По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Ярославского областного суда от 20.12.2012 по делу N 3-66/2012 <О признании недействующим подпункта 162 Перечня земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства ЯО от 26.11.2008 N 619-п>
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2012 г. по делу № 3-66/2012
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виктория" о признании недействующим п/п 162 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",
установил:
26 ноября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с Приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Подпунктом 162 названного Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п (в ред. постановления Правительства Ярославской области от 10.06.2009 г. № 574-п) (далее - Постановление № 619-п) разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Пошехонский район, Князевский сельский округ, межселенная территория, кадастровый номер земельного участка 76:12:000000:170, площадь земельного участка 26 070 000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести" № 110 от 10.12.2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - ООО "Виктория") обратилось в суд с заявлением о признании незаконным п/п 162 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к Постановлению № 619-п со дня его принятия, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 76:12:000000:170, площадью 26 070 000 кв. м предоставлен ООО "Виктория" (как правопреемнику СПК (колхоз) "Победа") в безвозмездное пользование на 49 лет на основании договора от 13.08.1998 года, зарегистрированного 11.02.1999 года (регистрационный номер 76:12:01-1999:11), оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 года № 172-ФЗ) и нарушает права заявителя как правообладателя земельного участка, поскольку перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда произведен без согласия ООО "Виктория" и при отсутствии правовых оснований к такому переводу.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Коляда О.И. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Ярославской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, к судебному заседанию Правительством ЯО представлено письменное объяснение на заявление ООО "Виктория" с приложенным к нему пакетом документов по переводу земельного участка. В объяснении Правительства ЯО содержится ходатайство о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Правительства ЯО.
Как видно из представленных объяснений, Правительство ЯО заявленные требования ООО "Виктория" не признает, ссылаясь на то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством и действующим Земельным кодексом РФ, земли, на которых расположены леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения, так как они входили в единый лесной фонд и не передавались сельскохозяйственным организациям в собственность. Леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования для обеспечения потребности в древесине и других природных ресурсах. Несоответствие сложившейся практики учета земель лесного фонда требованиям законодательства РФ имеет негативные последствия и приводит к незаконному изъятию земель лесного фонда и передаче их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства. Кроме того, договор пользования был заключен заявителем с участком лесного фонда и, таким образом, правоотношения с заявителем с самого начала складывались исходя из функционального определения участка в составе лесного фонда.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается в том числе согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 162 Приложения к Постановлению № 619-п, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ.
Постановлением Главы Первомайского муниципального района от 15.12.2008 года № 681 "О внесении изменений в постановление главы администрации Первомайского района № 70 от 15.04.1996 г. "Об утверждении проектов землеустройства (перераспределения земель) ТОО "Виктория" за ООО "Виктория" для целей сельскохозяйственного производства на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 3702 га.
Из представленного в судебное заседание договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, от 13.08.1998 года видно, что спорный земельный участок был передан в безвозмездное пользование сельскохозяйственному кооперативу (колхозу) "Победа" на 49 лет.
В соответствии с п. 1.3 Устава ООО "Виктория" Общество является единственным правопреемником колхоза "Победа" в отношении всех прав и обязательств последнего.
Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что ООО "Виктория" является правообладателем спорного земельного участка.
В связи с принятием Постановления № 619-п земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, что свидетельствует о том, что на момент перевода, земельный участок не был зарегистрирован как участок земель лесного фонда, поэтому именование участка в договоре пользования как участка лесного фонда правового значения для отнесения его к той или иной категории земель не имеет.
Как видно из материалов дела, право пользования ООО "Виктория" на указанный земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия постановления оспорено не было.
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.
Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст. ст. 216, 305 ГК РФ).
Из объяснений представителя заявителя, а также текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельного участка и приложенных к нему документов, следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие ООО "Виктория" на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие у ООО "Виктория" получено не было.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка - ООО "Виктория", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание то, что нарушения были допущены при принятии правового акта, и считает с учетом заявленных требований необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 53.1 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" (в редакции Закона ЯО от 09.07.2009 года № 45-з) решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующим п/п 162 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" со дня его принятия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
ИГНАТОВ К.Н.
Решение суда вступило в законную силу
22 января 2013 года.
------------------------------------------------------------------