.
Решением единственного члена СПК (колхоз) "Вперед" преобразовано в ООО "Вперед" с передачей последнему всех прав и обязанностей кооператива. На основании передаточного акта от 21 января 2008 г. ООО "Вперед" передан земельный участок с кадастровым номером 76:16:000000:0081, площадью 190 га.
Постановлением главы Угличского муниципального округа от 09.08.2004 № 673 утвержден проект землеустройства СПК (колхоза) "Вперед", которым закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 190 га.
На основании протокола № 1-08 от 12.03.2008 г. внеочередного общего собрания участников ООО "Вперед" в Устав общества внесены изменения, связанные с изменением наименования общества на ООО "Агрофирма Вперед".
Внеочередным собранием участников ООО "Агрофирма Вперед" от 31 марта 2011 года принято решение о реорганизации общества в форме присоединения к ООО "Агрофирма Авангард" с переходом к последнему всех прав и обязанностей ООО "Агрофирма Вперед". На основании приложения № 1 к передаточному акту от 31 марта 2011 года ООО "Агрофирма Авангард" был передан на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, расположенный в Угличском районе, кадастровый номер 76:16:000000:81.
Таким образом, ООО "Агрофирма Авангард" на момент принятия оспариваемого Постановления № 619-п и до настоящего времени является правообладателем земельного участка, кадастровый номер 76:16:000000:81, расположенного в Угличском районе.
В связи с принятием Постановления № 619-п земельный участок с кадастровым номером 76:16:000000:81, площадью 1900 000 кв. м, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности.
Как видно из материалов дела, право постоянного бессрочного пользования ООО "Агрофирма Авангард" на указанный земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия постановления оспорено не было.
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.
Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст. ст. 216, 305 ГК РФ).
Из текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда от 25.11.2008 года № 5848 и приложенных к нему документов следует, что в нарушение ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие ООО "Агрофирма Авангард" на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие у общества получено не было.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка ООО "Агрофирма Авангард", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, избрав один из указанных видов права исключительно по своему усмотрению (с учетом установленных Кодексом и федеральными законами оснований отказа в предоставлении земельных участков в собственность).
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права ООО "Агрофирма Авангард", поскольку перевод земельного участка, правообладателем которого является данное лицо, в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права постоянного бессрочного пользования заявителя на земельный участок.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года № 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующим подпункт 132 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
К.Н.ИГНАТОВ

Решение вступило в законную силу
21 марта 2013 года.


------------------------------------------------------------------