Апелляционное определение Ярославского областного суда от 11.03.2013 по делу N 33-1329 <Об оставлении без изменения решения Кировского районного суда г. Ярославля от 23.11.2012, которым была признана не действующей статья 28 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 N 42 , в части наделения избирательной комиссии города Ярославля полномочиями по организации проведения опросов граждан>



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2013 г. по делу № 33-1329

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Равинской О.А.,
судей Кутузова М.Ю., Гушкана С.А.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Равинской О.А.
11 марта 2013 года
дело по апелляционной и дополнительной апелляционной жалобе мэрии города Ярославля на решение Кировского районного суда города Ярославля от 23 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Требования прокурора города Ярославля удовлетворить.
Признать недействующей и неподлежащей применению со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения статью 28 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 16 октября 2005 года № 42, в редакции решения муниципалитета г. Ярославля от 23 марта 2007 года № 409, в части наделения избирательной комиссии города Ярославля полномочиями по организации проведения опросов граждан".

По делу установлено:

решением муниципалитета г. Ярославля № 42 от 16 октября 1995 года утвержден Устав города Ярославля, который был опубликован 19 - 25 октября 1995 года в газете "Городские новости" № 42, зарегистрирован в ГУ Минюста России по Центральному федеральному округу 16 ноября 2005 года.
Статьей 28 Устава города Ярославля предусмотрены полномочия избирательной комиссии города Ярославля, а именно: избирательная комиссия города Ярославля организует подготовку и проведение муниципальных выборов, городского референдума, голосования по отзыву депутата муниципалитета, мэра города, голосования по вопросам изменения границ города Ярославля, преобразования муниципального образования, осуществление проверки соблюдения установленного порядка выдвижения правотворческой инициативы граждан.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 23 марта 2007 года № 409 "О внесении изменений в Устав города Ярославля в связи с изменением законодательных актов Российской Федерации", опубликованным в газете "Городские новости" № 26 от 21 апреля 2007 года, в статью 28 Устава города Ярославля внесены изменения. Изменения в Устав города Ярославля зарегистрированы в установленном законом порядке в ГУ Минюста России по Центральному федеральному округу 9 апреля 2007 года.
В соответствии с редакцией статьи 28 Устава города Ярославля с указанными изменениями избирательной комиссии города Ярославля дополнительно вменено полномочие по проведению опросов граждан.
Прокурор города Ярославля обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 28 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 16 октября 2005 года № 42, в части наделения избирательной комиссии города Ярославля полномочиями по проведению опросов граждан. В обоснование требований указано, что наделение избирательной комиссии полномочиями по проведению опросов граждан противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 20 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проводят выборы и референдумы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя мэрии города Ярославля и муниципалитета г. Ярославля по доверенностям Я., возражения помощника прокурора Ярославской области Лемеховой Т.С., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Устав города Ярославля и изменения, внесенные решением муниципалитета г. Ярославля от 23 марта 2007 года № 409 "О внесении изменений в Устав города Ярославля в связи с изменением законодательных актов Российской Федерации", приняты, опубликованы и зарегистрированы в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данным Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Пунктом 3 вышеназванной статьи установлено, что Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 вышеназванного Федерального закона, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона. В соответствии со статьей 20 вышеуказанного закона избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (пункт 3). Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (пункт 8).
Статьей 24 названного закона предусмотрены порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований. Избирательной комиссией муниципального образования является избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума. В пункте 10 данной статьи перечислены полномочия избирательной комиссии муниципального образования, связанные с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума.
Аналогичные полномочия избирательной комиссии муниципального образования предусмотрены пунктами 1 - 30 части 4 статьи 22 Закона Ярославской области № 27-з от 2 июня 2003 года "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области".
Подпунктом "к" пункта 10 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что избирательная комиссия муниципального образования может осуществлять иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Аналогичное положение закреплено в подпункте 31 части 4 статьи 22 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области".
Судебная коллегия полагает, что в соответствии с указанными нормами законов на избирательную комиссию муниципального образования уставом муниципального образования могут быть возложены иные полномочия, но исключительно связанные с только подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Анализ вышеуказанных норм закона свидетельствует о том, что опрос граждан - это форма выявления мнения населения, которое может учитываться при принятии решений органами местного самоуправления. Опрос граждан не является разновидностью выборов и референдумов, не связан с подготовкой и проведением местных выборов и референдумов. Поэтому полномочия по организации проведения опросов граждан не могут быть отнесены к полномочиям избирательных комиссий муниципального образования.
Таким образом, наделение избирательной комиссии города Ярославля полномочиями по проведению опросов граждан противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закону Ярославской области № 27-з от 2 июня 2003 года "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области", поскольку на избирательную комиссию города Ярославля возложена не свойственная ей функция, не связанная с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума.
Доводы жалобы и дополнительной жалобы на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о признании недействующей и неподлежащей применению статьи 28 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 16 октября 2005 года № 42, в редакции решения муниципалитета г. Ярославля от 23 марта 2007 года № 409, в части наделения избирательной комиссии города Ярославля полномочиями по организации проведения опросов граждан.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную и дополнительную апелляционную жалобу мэрии города Ярославля на решение Кировского районного суда города Ярославля от 23 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------