Решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.03.2013 по делу N А82-3173/2012 <О признании частично не действующими приложений 7, 8, 9 к приказу Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15.12.2011 N 113-тэ "Об установлении тарифов на 2012 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. по делу № А82-3173/2012

Резолютивная часть оглашена 05.03.2012.
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
председательствующего Сурововой М.В., судей Ландарь Е.В. и Марусина В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Педченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО ЭК "ТеплоПром" (ИНН 7609024427, ОГРН 1117609000321) к
Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7604052011, ОГРН 1027600684407)
при участии прокурора Ярославской области
о признании приказа от 15.12.2011 № 113-тэ "Об установлении тарифов на 2012 год" недействующим с момента опубликования, а установленные этим приказом тарифы - незаконными,
при участии:
от заявителя - Берсеневой Н.А. по доверенности от 23.01.2013 и Журавлевой О.В. по доверенности от 12.12.2012
от ответчика - Пилатовского С.В. по доверенности от 29.05.2012, Ламовой Ж.Н. по доверенности от 29.05.2012 и Филиппова О.В. по доверенности от 24.02.2011
от прокурора - Кузьмина А.Г. прокурора отдела ГСО,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Энергетическая компания "ТеплоПром" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - приложений N№ 7 - 9 к приказу Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15.12.2011 № 113-тэ "Об установлении тарифов на 2012 год".
В окончательном виде установленный тариф оспаривается заявителем по трем основаниям: тариф установлен без учета решения арбитражного суда по делу А82-1793/2012, при расчете тарифа завышен объем полезного отпуска тепловой энергии, что подтвердилось при установлении тарифа на 2013 год, выбор метода регулирования произведен в нарушение приказа департамента от 16.05.2011 № 246.
Департамент полагает тариф установленным в соответствии с требованиями действующего законодательства: решение суда по делу А82-1793/2012 учтено при установлении тарифа на 2013 год, объем полезного отпуска принят по документам заявителя 2011 года, а при установлении тарифа на 2013 год заявитель представил иные расчеты, выбор метода регулирования относится к полномочиям департамента, а заявитель иного метода не предлагал.
Прокурор, вступивший в дело в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению только в части, относящейся к решению суда по делу А82-1793/2012.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (регулирующий орган) от 15.12.2011 № 113-тэ в приложениях N№ 7, 8 и 9 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельной общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания "ТеплоПром" Ростовского муниципального района: приложением № 7 - с 01.01.2012 по 30.06.2012 (1456,12 руб. за 1 Гкал без учета налога на добавленную стоимость), приложением № 8 - с 01.07.2012 по 31.08.2012 (1543,49 руб.), приложением № 9 - с 01.09.2012 по 31.12.2012 (1547,60 руб.).
Приказ принят в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" № 190-ФЗ (далее - Закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - постановление № 109), приказами Федеральной службы по тарифам и Положением о департаменте, утвержденном постановлением администрации Ярославской области от 25.08.2004 № 141.
Тариф установлен с применением метода индексации. Обратившись за установлением тарифа, заявитель письмом от 29.11.2011 № 48 просил рассмотреть и установить тариф по сведениям, представленным предприятием для установления тарифа на 2011 год. Никаких иных документов, кроме тогда представленных, заявитель в департамент не представлял.
Оценив обстоятельства дела и приведенные сторонами доводы, коллегия судей полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению только в той части, которая относится к установлению тарифа без учета состоявшегося судебного акта по делу А82-1793/2012.
Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие государственному регулированию, определены в статье 8 Закона № 190-ФЗ и включают, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов. Подлежащие регулированию цены (тарифы) устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов. В процессе регулирования тарифов может использоваться один из указанных методов регулирования. Решение о выборе метода регулирования тарифов принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (статья 9 Закона).
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (статья 10 Закона).
В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением № 109, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
При использовании метода индексации ранее утвержденных регулируемых тарифов (цен) тарифы устанавливаются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, которые учитывают: программы сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованные с регулирующими органами; отклонения фактических цен на топливо от прогнозных; отклонения фактического индекса потребительских цен от принятого при установлении регулируемых тарифов (цен) прогнозного индекса; изменения нормативных правовых актов, влияющие на размеры расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; изменения регулируемых тарифов (цен) на топливо в соответствии с решениями регулирующих органов; изменения ставок налогов и сборов.
В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на тепловую энергию, утвержденными тем же постановлением № 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы: баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии; баланс тепловой мощности; бухгалтерскую и статистическую отчетность за предшествующий период регулирования; расчет полезного отпуска тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям; данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам; расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии; оценку выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Поступившие материалы регистрируются регулирующим органом в день получения с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения, и в 2-недельный срок с даты регистрации регулирующий орган проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу. В случае применения метода индексации дело об установлении тарифов не открывается.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, расчет одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, осуществляется по каждому виду теплоносителя путем деления на суммарный плановый полезный отпуск тепловой энергии по совокупности договоров теплоснабжения соответствующих потребителей, получающих тепловую энергию в соответствующем виде теплоносителя, суммы следующих величин: совокупной стоимости производства тепловой энергии в соответствующим виде теплоносителя, совокупной стоимости оплачиваемых услуг по передаче тепловой энергии по соответствующим водяным или паровым сетям и совокупной стоимости расходов по сбыту тепловой энергии (пункт 72.1).
Тот же порядок расчета тарифа путем деления необходимой валовой выручки на период регулирования на годовой полезных отпуск тепловой энергии всем категориям потребителей предусмотрен и Указаниями по представлению материалов к расчету тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на территории Ярославской области, не относящимися к электроэнергетике, утвержденными постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23 апреля 2010 года № ППр-23-У/ТЭ и введенными в действие приказом Департамента от 13.05.2010 № 23.
Таким образом, при любом из выбранных методов регулирования тариф рассчитывается исходя из двух величин: расходов на производство тепловой энергии и планового объема ее полезного отпуска.
Признавая заявленные требования обоснованными в том, что относится к решению суда по делу А82-1793/2012, в котором заявитель оспаривал величину тарифа, установленного для него на 2011 год по методу экономически обоснованных расходов (затрат), суд исходит из следующего.
Признавая, что решение суда, принятое 18.09.2012, никак не могло быть учтено департаментом 15.12.2011 при установлении тарифа на 2012 год и что действующим правовым регулированием данная ситуация никак не решается, суд полагает, что при применении метода индексации расходов, учтенных при установлении тарифа на предыдущий период регулирования, индексироваться должны достоверные величины, и такие достоверные величины определены судебным решением.
Решением суда от 18.09.2012, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции от 14.12.2012, признано не соответствующим действующему законодательству установление тарифа для заявителя на 2011 год в той части, в которой при определении размера необходимых для производства тепловой энергии затрат не были учтены расходы на аренду грузового автомобиля в сумме 488036 руб., на аренду специального автомобильного крана в сумме 305085 руб., на перевозку работников к месту работы и обратно в сумме 77153 руб., на оплату услуг по охране и организации пропускного режима в сумме 57710 руб. и расходы на топливо из расчета цены мазута 8795,78 руб. за 1 т.
Объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный регулирующим органом при расчете тарифа для заявителя на 2012 год, составил 22590 Гкал. Тот же объем был принят и при расчете тарифа на 2011 год.
Разногласия сторон относительно данной величины рассматривались судом в том же деле № А82-1793/2012. Суд признал правомерным объем полезного отпуска, принятый департаментом. Как было указано, никаких иных документов для тарифа на 2012 год заявитель в департамент не представлял. Что касается установления тарифа на 2013 год, то данное обстоятельство никак не может быть учтено при рассмотрении разногласий по тарифу на предыдущий период регулирования.
В решении по делу А82-1793/2012 суд уже указывал, что для установления тарифа регулируемая организация обязана представить в регулирующий орган документы, подтверждающие и объем полезного отпуска тепловой энергии, и величину расходов, необходимых для производства этого объема. Документы должны быть обоснованными и достоверно подтверждающими соответствующие величины. Ответственность за недостоверность тех или иных сведений лежит на регулируемой организации.
Решение о выборе метода регулирования тарифов, как было указано выше, принимается регулирующим органом с учетом предложения регулируемой организации. Обратившись за установлением тарифа на 2012 год по материалам, представленным ранее для тарифа на 2011 год, заявитель по существу и просил применить метод индексации, поскольку при отсутствии документов применение иного метода невозможно. Что касается ссылки на приказ департамента от 16.05.2011 № 246 "О применении методов регулирования тарифов на 2012 год", в приложении № 1 к которому указаны выбранные департаментом методы регулирования в отношении каждой теплоснабжающей организации, то ссылка на него не имеет никакого правового значения для рассмотрения настоящего дела.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать приложения № 7, 8 и 9 к приказу Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15.12.2011 № 113-тэ "Об установлении тарифов на 2012 год" не соответствующими Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, в той части, в которой при определении размера тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельной ООО "Энергетическая компания "ТеплоПром" Ростовского муниципального района, не были учтены и проиндексированы расходы общества на аренду грузового автомобиля в сумме 488036 руб., на аренду специального автомобильного крана в сумме 305085 руб., на перевозку работников к месту работы и обратно в сумме 77153 руб., на оплату услуг по охране и организации пропускного режима в сумме 57710 руб. и расходы на топливо из расчета цены мазута 8795,78 руб. за 1 т.
В остальной части, оспариваемой заявителем, признать приложения к приказу соответствующими действующему законодательству в сфере регулирования тарифов на тепловую энергию.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в месячный срок.

Председательствующий
М.В.СУРОВОВА

Судьи
Е.В.ЛАНДАРЬ
В.А.МАРУСИН


------------------------------------------------------------------