Решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.02.2013 по делу N А82-12391/2012 <О признании частично не действующим приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 03.11.2010 N 125 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 27 октября 2010 года N ППр-125-ВС/ВО "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые открытым акционерным обществом "Ярославльводоканал" г. Ярославля">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. по делу № А82-12391/2012

Резолютивная часть
оглашена 18.02.2013
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
председательствующего Сурововой М.В., судей Ловыгиной Н.Л. и Марусина В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Педченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ОАО "Ярославльводоканал" (ИНН 7606069518, ОГРН 1087606002384) к
Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7604052011, ОГРН 1027600684407)

о признании приказа департамента от 03.11.2010 № 125 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 27.10.2010 № ППр-125-ВС/ВО "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые открытым акционерным обществом "Ярославльводоканал" г. Ярославля" не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2010 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в части
при участии:
от заявителя - Кропотова А.В. по доверенностям от 25.10.2012 и 08.02.2013, Смирновой Л.Е. по доверенностям от 04.06.2012 и 28.01.2013
от ответчика - Кононенко О.А. по доверенности от 08.11.2012, Филиппова О.В. по доверенности от 23.07.2012, Пилатовского С.В. по доверенности от 29.05.2012
от прокурора - Кузьмина А.Г. по доверенности от 27.11.2012,

установил:

Открытое акционерное общество "Ярославльводоканал" обратилось в суд с заявлением (впоследствии уточненным) о признании недействующим как не соответствующего Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 03.11.2010 № 125 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 27.10.2010 № ППр-125-ВС/ВО "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые открытым акционерным обществом "Ярославльводоканал" г. Ярославля" в той части, в которой при определении размера тарифа были увеличены объемы реализации на услуги холодного водоснабжения питьевой водой на 3865 тыс. куб. м, на услуги водоотведения и очистки сточных вод на 5859 тыс. куб. м, на услуги по техническому водоснабжению на 1819 тыс. куб. м, не были учтены расходы на выплату заработной платы с отчислениями на социальные нужды в общей сумме 7263 тыс. руб. и необоснованно включена прибыль от прочей деятельности в сумме 46485 тыс. руб.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ в дело вступил прокурор Ярославской области.
Департамент считает установленный тариф рассчитанным в соответствии с нормами действующего законодательства и ему не противоречащим.
Прокурор полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично - в части объемов реализации услуг и расходов на выплату заработной платы.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.
Приказом департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 03.11.2010 № 125 было введено в действие постановление правления департамента от 27.10.2010, которым были согласованы производственные программы ОАО "Ярославльводоканал" на 2011 год по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, план мероприятий по повышению эффективности деятельности общества и с 01 января 2011 года установлены тарифы на услуги холодного водоснабжения питьевой водой, холодного водоснабжения технической водой и водоотведения и очистки сточных вод. Тарифы установлены в размерах соответственно 13,18 руб. за 1 куб. м, 1,67 руб. за 1 куб. м и 9,06 руб. за 1 куб. м без налога на добавленную стоимость.
Постановление принято в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Положением о департаменте, утвержденным постановлением Администрации Ярославской области от 25.08.2004 № 141, Положением о порядке представления материалов для утверждения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом департамента от 05.06.2007 № 11, и на основании заявления общества.
Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 191-ФЗ, действующей с 01.01.2011 до 01.01.2013, установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с данным Законом подлежат регулированию: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Организацией коммунального комплекса в целях данного Закона признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: 1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; 2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных и инвестиционных программ; 3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; 4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; 5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; 6) установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; 7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Производственная программа включает: обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса; план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры; план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Методами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются:
установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;
установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса; индексация установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг);
установление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, тарифов на основе долгосрочных параметров как в числовом выражении, так и в виде формул, в том числе с применением нормы доходности инвестированного капитала, в соответствии с которой эти тарифы устанавливаются в размере, покрывающем расходы на осуществление регулируемой деятельности и обеспечивающем возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Правительство Российской Федерации утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы регулирования) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; согласовывают производственные и дают заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Согласно Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы: метод установления фиксированных тарифов; метод установления предельных тарифов и метод индексации установленных тарифов.
Решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования. Принятие решения о выборе метода регулирования тарифов и расчет размера регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с применением избранного метода установления тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями. При использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
Расчетный объем реализуемых товаров и услуг соответствующего вида определяется с учетом утвержденных органами регулирования на период действия тарифов нормативов потребления ресурсов, поставляемых организацией коммунального комплекса.
Метод индексации установленных тарифов применяется при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров и услуг, в том числе при отклонении фактического роста потребительских цен и других показателей от потребительских цен и показателей, с учетом которых были установлены тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса в предшествующем периоде.
Установление тарифов с использованием метода индексации осуществляется путем умножения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленных в предшествующий период, на индексы, отражающие изменения условий деятельности организаций коммунального комплекса. Индексы рассчитываются с использованием индексов, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации, и отражают изменение расходов организаций коммунального комплекса по отдельным статьям затрат с учетом долей соответствующих статей затрат в части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенной применительно к отдельному виду деятельности этой организации.
ОАО "Ярославльводоканал" является организацией коммунального комплекса. Основными видами деятельности общества является оказание услуг предприятиям, организациям и населению города по водоснабжению питьевой и технической водой, приему и очистке сточных вод.
Общество 25.08.2010 в установленном порядке обратилось в регулирующий орган, представив производственную программу, необходимые документы и предварительный расчет тарифов. Общество рассчитало тарифы в следующих размерах: за питьевую воду - 16,86 руб. за 1 куб. м, за техническую воду - 2,37 за 1 куб. м, за прием и очистку - 11,65 руб. за 1 куб. м (без НДС).
Производственную программу правление департамента утвердило с корректировкой и произвело самостоятельный расчет тарифов, установив их в указанных выше размерах: 13,18 руб. за 1 куб. м, 1,67 руб. за 1 куб. м и 9,06 руб. за 1 куб. м соответственно.
Департаментом применен метод индексации тарифов.
Как было указано, принятие регулирующим органом метода регулирования тарифов осуществляется в соответствии с методическими указаниями.
Методические указания по расчету тарифов утверждены приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 уже после установления департаментом тарифов, но в определенной своей части суд полагает возможным их применение при разрешении настоящего дела. Указаниями предусмотрено.
Для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснованием целесообразности его применения, а также расчет тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования. В случае несогласия с предложенным регулируемой организацией методом регулирования орган регулирования может потребовать от регулируемой организации пересчет тарифов в соответствии с выбранным методом.
Регулирование методом установления фиксированных тарифов может сочетаться с регулированием методом индексации.
Заявитель, обратившись в суд, оспаривает, как было указано, объем реализации услуг, корректировку производственной программы в части заработной платы (среднесписочной численности работников) и включение в выручку прибыли от прочей деятельности в размере 46485 тыс. руб.
Оценив обстоятельства дела, представленные сторонами документы и данные ими пояснения, судебная коллегия полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично - в том, что относится к объему реализации услуг и расходам по заработной плате.
Как следует из материалов дела, объем реализации услуг на период регулирования определен регулирующим органом на уровне 2009 года (в части оказания услуг предприятиям и организациям) и как среднее арифметическое 2008 и 2009 годов (в части оказания услуг населению). Такой подход департамент объяснил тем, что фактический объем реализации услуг на момент установления тарифа известен только за 2009 год, а в части населения им было учтено, с одной стороны, массовое установление приборов учета водопотребления, с другой стороны, проживание в сдаваемом в наем жилье, не имеющем приборов учета, граждан в количествах, значительно превышающих зарегистрированных.
Предприятие предложенный объем реализации рассчитало как умноженный на 2 фактический объем реализации услуг за I полугодие 2010 года, кроме услуг по технической воде, объем реализации которой был определен предприятием с учетом динамики изменения объемов с 2009 года. Последнее объяснено предприятием значительным снижением объемов оказываемых услуг, очень низким тарифом и постоянными убытками от данного вида деятельности.
Оценив доводы сторон, изучив динамику объемов реализации услуг за 2007 - 2009 г.г. и учитывая отсутствие правового регулирования порядка определения объемов в условиях установления приборов учета потребления, суд решил согласиться с доводами предприятия и его предложением рассчитать объем реализации услуг применительно к фактическому объему реализации за I полугодие 2010 года. Такой подход суд полагает подлежащим применению и к отпуску технической воды, не найдя сколь-либо значимых обстоятельств, диктующих иной подход к данному виду услуг.
В части расходов по заработной плате суд также согласился с предложением предприятия, приняв во внимание представленные им расчеты и объяснения, доказывающие необходимость увеличения численности работников, несмотря на снижение объемов реализации. В этой части суд учел и то обстоятельство, что при установлении тарифов на 2013 год департаментом были приняты предложения предприятия по среднесписочной численности работников в полном объеме.
В части включения в объем финансовых потребностей для расчета тарифа суммы 46458 тыс. руб. суд признал доводы предприятия неубедительными, а заявленные требования в этой части - необоснованными.
Как следует из объяснений сторон, данная сумма была включена в выручку предприятия при установлении тарифа на 2010 год, как сумма средств, составляющих повышенную плату за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ. Та же сумма учтена департаментом и при определении объема финансовых потребностей на 2011 год.
Каким образом повышенная плата на водоотведение и очистку сточных вод не относится к основному виду деятельности, как утверждало предприятие ранее, суд не уяснил. Не было уяснено судом и каким образом включение данной суммы в планируемую выручку на 2011 год сокращает возможность проведения природоохранных мероприятий, как стало утверждать предприятие позже.
Для достоверного подтверждения последнего довода предприятию следовало доказать, что за счет получаемой повышенной платы им проводятся те мероприятия, затраты по которым не были включены и не включаются в производственную программу. Таких доказательств предприятием представлено не было.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования заявителя удовлетворить частично.
Признать приказ Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 03.11.2010 № 125 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 27.10.2010 № ППр-125-ВС/ВО "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые открытым акционерным обществом "Ярославльводоканал" г. Ярославля" не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2010 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в той части, в которой при установлении тарифа объем реализации услуг по холодному водоснабжению был принят в размере, превышающем 72658 тыс. куб. м, объем реализации услуг по техническому водоснабжению был принят в размере, превышающем 14397 тыс. куб. м, объем реализации услуг по водоотведению и очистке сточных вод был принят в размере, превышающем 70442 тыс. куб. м, и в той части, в которой при определении финансовых потребностей не были учтены расходы на выплату заработной платы в сумме 7263 тыс. руб., и не действующим в указанной части. Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в месячный срок.

Председательствующий
М.В.СУРОВОВА

Судьи
Н.Л.ЛОВЫГИНА
В.А.МАРУСИН


------------------------------------------------------------------